Соскальзывания в состояния Я

В данной системе соскальзывание из одного состояния Я в другое обусловлено тремя факторами: силами, которые действуют на каждое состояние, проницаемостью границ между разными состояниями и объемом полномочий каждого состояния Я. Клиническое положение пациента зависит от соотношения сил между тремя этими факторами; и они же определяют терапевтический курс. В случае госпожи Тетар терапия была запрограммирована таким образом, чтобы все факторы были задействованы последовательно.

Для начала врач попытался активизировать Взрослого, как в случае госпожи Прим, акцентируя опыт реальности. Он исходил из гипотезы, что неопсихика как система не повреждена, следовало только увеличить активные полномочия — развязанные и свободные. Перемещение и социальные соображения играют свою роль в этой мобилизации. Затем врач попытался прояснить и укрепить границу между Взрослым и Ребенком, чтобы захватить в плен полномочия Взрослого. Наконец, он постарался увеличить объем полномочий (как абсолютных, так и относительных) Ребенка, чтобы он не стремился проявлять себя болезненно в неподходящие моменты. Какая при этом использовалась техника, не предмет для обсуждения на этом этапе. Сейчас основная задача — подчеркнуть важность в исследовании факторов, которые приводят к соскальзыванию в то или другое состояние Я. Часто пациенты интуитивно понимают введенные в игру принципы какими-то уловками, о чем будет речь позднее. Следует уточнить два момента, которые часто вызывают затруднения.

Родитель может проявляться то в виде активного Я, то в форме воздействия, влияния. В случае господина Труа Родитель был одновременно и исполнительная власть, и Сам подлинный и действовал, как активный Я, вел себя, как его отец. У госпожи Прим активное состояние Я было Ребяческим, когда она постоянно одергивала юбку, а Родитель проявлял себя в виде голоса при галлюцинациях. Пациентка вела себя не как ее отец, а скорее — как ее отец желал бы, чтобы она себя вела.

Таким образом, каждый раз, когда говорят о Родителе, надо четко различать, идет ли речь об активном состоянии Я или Родительском влиянии. Именно Родительское влияние решает, кто будет в данный момент себя проявлять: Ребенок естественный или Ребенок прирученный. Ребенок прирученный — архаическое состояние — Я, подверженное Родительскому влиянию. Ребенок естественный — архаическое состояниеЯ, которое свободно от этого влияния или пытается от него освободиться. Это та же разница,/ которая существует, например, между воспитанным и послушным ребенком и ребенком в приступе каприза и гнева. Надо четко понимать, какого из двух автор имеет в виду, когда говорит о Ребенке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: