В качестве основных разновидностей подзаконных актов выступают постановления (2.1) и распоряжения (2.2) различных органов государственной власти и государственного управления, в которых фиксируются управленческие решения по самым разнообразным вопросам развития физической культуры и спорта, спектр которых характеризуют названия принятых в 2000 г. на различных уровнях документов:
постановления Правительства Российской Федерации: «О мерах государственной поддержки Российской оборонной спортивно-технической организации», «Вопросы Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму» и др.;
распоряжения Правительства Российской Федерации: «О председателе Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму», «О статс-секретаре — первом заместителе председателя Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму», а также об установлении российским спортсменам денежного вознаграждения по итогам выступлений на Играх XXVII Олимпиады 2000 г. в Сиднее (Австралия) и XIX зимних Олимпийских играх 2002 г. в Солт-Лейк-Сити (США); о выплате российским спортсменам-инвалидам денежного вознаграждения по итогам выступлений на XI Паралимпийских играх 2000 г. в Сиднее (Австралия) и др.;
|
|
распоряжение Президента Российской Федерации «Об утверждении организационного комитета по подготовке и участию российских спортсменов в Играх XXVII Олимпиады 2000 г. в Сиднее (Австралия)» и др.
К подзаконным актам относятся и решения, принимаемые федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, фиксируемые, как правило, в форме приказов. В качестве примера можно привести приказ «Об утверждении планово-расчетных показателей количества занимающихся и режимов эксплуатации физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений» (1998 г.), содержание которого рассмотрено в главе 9 учебного пособия, и др.
Специфической разновидностью нормативно-правовых актов, используемых для управления физической культурой и спортом, являются указы Президента Российской Федерации, которые в специальной литературе нередко называют созаконными актами. Указы Президента Российской Федерации подразделяются на нормативные и индивидуальные.
Нормативные указы принимаются по различным вопросам, в том числе имеющим отношение к физической культуре и спорту, и действуют либо как самодостаточные акты, либо как временные акты до момента утверждения законов по конкретным вопросам. Примером нормативного указа для первого случая могут служить периодически принимаемые Президентом Российской федерации указы о структуре федеральных органов исполнительной власти (см. главу 26), а для второго случая — указы, регулирующие в настоящее время на федеральном уровне игорный бизнес и лотерейную деятельность в отсутствие соответствующих законодательных актов.
|
|
В индивидуальных указах Президент Российской Федерации фиксирует, как правило, свои решения о награждении работников физической культуры и спорта государственными наградами и т. п.
4.2. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
И СПОРТЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» КАК ОСНОВА
УПРАВЛЕНИЯ ОТРАСЛЬЮ
Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» был принят в 1999 г. Закон включает 44 статьи, объединенные в семь глав. Охарактеризуем более подробно содержание тех норм закона, которые имеют наиболее важное значение для управления физической культурой и спортом.
Глава I. Общие положения
Закон рассматривает физическую культуру и спорт как одно из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека, воспитания патриотизма граждан, подготовки их к защите Родины, развития и укрепления дружбы между народами; гарантирует права граждан на равный доступ к занятиям физическими упражнениями и спортом (ст. 1).
В связи с этим целью закона является создание условий для развития массовых и индивидуальных форм физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в учреждениях, на предприятиях, в организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности; с детьми дошкольного возраста и с обучающимися в образовательных учреждениях, работниками организаций, инвалидами, пенсионерами и другими категориями населения.
В законе сформулированы принципы государственной политики в области физической культуры и спорта (ст. 3), к которым отнесены: непрерывность и преемственность физического воспитания различных возрастных групп граждан на всех этапах их жизнедеятельности; учет интересов всех граждан при разработке и реализации федеральных программ развития физической культуры и спорта, признание ответственности граждан за свое здоровье и физическое состояние; признание самостоятельности всех физкультурно-спортивных объединений, отвечающих требованиям закона, равенства их прав на государственную поддержку; создание благоприятных условий финансирования физкультурно-спортивных и спортивно-технических организаций, олимпийского движения России, образовательных учреждений и научных организаций в области физической культуры и спорта, а также предприятий спортивной промышленности.
Для реализации названных принципов закон предусматривает разнообразные меры государственной поддержки развития физической культуры и спорта (ст. 4). К основным из них следует отнести:
ежегодное финансирование мероприятий в области физической культуры и спорта за счет средств федерального бюджета, создание условий для использования физкультурно-спортивными организациями государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов;
содержание физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений, находящихся в собственности Российской Федерации; строительство новых и модернизация существующих баз и центров подготовки сборных команд страны, учебных зданий и сооружений образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования; создание условий для строительства и содержания спортивных сооружений по месту жительства граждан;
создание условий для увеличение количества детско-юношеских спортивных школ всех видов и типов, училищ олимпийского резерва, клубов по месту жительства граждан, детских и молодежных спортивно-оздоровительных лагерей, врачебно-физкультурных диспансеров и укрепление их материально-технической базы;
|
|
создание условий для широкого использования средств физической культуры и спорта в целях укрепления здоровья матери и ребенка, организацию физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий для девушек и женщин с учетом специфики их деятельности;
обеспечение пропаганды физической культуры и спорта и др.
В главе сформулированы также основные понятия, используемые в законе: физическая культура, физическое воспитание, спорт, система физической культуры и спорта, физкультурно-спортивное объединение, физкультурно-спортивная организация, любительский спорт, профессиональный спорт, спортсмен, спортсмен-любитель, спортсмен высокого класса, спортсмен-профессионал, физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения, спортивная промышленность и др.
Глава II. Система физической культуры и спорта в Российской Федерации
Статьи этой главы определяют субъектов физкультурного движения, их компетенцию и характер взаимодействия.
К субъектам физкультурного движения (ст. 5) отнесены:
спортивные клубы, коллективы физической культуры, действующие на самодеятельной и профессиональной основах в образовательных учреждениях, иных организациях независимо от форм собственности и по месту жительства граждан;
детско-юношеские спортивные школы, детско-юношеские клубы физической подготовки, детско-юношеские спортивно-технические школы, специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва, училища олимпийского резерва, школы высшего спортивного мастерства, центры олимпийской подготовки;
образовательные учреждения и научные организации в области физической культуры всех типов и видов независимо от организационно-правовых форм;
общероссийские физкультурно-спортивные объединения — физкультурно-спортивные организации, общероссийские федерации по различным видам спорта, общественно-государственные физкультурно-спортивные общества, оборонные спортивно-технические организации;
|
|
Олимпийский комитет России;
федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта, подведомственные им организации, муниципальные организации физической культуры и спорта.
Глава III. Физкультурно-оздоровительная работа и развитие спорта высших достижений
Рассматривая физическое воспитание различных категорий населения как важнейшее направление социальной политики государства, закон устанавливает необходимость разработки и реализации федеральных и иных программ развития физической культуры и спорта, в которых предусматриваются: 1) повышение качества физического воспитания на основе обязательных нормативных требований физической подготовленности в дошкольных и иных образовательных учреждениях, детских оздоровительных, молодежных и спортивных лагерях; 2) вовлечение граждан в систематические занятия физической культурой и спортом, обязательное внедрение в систему научной организации труда и отдыха каждого трудового коллектива производственной гимнастики, послетрудовой реабилитации; 3) пропаганда знаний об эффективности использования физических упражнений в профилактике и лечении заболеваний и совершенствование врачебного контроля за гражданами, занимающимися физической культурой и спортом; 4) расширение и реконструкция действующих спортивных сооружений, строительство новых спортивных сооружений для проведения физкультурно-оздоровительной работы и подготовки спортивных резервов (ст. 13).
Значительное внимание закон уделяет вопросам регулирования развития физической культуры и спорта в образовательных учреждениях (ст. 14, 16). В первую очередь следует обратить внимание на следующие нормы:
• образовательные учреждения самостоятельно с учетом своих уставов, местных условий и интересов обучающихся определяют формы занятий физической культурой и средства физического воспитания, виды спорта и двигательной активности, методы и продолжительность учебных занятий на основе федеральных государственных образовательных стандартов и нормативов физической подготовленности, а также проводят внеучебную физкультурно-оздоровительную и спортивную работу с привлечением к ней учреждений дополнительного образования детей и физкультурно-спортивных объединений, в том числе федераций по различным видам спорта;
• физическое воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в процессе включенных в программу физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях бесплатных учебных занятий по физической культуре продолжительностью, как правило, восемь часов в неделю;
• органам местного самоуправления (с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области образования и в области физической культуры и спорта) предоставлено право вводить дополнительные учебные и вне учебные физкультурно-спортивные занятий в дошкольных и других образовательных учреждениях;
• с обучающимися в образовательных учреждениях, имеющими отклонения в физическом развитии, занятия проводятся в рамках рекомендованной индивидуальной программы реабилитации;
• федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области образования, в области здравоохранения, а также дошкольные и другие образовательные учреждения и их руководители:
обеспечивают высокий уровень проведения в режиме учебного дня ежедневных учебных и вне учебных занятий, создают условия для того, чтобы каждый обучающийся научился плавать, мог выполнять установленные спортивные нормативы, изучил основы гигиены и поддерживал свой организм в хорошем состоянии;
во всех дошкольных и других образовательных учреждениях проводят на основе нормативов всероссийского комплекса «Физическая культура и здоровье» многоразовые соревнования по циклам обучения, обеспечивают участие обучающихся в аналогичных ежегодных районных, городских, областных, краевых, республиканских спортивных соревнованиях;
по итогам учебного года во всех общеобразовательных учреждениях, а также в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования каждому обучающемуся выставляется оценка его физической подготовленности, в выпускных классах (на курсах) проводятся контрольные проверки;
• в дошкольных и иных образовательных учреждениях предусматриваются реконструкция и строительство спортивных залов, плавательных бассейнов и спортивных городков, создание детско-юношеских спортивных школ, детско-юношеских клубов физической подготовки и врачебно-физкультурных диспансеров;
• государство оказывает материальную и иную поддержку физкультурно-спортивным клубам в образовательных учреждениях;
• на содержание детско-юношеских спортивных школ разрешено направлять средства государственного социального страхования и т.д.
Глава IV. Пропаганда физической культуры и спорта
Закон устанавливает (ст. 21), что формы и методы пропаганды физической культуры и спорта определяются с учетом возрастных, профессиональных и социальных особенностей различных групп населения и должны обеспечивать раскрытие социальной значимости физического воспитания, его роли в оздоровлении нации, борьбе с негативными явлениями — курением, употреблением алкоголя, наркотиков, детской преступностью.
В целях пропаганды физической культуры и спорта средства массовой информации предусматривают регулярные передачи, специальные рубрики, организуют вещание и публикацию системных материалов образовательно-просветительного характера, формируют у граждан потребность в занятиях физическими упражнениями, повышают интерес граждан к знаниям в области гигиены, медицины, режима питания, организации труда и отдыха, популяризируют комплексы физических упражнений, в том числе для самостоятельных занятий в домашних условиях, привлекают внимание государства и широкой общественности к указанным проблемам, освещают опыт трудовых коллективов, физкультурно-спортивных организаций, успешно внедряющих физическую культуру в жизнедеятельность граждан, информируют о ходе развития олимпийских и других видов спорта в Российской Федерации.
Закон запрещает пропаганду в спорте культа жестокости и насилия, унижения человеческого достоинства, использования запрещенных нормативными актами стимуляторов, наносящих вред здоровью человека; рекламу алкогольных напитков и табачных изделий во время трансляции по каналам теле- и радиовещания физкультурно-оздоровительных и спортивных программ.
Глава V. Права и обязанности спортсменов, работников физкультурно-спортивных организаций, общественных физкультурных организаторов,