Предмет и задачи исправительной психологии

Исправительная психология исследует психологи­ческие стороны перевоспитания лиц, совершивших пре­ступления, приобщения их к трудовой деятельности и адаптации к нормальному существованию в нормальной социальной среде, динамику личности осужденного, факто­ры, влияющие на его перевоспитание, структуру коллекти­ва осужденных, а также разрабатывает практические реко­мендации по перевоспитанию и ресоциализации осужден­ных. Исправительно-трудовая психология тесно связана с исправительно-трудовым правом, педагогикой, психоло­гией труда и социальной психологией.

Перед исправительно-трудовыми учреждениями стоят чрезвычайно сложные задачи по перевоспитанию лиц, со­вершивших преступления, приобщению их к трудовой дея­тельности и адаптации к нормальному существованию в обществе.

Эти задачи не могут быть решены без использования данных различных наук, изучающих личность человека, его взаимоотношения с коллективом, а также роль различных факторов, положительно или отрицательно воздействующих на личность осужденного. Одной из наиболее актуаль­ных наук, способствующих решению указанных выше за­дач, является исправительно-трудовая психология, которая исследует закономерности психической деятельности чело­века, отбывающего наказание, и основные факторы, влияю­щие на него в процессе перевоспитания.

Попадая в ИТУ, почти каждый осужденный планирует для себя только окончание срока наказания. Перед воспита­телями ИТУ стоит гораздо более сложная задача: планиро­вать нового человека, уметь видеть этого нового человека в каждом осужденном и с помощью мер воспитательного воздействия добиваться, чтобы осужденный тоже стремил­ся к перестройке, переделке собственной личности.

Под влиянием определенных условий жизни у каждого человека образуется устойчивая система реагирования на факторы окружающей среды, складывается динамический стереотип. У преступника (вора, хулигана, грабителя и т. п.) при длительном занятии преступной деятельностью также вырабатываются своеобразные привычки и навыки, и в этом случае порой можно говорить о динамическом пре­ступном стереотипе. Человек привыкает к отсутствию по­стоянного жилья, перестает систематически трудиться и теряет трудовые навыки, зато приобретает преступные, и впоследствии каждую окружающую его ситуацию рассмат­ривает только под одним углом зрения — можно ли в дан­ных обстоятельствах безнаказанно совершить преступле­ние?

Прежде чем приспосабливать такого человека к сущест­вованию в нормальной социальной среде, необходимо раз­рушить его преступный стереотип и заменить трудовым. В ИТУ, в условиях нормальной жизни, преступный стерео­тип начинает постепенно "таять", так как он не подкрепляется преступной практикой и мысленным повторением преступных операций. Этот положительный процесс идет тем быстрее, чем активнее осужденный включился в трудо­вую, учебную и общественную деятельность. Исправитель­но-трудовая психология исследует динамику личности осужденного, факторы, влияющие положительно на осуж­денного и способствующие активной перестройке его лич­ности: режим, труд, коллектив, воспитательное воздейст­вие, а также факультативные факторы — семья, дружеские связи с лицами, находящимися на воле, учеба, увлечение самодеятельностью и т. д.

Среди признанных вменяемыми преступников значи­тельное количество невротиков и психопатов. Для перевос­питания и ресоциализации этих лиц наряду с обычными мерами необходима разработка медико-психологических методов воздействия.

Как известно, в юридическом аспекте наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая судом лицу, умышленно или неосторожно совершившему пре­ступление. В наказании выражается отрицательная оценка, даваемая государством антиобщественному, противоправ­ному деянию и лицу, его совершившему. Являясь карой за совершенное преступление уголовное наказание преследу­ет взаимосвязанные и взаимообусловленные цели исправ­ления, перевоспитания осужденного и предупреждения со­вершения преступления как осужденным, так и иными ли­цами.

Таким образом, наказание преследует три цепи: пока­рать, исправить и перевоспитать осужденного, а также пре­дупредить преступление (общая и специальная профилак­тика). Все три цели наказания имеют различное психоло­гическое обоснование, и каждой из них присущ свой психо­логический механизм.

В психологическом аспекте наказание как кара — есть фактор отрицательного подкрепления. Карательная функ­ция выражается в причинении осужденному физических и моральных страданий. Мера этих страданий и пережива­ний определяется судом, и всегда величина ее является ин­дивидуальной.

Наказание как мера кары имеет ряд особенностей, заставляющих осужденного переживать отрицательную реак­цию государства. Прежде всего, переживается отрыв от об­щества и от привычной для каждого человека среды, созна­ние деятельности этого отрыва. Это лишение определенных - прав и преимуществ, и среди них основным является ли­шение свободы. Последнее — это ограничение ряда потреб­ностей, которые всегда планируются человеком. Наиболее важным среди этого всего является лишение человека воз­можности планировать свое поведение.

Иную основу имеет цель исправления и перевоспитания осужденного. Ока основана на присущей человеческой пси­хике способности претерпевать изменения под воздействи­ем специально организованной внешней среды. Пластич­ность психики выступает, следовательно, как основная пси­хологическая предпосылка возможности исправления и пе­ревоспитания. Наиболее отчетливо фактор целенаправлен­ной организации внешней среды проявляется в деятельно­сти исправительно-трудовых учреждений. Указанные две цели наказания достигаются различными путями. Причинение страданий — "карательный эффект" — достигается реализацией требований режима и срока действия наказа­ния и осуществляется изоляцией и принудительной регла­ментацией личностных проявлений осужденных, их жизни и быта. Напротив, исправительно-трудовое воздействие ("исправительный эффект") достигается путем применения специальных средств исправления и перевоспитания, пу­тем ресоциализации личности.

Превентивные цели наказания имеют другие психоло­гические основы. Специальное предупреждение, т. е. пре­дупреждение в отношении отдельных лиц, уже совершив­ших преступление, достигается созданием в процессе ис­полнения наказания таких условий и такого "психологиче­ского климата", которые, как предполагается, должны иск­лючить или в значительной мере затруднить совершение этими лицами новых преступлений. Действенно уже само изъятие из той среды, в которой могло бы совершиться преступление и которая представляла возможность его со­вершения.

Общее предупреждение как цель наказания выходит за пределы его исполнения в отношении какого-либо конк­ретного осужденного. Оно, как известно, представляет со­бой угрозу причинения физических и моральных страда­ний, обращенных к неопределенно широкому кругу лиц, склонных к антиобщественному поведению. Психологиче­ская сторона общего предупреждения состоит в том, что в сознании лиц, склонных совершить преступление, всегда вызывается ассоциация о причиненных страданиях, осно­ванная на восприятии ряда дел. Таким обра­зом, у этой группы лиц создается представление о неотвра­тимости наказания и в то же время создастся система анти-кримногенных мотивов, способствующих всегда в случае борьбы мотивов тому, чтобы победили именно эти мотивы.

Суммируя изложенное, можно сказать, что психологи­ческой основой наказания, ее стержнем, который обуслов­ливает тяжесть, и является само представление о наказа­нии, о длительности лишения прав и свободы. Мучения и страдания вызывают представления о длящихся наказани­ях, особенно в начале срока. Кроме того, значимы также представления о неизбежности наказания, неотвратимости наказания и постоянные угрызения совести, действующие в течение срока, на который определено наказание.

Ниже нами будут рассмотрены последовательно факто­ры, влияющие на осужденного и способствующие активной перестройке его личности: труд, коллектив, воспитательное воздействие, а также факультативные факторы — семья, дружеские связи с лицами, находящимися на воле, учеба, увлечение самодеятельностью и т. д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: