В главе 4 мы констатировали, что дети с плохой связью или “привязанные” дети часто боятся мира и любых изменений. Их навыки исследования и риска слабы, они нуждаются в постоянном подкреплении извне. “Привязанные” дети часто бывают негибкими, их чувства закрыты и развивается принудительное поведе-ние. Такие недостатки вредят реальному обучению, которое предусматривает использование органов чувств, наблюдение, размышление и функции чувств. Реальное обучение требует, чтобы у ребенка были развиты способности самовыражения, полный доступ к собственным чувствам, способность включать свое тело в процесс обучения и способность думать.
“Привязанные” дети могут приспособиться к структурам обучения, где используется только функция мышления (что и делает наша современная система образования, основанная на нормах доминанторной культуры).
Мышление, особенно левополушарное (которое наша современная система образования тоже поощряет), поддерживает дисфункциональное поведение “привязанного” ребенка. В западном образовании домини-руют функции левого полушария головного мозга: расчлененность, приведение к общему знаменателю, линейное мышление и рациональность.
Существуют и другие способы, при помощи которых системы образования отбивают охоту или мешают образованию связи и завершению эволюционных процессов. Такие способы можно проследить до их источника — доминаторной модели. Подобные подходы:
_ иерархически ранжируют участников, причем студенты и их потребности оказываются в самом низу;
_ учат детей приспосабливаться к системе, наказывая за непосредственность и ограничивая свободы;
_ берут на себя всю ответственность за структурирование и оценивание образовательного опыта ребенка, не поощряя обратной связи с учащимися;
_ укрепляют созависимость, симбиоз и изоляцию;
_ поддерживают систему силой или угрозой силы, используя требование обязательной посещаемости и изгнание (отказ в любви) и требуя степеней и рекомендаций для того, чтобы быть принятым системой;
_ обучают школьников и студентов скорее соревнованию, чем кооперации друг с другом, используя конкурсную систему оценок;
_ запрещают чувства, личные вопросы и социальное взаимодействие в классе, подчеркивая только чисто теоретическое;
_ поощряют жесткие сексуальные роли;
_ обесценивают разнообразие и открытие, а ценят конформизм и пассивность.
Совершенно очевидно, что человеческому существу в таких условиях трудно достичь стадий связи енского/ ужского и духовности. “Культурный заговор” может быть неосознанным, и в результате взаимозависимость и
целостность, которые приносит стадия духовности, становятся почти невозможными.