Многие авторы отмечают, что в ряде случаев дети правильно употребляют звук изолированно, в слогах, а иногда в словах и в отраженной речи, а в самостоятельной речи не употребляют. Дети чаще правильно употребляют звук изолированно, а в словах – не употребляют. О.В.Правдина выделяет 3 уровня нарушенного произношения звуков:
1. Полное неумение произносить звук или группу звуков;
2. Неправильное произношение звуков в речи при правильном изолированном произношении или в легких словах;
3. Недостаточное дифференцирование (смешение) 2 близких по артикуляции или по звучанию звуков.
Выделенные уровни отражают этапы усвоения звука в процессе развития ребенка, выявленные А. Н. Гвоздевым. Эти данные свидетельствуют о том, что ребенок с нарушенным произношением проходит те же этапы овладения звуком, что и нормальный, но на каком-то из этапов он может задержаться или остановиться.