Цель темы: познакомить студентов со способами постановки шипящих звуков.
Задачи темы: датьпредставления о приемах выработки воздушной струи, фонематического восприятия и коррекционной работе по постановке шипящих фонем.
Содержание темы (теоретический материал)
Артикуляционная гимнастика и формирование направленной воздушной струи. Приемы и последовательность постановки. Выбор исходной сохранной фонемы для постановки шипящих. Зависимость методических приемов коррекции от вида нарушения. Тренировки по развитию фонематического восприятия в случаях замены звука. Закрепление коммуникативных умений и навыков.
Лабораторный практикум
1. Составить конспект индивидуального занятия для старшего дошкольного возраста (тема на выбор студента):
- «Постановка звука [ш]».
- «Постановка звука [ч]».
- Автоматизация звука [ш] в слогах и словах».
- «Автоматизация звука [щ]».
- «Дифференциация [щ]- [ч]».
Вопросы для самопроверки
1. Назовите и опишите приемы постановки шипящих звуков?
|
|
2. Какой звук служит основой для постановки звука [ж]?
3. По месту образования к какой группе звуков относятся [ж] [ш] [щ] [ч]?
4. Назовите акустические и артикуляционные признаки звука [ч]?
Литература
1. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., Владос, 2003.
2. Хватцев М.Е. Логопедия. – М., 1995
Тема 12. Недостатки произношения j (йотацизм), «к»-«к’», «г»-«г’», «х»- «х’» (каппацизм, гаммацизм, хитизм). (2 часа/зач.ед.).
Цель темы: познакомить студентов с недостатками произношения j (йотацизм), «к»-«к’», «г»-«г’», «х»- «х’» (каппацизм, гаммацизм, хитизм) при дислалии.
Задачи темы: датьпредставления о характеристике артикуляционных укладов, искажениях и заменах фонем.
Содержание темы (теоретический материал)
Характеристика фонем. Описание правильного уклада органов артикуляции. Отображение правильной и нарушенной артикуляции на артикуляционных профилях. Причины и варианты нарушений, проявляющиеся в искажениях и заменах звуков.
Лабораторный практикум – не предусмотрен
Вопросы для самопроверки
1. Как называется дефект произношения звуков [к]-[к’]?
2. Как называется дефект произношения звуков [г]-[г’]?
3. Как называется дефект произношения звуков [х]-[х’]?
4. Чем отличается артикуляторный уклад звуков [к] и [к’]?
5. Какие дефекты характерны для звука [г]?
6. Какие дефекты характерны для звука [й]?
Литература
1. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., Владос, 2003.
2. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / Под ред. Т.В. Волосовец. – М., 2000.
3. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. – М., 2006.