Цель программы: помочь детям старшего дошкольного возраста справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию.
Содержание программы:
Блок 1. Снятие состояния эмоционального дискомфорта.
Задачи:
- снизить эмоциональное напряжение;
- создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого;
- развить способности понимать эмоциональное состояние другого и умение выразить свое;
- обучить приемам ауторелаксации.
Блок 2. Коррекция тревожности. Формирование доверия
Задачи:
- помочь в преодолении негативных переживаний и снятии страхов;
- уменьшить тревожность;
- воспитать уверенность в себе;
- снизить эмоциональное напряжение.
Блок 3. Гармонизация противоречивости личности.
Задачи:
- корректировать поведение с помощью ролевых игр;
- учить распознавать эмоции по внешним сигналам;
- формировать моральные представления;
- снять эмоциональное напряжение;
- тренировать психомоторные функции.
На каждый блок отводится 4 занятия. Первое занятие каждого последующего блока — повторение пройденного — служит плавным переходом к новой теме.
|
|
Структура группового занятия включает следующие элементы:
- ритуал приветствия;
- разминку;
- основное содержание (2—4 упражнения);
- рефлексию (в рисунках);
- ритуал прощания.
Занятия строятся на материале, близком и понятном детям, связанном с актуальными для них проблемами.
На занятиях большое внимание уделяется сохранению тесной взаимосвязи знания, чувства, поведения в раскрытии и осмыслении решаемых проблем. То, что познается детьми, проводится через эмоциональную сферу, чтобы ребенок мог почувствовать другого человека, его проблемы, откликнуться на его состояние, обогащая этим свою личность.
Ребенок оказывается в атмосфере принятия его другим, что позволяет испытать состояние успеха, ощутить заинтересованность других собственной личностью.
Таким образом, создаются условия для накопления детьми эмоционально-образных представлений среди себе равных.
Принципы проведения:
Занятия проводятся в комнате, где достаточно места для передвижения, для рисования, где есть игрушки, которые поступают в распоряжение детей. Выбор и инициатива принадлежат детям. Ограничения их активности минимальны: не покидать пределы комнаты до конца занятий и не выносить из нее игрушки.
Оборудование:
Магнитофон, аудиокассеты, методические материалы для игр и упражнения, куклы для ролевых игр, реквизит для игр и этюдов, бумага разных форматов, краски, карандаши, фломастеры, восковые и пастельные мелки, небольшие сувениры для поощрений, награждений.
|
|
План занятий по программе коррекции эмоциональных состояний представлен в таблице 5.
Таблица 5 План занятий по программе коррекции эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста | |||
Блок | Занятие | Игры и упражнения | Цель |
1. СНЯТИЕ СОСТОЯНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ДИСКОМФОРТА. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ | 1. Знакомство | Приветствие | |
Игра «Мое имя» | Идентификация себя со своим именем, формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я». | ||
Игра «Угадай, кого не стало» | Развитие внимания, наблюдательности, принятие детьми друг друга. | ||
Игра «Узнай по голосу» | Развитие внимания, умения узнавать друг друга по голосу, создание положительного эмоционального фона. | ||
Рисование на тему «Автопортрет» | |||
Расслабление | |||
Домашнее задание | |||
2. Мое имя | Приветствие | ||
Беседа | Раскрытие своего «Я», разгадывание характеров с опорой на художественное изображение. | ||
Игра «Связующая нить» | Формирование чувства близости с другими людьми. | ||
Игра «Прогулка» | Двигательная и эмоциональная разминка. | ||
Рисование самого себя | Раскрытие своего «Я», формирование стремления к самосовершенствованию. | ||
Игра «Возьми и передай» | Достижение взаимопонимания и сплоченности, умение передавать положительное эмоциональное состояние. | ||
Домашнее задание | |||
Расставание | |||
3. Я люблю... | Приветствие | ||
Беседа | |||
Игра «Переходы» | Развитие навыков кооперации, снятие психофизической нагрузки. | ||
Игра «Разыщи радость» | Формирование оптимального эмоционального тонуса, открытости внешним впечатлениям, развитие любознательности, нивелирование тревожности. | ||
Рисование на тему «Я люблю больше всего...» | Укрепление положительного впечатления от предыдущей игры, перевод в зрительный ряд. | ||
Танцевальный этюд «Подари движение» | Укрепление эмоциональных контактов, взаимопонимания и доверия. | ||
Расставание | |||
4. Настроение | Приветствие | ||
Этюд «Солнечный зайчик» | Снятие психоэмоционального напряжения, развитие способности понимать свое эмоциональное состояние и умения его выразить | ||
Беседа | |||
Рисование на тему «Мое настроение» | Осознание своего эмоционального состояния; умение адекватно его выразить. | ||
Упражнение «Тренируем эмоции» | Развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим. | ||
Игра «Передай улыбку другому» | Ауторелаксация. | ||
Расставание | |||
2. КОРРЕКЦИЯ ТРЕВОЖНОСТИ. ФОРМИРОВАНИЕ ДОВЕРИЯ | 5. «Настроение» (продолжение) | Приветствие | |
Беседа | Помощь в преодолении негативных переживаний, учить самостоятельно принимать решения, уменьшение тревожности. | ||
Игра «На что похоже настроение?» | Эмоциональное осознание своего самочувствия, развитие симпатии. | ||
Разыгрывание сценки «Котята» | Развитие понимания эмоционального состояния и поступков другого человека, умения выразить свое. | ||
Рисование самого запомнившегося эпизода сценки «Котята» | Рефлексия с опорой на художественное изображение. | ||
Игра «Настроение и походка» | Снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снятие мышечных зажимов. | ||
Игра «Хоровод» | |||
6. «Наши страхи» | Приветствие | ||
Сценка по произведению К.И. Чуковского «Тараканище» | Развитие умения выражать различные эмоциональные состояния, имитация преувеличенного чувства страха. | ||
Упражнение «Расскажи свои страхи» | Выявление реальных страхов детей, развитие умения говорить о своих негативных переживаниях открыто в кругу сверстников, формирование социального доверия. | ||
Рисование на тему «Нарисуй свой страх» | Снятие страхов, осознание своих страхов. | ||
Комплекс «Музыкальная мозаика» | Ауторелаксация, развитие умения двигаться в такт музыкальным фрагментам разных темпов. | ||
Расставание | |||
7. «Наши страхи» (продолжение) | Беседа о страхах | Уменьшение тревожности; развитие уверенности в себе. | |
Рисование на тему «Я тебя больше не боюсь!» | Помощь в преодолении негативных переживаний. | ||
Этюд по сценке из мультфильма «Котенок по имени Гав» | Помощь в преодолении негативных переживаний. | ||
Этюд «Стойкий оловянный солдатик» | Помощь в снятии страхов, развитие уверенности в себе. | ||
Расставание | |||
8. «Я больше не боюсь» | Приветствие | ||
Этюд «Смелые ребята» | Преодоление негативных переживаний, воспитание уверенности в себе. | ||
Игра «В темной норе» | Снятие страха перед темнотой. | ||
Комплекс «На лесной поляне» | Снятие эмоционального напряжения, мышечных зажимов, ауторелаксация. | ||
Игра «Тень» | Развитие наблюдательности, памяти, внутренней свободы и раскованности. | ||
Игра «Слепой и поводырь» | Развитие внимания друг к другу, социального доверия. | ||
Хоровод | |||
3. ГАРМОНИЗАЦИЯ ПРОТИВОРЕЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ | 9. «Новичок» | Приветствие | |
Игра «Молчок» | Коррекция поведения с помощью ролевых игр | ||
Этюд «Три характера» | Дать моральную оценку злости, плаксивости; работа над мимикой и пантомимой | ||
Рисование на тему сценки «Три характера» | Рефлексия по предварительно проведенному этюду | ||
Игра «Скучно, скучно так сидеть» | Развитие раскованности; тренировка самоорганизации | ||
Игра «Дракон кусает свой хвост» | Снятие напряженности, невротических состояний; развитие сплоченности группы. | ||
Игра «Комплименты» | Помочь ребенку увидеть свои положительные стороны; дать почувствовать, что его понимают и ценят другие дети. | ||
Расставание | |||
10. «Ласка» | Разминка | Развитие мимики | |
Миниконкурс «Назови и покажи» | Определение и передача эмоциональных состояний, выраженных при помощи мимики. | ||
Этюд «Страшный зверь» | Коррекция поведения с помощью ролевых игр. | ||
Рисование по приведенному этюду | Развитие умения передавать эмоциональные состояния через художественный образ. | ||
Этюд «Ласка» | Развитие умения выражать чувства радости, удовольствия. | ||
«Минута шалости» | Расслабление | ||
Комплекс «Волшебный сон» | Саморасслабление. | ||
11. «Общая история» | Сочиняем «Общую историю» | Помочь детям выразить свою индивидуальность; учить высказывать свои мысли; научить адекватным способам взаимодействия — взаимопонимания; развивать умение спокойно выслушать собеседника. | |
Инсценировка «Общей истории» | Коррекция поведения; снятие эмоционального напряжения; работа над выразительностью движений; сплочение детской группы. | ||
Игра «Колдун» | Овладение неречевыми средствами общения. | ||
Коллективный рисунок по сочиненной «Общей истории» | Развитие ощущения свободы и творческой активности, умения удивляться, фантазировать, действовать сообща. | ||
Игра «Иголка и нитка» | Развитие произвольности, коммуникативных и организаторских способностей. | ||
Расставание | |||
12. «Волшебный лес» | Приветствие | ||
Этюд «Ежик» | Научить передавать эмоциональное состояние героя; развить способности понимать чувства другого. | ||
Этюд «Ежики смеются» | Тренировка психомоторных функций. | ||
Игра «Тропинка» | Активизация воображения и сопровождающих его положительных эмоций, формирование личности и развитие оптимистического чувственного фона. | ||
Рисование «Волшебный лес» | Развитие воображения, умения передавать свое эмоциональное состояние через художественный образ. | ||
Упражнение «Танец» | Танцевальная психотерапия, тренировка психомоторных функций, самовыражение индивидуальности ребенка. | ||
Релаксация «Улыбка» | Снятие психоэмоционального напряжения. |
|
|
|
|