Методы управления – сов-сть приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных орг-цией целей.
Методы: 1) орг.-административные (основаны на прямых директивных указаниях); 2) экон. (обусловлены экон. стимулами); 3) соц.-психологич. (применяются с целью повышения соц. активности сотрудников).
Орг.-админ. м-ды в основном опираются на власть рук-ля, его права, присущую орг-ции дисциплину и ответственность. Они оказывают прямое воздействие на управляемый объект через приказы, распоряжения, оперативные указания, отдаваемые писъм. или устно, контроль за их выполнением, с-му админ. средств поддержания труд. дисциплины.
3 формы проявления:
а) обязательное предписание (приказ, запрет);
б) согласительные (консультация, компромисс);
в) рекомендации, пожелания (разъяснение, предложение).
Админ. воздействие связано с 3-мя типами подчинения:
1) вынужденное и внешне навязанное (сопровождается неприятным чувством зависимости и понимается подчиненными как нажим «сверху»);
2) пассивное (для него хар-но удовлетворение, связанное с освобождением от принятия самост. решений);
3) осознанное, внутренне обоснованное.
Экон. м-ды – сов-сть экон. рычагов, с пом. которых достигается эффект, удовлетворяющий требованиям коллектива в целом и личности в частности.
Они способствуют выявлению новых возможностей, резервов. Речь идет об изменении с-мы матер. стимулирования с учетом экон. интересов всех участников произв. процесса. Проблема здесь в том, чтобы создать условия, при кот. эти м-ды были бы действенны и целенаправленны. Конкретный набор и содержание рычагов экон. воздействия определяются спецификой управляемой с-мы. В соотв-вии с этим они чаще всего выступают в след. формах: планирование, анализ, хозрасчет, ценообразование, финансирование.
Соц. психологич. м-ды – сов-сть специфич. способов воздействия на личностные отнош-я и связи, возникающие в труд. коллективах, а также на соц. процессы, протекающие в них. Они основаны на использовании моральных стимулов к труду, воздействуют на личность с пом. психологич. приемов в целях превращения админ. задания в осознанный долг, внутр. потребность чел-ка. Главная цель – формир-ние в коллективе положит. соц. психолог. климата, благодаря чему в значит. мере будут решаться воспитательные, орг. и экон. задачи. Формы такого воздействия: план-ние соц. развития труд. коллективов, убеждение как м-д воспитания и формир-ния личности, экон. соревнование, критика и самокритика, произв. совещания.
Самоуправление.