Патристика. Этап патристики определяется 1 по 6 в.в н.э., т.к

Этап патристики определяется 1 по 6 в.в н.э., т.к. разработчики основных догматов христианской религии были одновременно и крупнейшими философами своего времени. Философия—служанка богословия, т.е. философия развивается с учетом основных религиозных догм.

Главные проблемы:

Ø Проблема сущности бога и его тройственности (тринитарная проблема),

Ø Мир конечен или нет, сотворен Богом или нет,

Ø Можно ли познать законы бытия, познание ограниченно сознанием или нет,

Ø Что есть время, пространство, бытие,

Ø Отношение веры и разума, откровения христиан и мудрости язычников,

Ø Понимание истории как движения к определенной конечной цели и определение этой цели,

Ø Свобода воли человека и возможность спасения его души,

Ø Проблема происхождения зла в мире, причины, по которым его терпит Бог.

Августин Блаженный (Аврелий)

Принял христианство в зрелом возрасте, на него большое влияние оказывала мать – христианка, получил прекрасное образование, преподавал право и риторику в Карфагене, Милане, в 387 г после принятия христианства возвращается в Тагаст, основывает общину, становится епископом, погиб во время осады Гиппона (Сев.Африка) варварами.

Наиболее авторитетными представителями средневековой теологической философии являлись Августин Блаженный и Фома Аквинский. Аврелий Августин (Блаженный) (354 - 430) заложил основы католицизма как главного в то время направления христианства. Был од­ним из основателей ранней схоластики. Главное произведение Августина Блаженного - "О граде Божьем" - на протяжении столетий стало распространенным религиозно-философским трактатом, на который -опирались средневековые теологи при изучении и преподавании схоластики. Иными известными произведениями Августина являются: "О прекрас­ном и пригодном", "Против академиков", "О порядке".

Основные направления:

Ø Опирался на наследие Платона,

Ø Борется с арианством (Арий –константинопольский священник, призывал реформировать церковь, христианство похоже на язычество в Троице - многобожие - надо оставить одного Бога-отца, подрывал основы христианства).

Ø Уделял большое внимание истории и концепции исторического прогресса,

Ø Проблемы времени и бытия,

Ø Внимание человеку, личности как богоподобному,

Ø Заложил основы католицизма как главного в то время направления христианства.

Особое место в философии Августина Блаженного занимают размышления о Боге: Бог существует; главными доказательствами существования Бога являются его присутствие во всем, всемогущество и совершенство; все - материя, душа, пространство и время - является творениями Бога; Бог не только сотворил мир, но и продолжает творить в настоящее время, будет творить в будущем; знания (чувства, мысли, ощущения, опыт) реальны и самодостаточ­ны (самодостоверны), однако высшее, истинное, неопровержимое знание достигается только при познании Бога.

Можно выделить следующие основные положения философии Августи­на Блаженного: ход истории, жизнь общества - это борьба двух противоположных царств -Земного (грешного) и Божественного; Земное царство воплощается в государственных учреждениях, власти, армии, бюрократии, законах, императоре; Божественное царство представлено священнослужителями – особыми людьми, наделенными благодатью и близкими к Богу, которые объе­динены в христианскую Церковь; Земное царство погрязло в грехах и язычестве и будет рано или поздно побеждено Божественным царством; в связи с тем, что большинство людей грешны и далеки от Бога, свет­ская (государственная) власть необходима и будет существовать далее, но будет подчинена духовной власти; короли и императоры должны выражать волю христианской Церкви и подчиняться ей, а также непосредственно Папе Римскому; Церковь - единственная сила, способная объединить мир; бедность, зависимость от других (ростовщиков, землевладельцев и т. д.), подчинение не угодны Богу, но, пока эти явления существуют, с ними надо смириться и терпеть, надеяться на лучшее; высшее блаженство - счастье человека, которое понималось как углубление в себя, ученость, понимание истины; после смерти праведники в награду от Бога получают загробную жизнь.

Идеи о Боге:

Ø Бог существует, доказательство – его присутствие во всем, его совершенство,

Ø Материя, душа, пространство и время являются творениями Бога,

Ø Бог не только сотворил мир, но и продолжает его творить и будет творить,

Ø Высшее, истинное, неопровержимое знание достигается только при познании бога, вера и знание - одно и тоже.

Время, пространство, бытие:

Ø Бог сотворил мир из ничего, создав первоматерию, время,

Ø Бог пребывает вне времени, время субъективно, оно существует только в уме человека.

Ø Время социально,

Ø Пространство тоже социально, есть пространство бытия, интимное, личное, войны, культуры.

История и концепции исторического прогресса:

Ø История определяется божественным провидением,

Ø История имеет направленность, вектор, что выражается движением истории от язычества к христианству, исторический прогресс – организация общества по образцу христианской церкви,

Ø Ход истории, жизнь общества – борьба двух противоположных царств: земного и Божественного,

Ø История закончится вторым пришествием Христа.

Личность человека:

Ø Человек - разумная душа, которая пользуется грешным телом, цель человека – спасти душу,

Ø К Богу человек может прийти двумя путями: через веру и через познание разумом (богопознание) при помощи теологии и философии, в вере проявляется воля человека, поэтому воля и вера гораздо выше ума, но вера не вытекает из познания.

Ø Истину надо искать в Боге, а не в науках, разум сам истину обрести не может, истины ума ограничены, не полны.

Ø Человек свободен: может идти за Христом, а может и не идти.

Ø Наше сердце – поле битвы между Богом и чертом, мы ответственны за зло.

Общество:

Ø Земное царство воплощено в государстве, а божественное - в священнослужителях и Церкви,

Ø Земное царство погрязло в грехах, но будет рано или поздно побеждено божественным, поэтому короли и императоры должны выражать волю Церкви и ей подчиняться,

Ø Бедность, умерщвление плоти, возвышение духа, познание и полное подчинение Богу – высшее счастье человека.

Значение философии Августина Блаженного в том, что им: уделено большое внимание проблеме истории (редкость для того вре­мени); Церковь (часто подвластная государству и преследуемая в Римской им­перии) объявлена тоже властью наряду с государственной (а не эле­ментом государства); обоснована идея господства Церкви над государством, а Римского Папы -над монархами - главная идея, за выдвижение которой и ее последующее воплощение в реальности католическая Церковь чтила и боготворила Августина Блаженного, особенно в средние века; выдвинута идея социального конформизма (смирение с бедностью и чужой властью), что также было крайне выгодно как Церкви, так и государству; воспевался человек, его красота, сила, совершенство, богоподобность (что также было редкостью для того времени и устраивало всех); одновременно человеку рекомендовалось умерщвлять плоть, развивать и возвышать дух, познавать Бога и полностью подчиняться Богу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: