УТВЕРЖДАЮ
Начальник кафедры
психологии и педагогика
полковник внутренней службы
А.В. Шленков
«___»______________________2013г.
ЛЕКЦИЯ
по дисциплине «Юридическая психология»
ТЕМА 3: «ПСИХОЛОГИЯ ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ»
По специальности: 030301.65 «Психология»
Специализация: «Безопасность в чрезвычайных ситуациях»
СМК-УМК 4.4.2-45-13
Санкт-Петербург
I.Учебные цели:
1. Познакомить соструктурой личности преступника.
2. Рассмотреть психологию преступной группы.
II. Воспитательные цели
1. Дать возможность обучающимся глубже изучить поведение индивида в развитии, исследовать не только сами действия, образующие запрещенный законом поступок, но и различные предшествующие этим действиям события.
III. Расчет учебного времени.
Содержание и порядок проведения занятия | Время, мин. |
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Учебные вопросы: 1. Психология преступного поведения. 2. Психология личности преступника. 3. Психология группового преступного поведения. 4. Психологическая характеристика потерпевшего. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ |
IV. Перечень литературы и учебно-методических материалов для подготовки к практическому занятию
|
|
Основная
1. Еникеев М.И. Юридическая психология. М., 2008.
2. Белкин Р.С. Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня. М, 2008.
3. Горьковая И.А. Личность подростка - правонарушителя. СПб., 2009.
V.Учебно-материальное обеспечение
- мультимедийный проектор, компьютерная техника;
- слайды.
VI. Текст лекции
Вводная часть
Криминальная психология-область юридической психологии, которая изучает психические закономерности личности преступников, которые связаны с формированием преступной установки, возникновением преступного умысла, подготовкой и совершением преступления, а также формирование преступного стереотипа поведения. Криминальная психология исследует личность преступника и преступной группы, разнообразные психологические пути воздействия на личность и группу. Изучение личности преступника необходимо, прежде всего, в связи с потребностями практики борьбы с преступностью. Помимо этого, в особом разделе криминальной психологии изучаются психологические аспекты неосторожной преступности, а также исследуется бытовая и профессиональная неосторожность. Для криминальной психологии наиболее характерен подход, который позволяет глубже изучить поведение индивида в развитии, но для этого нужно исследовать не только сами действия, образующие запрещенный законом поступок, но и различные предшествующие этим действиям события.
|
|
Выделяют следующие биологические предпосылки, оказывающие отрицательное влияние на поведение человека:
1)патологию биологических потребностей;
2)нервно-психические заболевания, к которым относят психопатии, неврастении, пограничные состояния, которые повышают возбудимость нервной системы;
3) психофизиологические нагрузки и конфликтные ситуации.
Биологическая подструктура не свободна полностью от влияния окружающей среды. Преступниками не рождаются, а становятся. Поэтому в формировании преступных качеств главное место занимают социальные факторы: воспитание, обучение и т.д.
На преодоление негативных предпосылок поведения оказывают влияние:
1) размер санкций (социальных, правовых, моральных), которые следуют в связи с тем или иным вариантом поведения индивида;
2) степень их реальности, близости и неотвратимости;
3)отношение индивида к своей социальной роли в целом и к ее составным элементам.
Неудовлетворенность запросов людей в сфере потребления и несоответствие между потребностями людей и возможностями реализации этих потребностей является одним из существенных компонентов причинного комплекса преступности, а именно:
1)устои прошлого уклада жизни действуют на главные жизненные потребности людей благодаря их личному опыту и опыту предыдущих поколений;
2)население в своих представлениях о возможных изменениях в укладе жизни обычно следует официальным прогнозам;
3)потребности людей формируются в результате сравнения с жизнью других социальных групп и слоев общества; формирование потребностей подчиняется принципу соответствия возможностей
Учебные вопросы: