Выдающиеся
мыслители
|
Основные
труды
|
Основные идеи
|
|
|
|
Платон
(427–347
до н.э.)
| «Государство», «Законы»
| Идеализация афинского аристократического государства, основанного на рабском труде. Выделение в обществе социальных слоев: правителей-философов, стражей или воинов, свободных граждан-ремесленников
|
Аристотель
(384–322
до н.э.)
| «Политика»
| Много внимания уделял формам государственного устройства, политическим отношениям государства и граждан, воспитанию человека как общественно-политического существа
|
Макиавелли
Никколо
(1469–1527)
| «Государь», «Рассуждения о 1-й декаде Тита Ливия»
| Впервые рассматривает политику как самостоятельную дисциплину, отдельно от морали, религии. Природу политических отношений считает безнравственной. Государство – высшее проявление человеческого духа. Сторонник государства на правовой основе. Выдвигает лозунг: «Цели оправдывают средства их достижения»
|
Гоббс
Томас (1588–1679)
| «О человеке»
(1658),
«О гражданине»
(1642),
«Левиафан»
(1651)
| Уподобляет государство библейскому чудовищу Левиафану, которое подчиняет себе все и вся. Лучшая форма государства – конституционная монархия. Активно использует понятие «гражданское общество». Государство возникло на основе общественного договора, в целях всеобщего мира и безопасности
|
Мор
Томас (1478–1535)
| «Утопия» (1516)
| Родоначальник утопического социализма. Впервые последовательно изложил идею обобществления производства, связав с ней идеи коммунистической организации труда и распределения. Переход к новому строю – строго мирным путем
|
Руссо
Жан-Жак
(1712–1778)
| «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1755),
«Об общественном договоре, или принципы политического права» (1762)
| Главная причина перехода от естественного равенства к неравенству – частная собственность. Мысль о неправомерности антинародной власти, обоснование права народа на ее ниспровержение. Идеал – республика. Выступает за буржуазную демократию, гражданские свободы, равенство
|
Кант
Иммануил
(1724–1804)
| «Критика чистого разума» (1781), «Критика практического разума» (1788),
| Принцип самоценности каждой личности, которую нельзя приносить в жертву на благо общества. Через действия противоборствующих сил ко всеобщему правовому гражданскому состоянию и вечному миру между всеми государствами
|
П р о д о л ж е н и е т а б л.
|
|
|
| «Критика способности суждения» (1790)
| путем развития взаимовыгодных отношений
|
Гегель
Георг
Вильгельм Фридрих (1770–1831)
| «Энциклопедия философских наук» (1817), «Философия права» (1821), «Лекции по философии истории» (1837)
| Противоречия буржуазного общества: поляризация нищеты и богатства, одностороннее развитие человека в результате разделения труда и
др. История – прогресс духа в сознании свободы через дух отдельных народов. Гражданское общество и государство – самостоятельные институты
|
Сен-Симон Клод Анри (1760–1825)
| «Письма женевс-кого обывателя к современникам» (1802),
«Очерк науки о человеке» (1813),
«Катехезис промышленников» (1824)
| Каждая общественная система – шаг вперед в истории. Движущие силы общественного прогресса – научные знания, мораль, религия. Труд – первая и важнейшая моральная обязанность каждого члена общества. Капиталисты – доверенные лица общества. Главная задача социалистического преобразования – всемерное развитие производства. Отрицание революции
|
Герцен А. И.
(1812–1870)
| «Былое и думы»
(1864),
«К старому
товарищу»
(1869)
| Попытка обосновать закономерность движения человечества к социализму. Форма движения к новому миру – соединение философии с жизнью, науки с массами. Человек будущего в России – мужик. Критика буржуазного индивидуализма и уравнительных коммунистических утопий
|
Маркс К.
(1818–1883)
и Энгельс Ф.
(1820–1895)
| «Немецкая идеология» (1846),
«Манифест Коммунистической партии» (1848); «Капитал» (1867)
(т. 1) (Маркс)
| Разработали формационный подход в развитии человеческой цивилизации, соотношение производительных сил и производственных отношений, базиса и надстройки, теорию марксизма, теорию социальной революции, всемирно-исторической миссии пролетариата, роль политической партии в обществе
|
Ленин В.И.
(1870–1924)
| «Развитие капитализма в России» (1899), «Что
делать? Наболевшие вопросы нашего движения» (1902), «Государство и рево-
люция. Учение
марксизма о го-сударстве и зада-
чи пролетариата
в революции»
(1917)
| Развил и во многом пересмотрел учение К. Марк-са и Ф. Энгельса о социалистической революции, отмирании государства с уничтожением частной собственности на средства производства. С классовых позиций решил вопрос об отношении пролетариата к государству, о необходимости уничтожения старого, буржуазного государственного аппарата в ходе социалистической революции и создания государства нового и высшего типа, о роли пролетариата в социалистической революции и руководящей роли партии. Разработал теорию новой экономической политики (НЭП)
|
О к о н ч а н и е т а б л.
|
|
|
Скорина Франциск
(1490–1555)
| Основополож-ник славянского книгопечатания, переводчик
Библии
| Считал, что человек должен изучать природу и общество. Рассматривает человека в трех измерениях: как существо разумное, нравственное и общественное. Придавал большое значение вопросам правового регулирования общественной жизни. Попытался классифицировать право и показать закон как одну из основ социальной гармонии в жизни общества
|
Будный
Сымон
(1530–1590)
| «Катехизис»
| Считал, что все сословия общества должны быть равными перед законом, критиковал необразованность правителей. Выступал против аморализма, пьянства и казнокрадства, требовал принуждать к труду бездельников. Являлся сторонником ограниченной сословной монархии. Впервые в мировой политической мысли разделил войны на справедливые и несправедливые
|
Сапега
Лев
(1557–1633)
| 3-й Статут ВКЛ 1588 г.
| Подготовил фактически первую в Европе Конституцию. Узаконил сословно-монархический режим власти в ВКЛ, ввел ряд новых демократических норм и правил, религиозную толерантность (веротерпимость) в обществе, белорусский язык, как язык коренной нации, запрещение смертной казни без суда
|
Калинов-ский
Кастусь
(1838–1864)
| «Мужицкая правда»,
«Письма из-под виселицы»
| Пропагандировал идеи демократической республики, социальной и национальной свободы белорусского народа, его права на создание своей государственности и развитие национальной культуры
|
Гусовский
Николай
(1470–1533)
| Поэма «Песнь о зубре»
| Зубр является у поэта символом Родины и свободолюбивого мужественного народа ВКЛ. Провозглашает важнейшие ценности для народа: веру, мудрую власть, общественное согласие, духовную культуру, бережное отношение к природе родного края
|
Л и т е р а т у р а: [1, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 24, 25, 29, 35].