Упражнение 2. Цель: исследовать собственный стиль переживания эмоций

Цель: исследовать собственный стиль переживания эмоций.

Инструкция: проверьте себя, отвечая "да" или "нет" на приводимые ниже ситуации - как чаще всего, обычно вы поступаете?

1. Долго помните оскорбления или обиды, которые вам нанесли.

2. Практически постоянно выясняете с кем-то отношения (либо с одним и тем же человеком, либо с разными партнерами).

3. Вам очень трудно сделать первый шаг к примирению, когда вас кто-нибудь обидел.

4. Долго переживаете из-за несправедливости по отношению к себе.

5. Мелкие неприятности обычно рассказываете ближним, ища сочувствия.

6. По нескольку дней мысленно выясняете свои отношения с обидчиком ("высказываете" ему, что думаете, доказываете свою правоту и т.д.).

7. Поссорившись с близким человеком, можете не разговаривать с ним долгое время.

8. Долго переживаете случившийся с вами конфуз, допущенный промах, ошибку.

9. Долго переживаете конфликты с близкими людьми.

10. После конфликта бываете до того расстроены, что идти домой (на работу) вам кажется просто невыносимо.

11. Часто трудно засыпаете из-за того, что проблемы прожитого или будущего дня все время крутятся в ваших мыслях.

12. Не в состоянии отвлечься от трудных проблем, требующих решения.

Интерпретация: Аффективные состояния проявляются частыми и относительно длительными переживаниями бурных и плохо управляемых эмоций.

Чем больше утвердительных ответов получено вами, тем более дисфункционален стереотип вашего эмоционального поведения: 10-12 баллов - аффективность стала неотъемлемой чертой вашего характера; 5 -9 баллов - аффективность свойственна вам, возможно достигла уровня тенденции; 4 балла и меньше - вам не свойственны дисфункциональные аффективные состояния.

(Источник: Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М., 1996. - с. 330-331.)

3. Выполните тест на знание основных положений предложенной теории ТЖС.

1. Из приведенных суждений выберите то, которое в наибольшей степени отражает специфику психологии как науки:

а) психология помогает людям размышлять над своими поступками, переживаниями, определять то, что является их причиной

б) психология - это наука о “душе”, следовательно она стоит в ряду наук о человеке

в) в психологии трудно различить объект и субъект изучения, т.к. психолог - такой же человек как тот, которого он изучает

2. Определите, какой признак не относится к житейской психологии:

а) психологические теории создаются для немедленного использования

б) психологи прежде всего проявляют интерес к познанию универсальных закономерностей психической жизни

в) психологические теории служат для организации индивидуального поведения и объяснения и предсказания поведения окружающих

3. Социальную (жизненную) ситуацию можно рассматривать с точки зрения символического интеракционизма. Какая из приведенных ниже точек зрения не соответствует этому взгляду:

а) одну ситуацию от другой можно отличить, принимая во внимание характерные существенные признаки каждой из них

б) поведение людей соответствует тому, как они понимают ту или иную ситуацию

в) в той или иной ситуации люди ведут себя так, чтобы снизить вероятность возникновения дискомфорта

4. Социальную (жизненную) ситуацию можно рассматривать как объективно складывающиеся обстоятельства и условия жизни людей. Какое из перечисленных оснований для классификации ситуаций кажется вам неприемлемым:

а) ситуации можно классифицировать в соответствии с типом отношений - формальные, интимные, конкурентные, сотрудничества и т.д.

б) ситуации можно классифицировать в соответствии с теми переживаниями, которые они типично или чаще всего вызывают у разных людей - печали, страха, радости, равнодушия

в) ситуации можно классифицировать в соответствии с частотой возникновения в жизни разных людей - работа, семья, отдых и т.д.

5. К источникам стресса на социальном уровне относятся:

а) стиль управления организацией, в которой работает человек

б) последствия экономического кризиса

в) изменение норм поведения в референтной группе

6. К источникам стресса на индивидуальном уровне относятся:

а) неблагоприятное протекание межличностного конфликта

б) дисгармония семейных отношений

в) ролевой конфликт

7. К эмоциональным последствиям стресса можно отнести:

а) повышение кровяного давления

б) снижение уровня внимания при решении мыслительных задач

в) переживание тревоги или чувства вины

8. В соответствии с классификацией Ф.Е. Василюка “внешний жизненный мир” является “легким”, если:

а) индивид не испытывает затруднений в удовлетворении своих актуальных потребностей

б) человек уверен в позитивном отношении к себе окружающих и считает, что может рассчитывать на их поддержку в критической ситуации

в) в жизни человека не происходит событий, способных вызвать стресс

9. В соответствии с классификацией Ф.Е. Василюка “внутренний жизненный мир” является “сложным”, если:

а) индивид склонен к размышлениям о смысле жизни, своем предназначении в ней

б) индивид обладает сложной системой потребностей и мотивов, которые вступают в противоречие друг с другом

в) человек своеволен и своенравен, предъявляет повышенные требования к себе и окружающим

10. Ценностные ориентации человека в ТЖС позволяют ему:

а) терпеливо переносить неприятности и с надеждой ждать лучших времен

б) согласовывать разнонаправленные жизненные отношения

в) воплощать замысел жизни индивида в целом на материале конкретных ситуативных действий в условиях внешних затруднений и постоянно возобновляющихся внутренних рассогласований

11. В гуманистической психологической концепции личности под образом-Я понимается:

а) комплекс знаний человека о самом себе, его самоотношения

б) идеальное представление человека о самом себе

в) самооценку личности

12. Неопределенные, дезорганизующие элементы среды являются объективным ситуативным фактором ТЖС т.к.:

а) ведут к столкновению жизненных планов и целей людей, вызывая конкуренцию и соперничество во взаимоотношениях

б) затрудняют постановку и осуществление человеком собственных жизненных целей и планов

в) нарушают стройность и порядок повседневной жизни

13. Под дегуманизацией отношений понимается:

а) атмосфера напряженности и даже враждебности в межличностных контактах

б) барьеры в удовлетворении некоторых важных потребностей индивида, которые могут быть удовлетворены только в общении

в) ограниченность во взаимодействии проявления эмоций,

14. Какой из перечисленных факторов ТЖС не относится к интра-психологическим:

а) фрустрация мотивов получения признания и адекватной самооценки

б) специфические приемы стимулирования поведения

в) фрустрация мотивов принадлежности к значимым социальным структурам

Тема 11. Актуальные проблемы социальной психологии личности.

1. Прочитайте следующий текст. Напишите свои ответы на поставленные вопросы.

1. “Действительно ли люди изменяются? Стоит ли пробовать измениться? Может ли человек стать иным, чем есть сегодня? Действительно ли люди изменяются, или это только кажется?”

Эти вопросы настолько часто встречаются, что главной проблемой по поводу изменений можно считать их принципиальную возможность. Житейская мудрость, кажется, состоит в том, что изменения или невозможны, или нежелательны.

На самом деле, существует большое количество свидетельств тому, что под влиянием окружающих в ходе межличностного взаимодействия люди меняются. Каждый день бесчисленными способами мы модифицируем, подстраиваем свое поведение для того, чтобы приспособить его к ожиданиям и требованиям тех, с кем вступаем в отношения. Нужно только сказать, что в большинстве случаев эти изменения остаются незаметными для окружающих, поскольку происходят вне какого-либо плана или сознательного намерения. В частности, в ряде случаев это объясняет причину неудач в изменении поведения. Однако люди изменяют свое поведение под влиянием других людей.

Дискуссия о том, реальны ли эти изменения или это только их видимость, достаточно бесплодна. Существует точка зрения, согласно которой изменение в поведении под влиянием других является всего лишь искусственной аккомодацией. Все же при этом, если кто-либо изменяет свое поведение под влиянием других, если это новое поведение отвечает запросам окружающих, значит изменение действительно произошло. Вопрос о том, насколько прочным стало новое поведение, в какой мере оно свидетельствует об изменении установок и ценностей - это совсем другой вопрос. Измененние же поведения во взаимоотношениях есть ни что иное как “побочный продукт” этих взаимоотношений. Будучи бесплановыми и неосознаваемыми, они могут быть подчинены плану или осознаному стремлению.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. “Стоит ли стремиться к тому, чтобы изменить других?”

Характер взаимоотношений, каким бы приемлемым он ни был, все равно не может соответствовать идеалу. Поэтому желание изменений постоянно. Мы можем желать небольших изменений или таких, которые приведут к пересмотру целого комплекса отношений, однако стремление к ним не проходит. Теперь представьте, что вы испытываете желание изменить кого-либо, одновременно считаете, что не стоит делать этого. С чем вы остаетесь? Очевидно, что с фрустрированным желанием, что ведет к тревожности и неудовлетворенности. Желание изменить своего партнера не исчезнет, если мы сомневаемся в приемлемости этого желания. Здоровая позиция состоит в том, что следует стремиться удовлетворять свои желания. Внимание в большей мере должно быть привлечено к тем случаям, когда партнеры не ищут возможностей изменить друг друга, чем к тем, когда такой поиск ведется. Отсутствие попыток вызвать изменение может расцениваться как недостаток заботы о партнере и характере взаимоотношений с ним.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: