Тема 11. Приемы постановки шипящих звуков (2 часа/зач.ед.)

Цель темы: познакомить студентов со способами постановки шипящих звуков.

Задачи темы: датьпредставления о приемах выработки воздушной струи, фонематического восприятия и коррекционной работе по постановке шипящих фонем.

Содержание темы (теоретический материал)

Артикуляционная гимнастика и формирование направленной воздушной струи. При­емы и последовательность постановки. Выбор исходной сохранной фонемы для постановки шипящих. Зависимость методических приемов коррекции от вида нарушения. Тренировки по развитию фонематического восприятия в случаях замены звука. Закрепле­ние коммуникативных умений и навыков.

Лабораторный практикум

1. Составить конспект индивидуального занятия для старшего дошкольного возраста (тема на выбор студента):

- «Постановка звука [ш]».

- «Постановка звука [ч]».

- Автоматизация звука [ш] в слогах и словах».

- «Автоматизация звука [щ]».

- «Дифференциация [щ]- [ч]».

Вопросы для самопроверки

1. Назовите и опишите приемы постановки шипящих звуков?

2. Какой звук служит основой для постановки звука [ж]?

3. По месту образования к какой группе звуков относятся [ж] [ш] [щ] [ч]?

4. Назовите акустические и артикуляционные признаки звука [ч]?

Литература

1. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., Владос, 2003.

2. Хватцев М.Е. Логопедия. – М., 1995

Тема 12. Недостатки произношения j (йотацизм), «к»-«к’», «г»-«г’», «х»- «х’» (каппацизм, гаммацизм, хитизм). (2 часа/зач.ед.).

Цель темы: познакомить студентов с недостатками произношения j (йотацизм), «к»-«к’», «г»-«г’», «х»- «х’» (каппацизм, гаммацизм, хитизм) при дислалии.

Задачи темы: датьпредставления о характеристике артикуляционных укладов, искажениях и заменах фонем.

Содержание темы (теоретический материал)

Характеристика фонем. Описание правильного уклада орга­нов артикуляции. Отображение правильной и нарушенной артикуляции на артикуляционных профилях. Причины и варианты нарушений, проявляющи­еся в искажениях и заменах звуков.

Лабораторный практикум – не предусмотрен

Вопросы для самопроверки

1. Как называется дефект произношения звуков [к]-[к’]?

2. Как называется дефект произношения звуков [г]-[г’]?

3. Как называется дефект произношения звуков [х]-[х’]?

4. Чем отличается артикуляторный уклад звуков [к] и [к’]?

5. Какие дефекты характерны для звука [г]?

6. Какие дефекты характерны для звука [й]?

Литература

1. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., Владос, 2003.

2. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / Под ред. Т.В. Волосовец. – М., 2000.

3. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. – М., 2006.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: