Социально-исторические предпосылки и философско-теоретические основания возникновения марксисткой социологии. Ключевые методологические принципы марксистской социологии. Краткая биография К.Маркса и Ф.Энгельса. Основные труды. Составные части учения К.Маркса и Ф.Энгельса. Экономическое учение К.Маркса и Ф.Энгельса. Работа К.Маркса и Ф.Энгельса «Капитал».
Учение К.Маркса и Ф.Энгельса об обществе. Концепция общественно-экономической формации. Законы исторического развития. Теория классов и социальная революция.
Политические взгляды К.Маркса и Ф.Энгельса. Понятие идеологии, и ее интерпретация в работе К. Маркса и Ф. Энгельса «Немецкая идеология». К.Маркс и Ф.Энгельс о сущности государства и исторических путях его развития. Проблема отчуждения в марксизме(«Экономико-философские рукописи 1844 года»). Сравнительная характеристика учений Маркса, Гегель и Фейербаха.
Историческое значение учения К.Маркса и Ф.Энгельса. Роль марксизма в развитии современной социологии.
Тема 6. Натурализм в западной социологии XIX - начала ХХ веков.
|
|
Эволюционизм как теоретико-методологическая основа натуралистических концепций в социологии. Биологизация социального.
Географическое направление в социологии XIX – начала ХХ веков (Г.Т. Бокль, К. Риттер, Ф. Ратцель).
Методологические принципы биоорганической школы. Концепция общества (А. Шеффле, А. Эспинас, А. Фуллье).Историческое значение органицизма.
Расово-антропологическая школа и ее ключевые положения.
Социал-дарвинизм. Влияние социологии Г. Спенсера на формирование социал-дарвинистской доктрины. Учения У. Беджгота, Л. Гумпиловича, Г. Ратценхофера. Социал-дарвинистская социологическая концепция У.Г.Самнера. «Народные обычаи». Интерес как единица социологического анализа в концепции А. Смолла.
Тема 7. Кризис эволюционизма и антипозитивистские течения в социологии конца XIX – начала ХХ веков
Теоретико-методологическая ситуация в общественных науках на рубеже XIX – XX веков. Социально-исторические и идейно-теоретические предпосылки возникновения методологического кризиса позитивистского эволюционизма. Революция в естествознании, и ее роль в развитии методологического кризиса в общественных науках.
Проблемы логики исторического познания в неокантианстве. Баденская школа. Принципы классификации наук В. Виндельбанда. Соотношение естественнонаучного и исторического познания в учении Г. Риккерта. «Философия ценностей» Г. Риккерта.
Методология «наук о духе» В. Дильтея. Проблема понимания, его принципы и формы.