Психологические основы патогенетической психотерапии

Основные положения патогенетической психотерапии, изложенные Б. Д. Карвасарским (1982г.), сформулированы на основе учения об отношениях, одним из фундаментальных положений которого является понимание личности как системы отношений индивида с окружающей социальной средой. Отношение представляют собой активную, избирательную и сознательную связь индивида с реальной действительностью, а личность — целостную организованную систему таких связей. Столкновение особо значимых отношений личности с противоречащими им обстоятельствами жизненной ситуации может вести к срыву высшей нервной деятельности, клинически представляющему собой различные формы психогенных заболеваний.

Патогенетическая психотерапия является основной системой проведения каузальной, т. е. причинной, психотерапии при неврозах. Целями и задачами ее являются:

1) глубокое и всестороннее изучение личности осужденного, особенностей эмоционального реагирования, мотивации, специфики формирования структуры и функционирования его системы отношений;

2) выявление этиопатогенетических механизмов, способствующих как возникновению, так и сохранению невротического состояния и симптоматики;

3) достижение осознания и понимание осужденным причинно-следственной связи между особенностями его системы отношений и его заболеванием;

4) помощь осужденному в разумном разрешении психотравмирующей ситуации, изменении при необходимости его объективного положения и отношения к нему окружающих;

5) изменение отношения больного, коррекция неадекватных реакций и форм поведения, что ведет к улучшению субъективного самочувствия осужденного, так и к восстановлению полноценности его социального функционирования.

Многообразие целей, которые ставит перед собой психолог (врач) при проведении патогенетической психотерапии, обуславливает чрезвычайную многогранность и сложность психотерапевтического процесса, основой которого является взаимодействие личности врача и личности больного.

Поведение осужденного, его действия и поступки, будучи детерминированными событиями настоящего или прошлого, могут стать понятными психологу (психотерапевту) только при тщательном и последовательном изучении истории жизни осужденного. Однако только одного понимания психологом (врачом) психогенеза конкретного невроза, естественно, недостаточно для успеха психотерапии. Оно выступает в качестве необходимого условия для осознания механизмов развития болезни самим осужденным.

Следует отметить, что достижение осознания осужденным психологических механизмов болезни отнюдь не является чисто рациональным, познавательным процессом — в него обязательно должны быть включены достаточно значимые эмоциональные переживания, наличие которых и делает возможным необходимую перестройку личности на основе положительных внутренних ресурсов. Возникновение этих переживаний обеспечивается существованием психотерапевтического контакта, в основе которого лежат абсолютное доверие не только к профессиональным, но и личностным качествам психолога (психотерапевта), вера в его искреннюю заинтересованность, его готовность и способность понять интимные переживания осужденного и оказать ему помощь. Наряду с этим позиция и поведение психолога (психотерапевта) не должны быть излишне директивными: психолог (психотерапевт) обязан избегать категорических указаний, рекомендаций, советов относительно реальных жизненных проблем осужденного, так как такое поведение лишь подкрепляет имеющуюся у большинства осужденных возможность ухода от принятия решений и вместо желаемого результата (повышение самостоятельности и активности личности) ставит осужденного в отношения зависимости от психолога (психотерапевта).

Только при активном участии самого больного в процессе психотерапии им объективно оцениваются его прошлые поступки и осознаются неправильные жизненные позиции. Критическая оценка истории своей жизни, производимая совместно с психологом, самокритическое отношение осужденного к себе, к своим поступкам в прошлом и настоящем помогают ему уже разумно, а не аффективно осознать и разрешить сложившийся у него психологический конфликт и найти рациональный выход из критической ситуации.

На завершающих этапах патогенетической терапии возрастает роль специалиста, вооруженного результатами анализа жизненной истории осужденного, в реконструкции нарушенной системы его отношений. О таком характере психотерапии, граничащем с исправлением, в свое время писали В. М. Бехтерев (1911), П. Б. Ганнушкин (1927), К. И. Платонов (1956), что и сейчас является актуальным в связи с реализацией задачи по взаимодействию психологической, психиатрической службами, с персоналом пенитенциарных учреждений.

Основным инструментом психолога (психотерапевта) является интерпретация связей между состоянием осужденного, его жизненной ситуацией, особенностями его системы отношений и мотивации. Она может осуществляться как прямым, так и косвенным образом в виде доверительных бесед и специальных упражнений. При этом одна из основных задач психолога (психотерапевта) состоит в том, чтобы по возможности более полно разобраться в изменениях, происходящих в значимых личностных структурах осужденного — самооценке, системе его социального восприятия. Чрезвычайно важно, чтобы психоаналитические интерпретации не были ни слишком преждевременными (когда осужденный еще не готов к их принятию), ни запоздавшими и, вследствие чего, в значительной степени потерявшими свою психотерапевтическую эффективность.

Необходимо подчеркнуть, что роль психолога (психиатра) не должно ограничиваться первичной помощью в осознании осужденным психогенеза заболевания. Успех психотерапии во многом определяется активной позицией психолога (психиатра), обеспечивающей постепенное изменение системы отношений в целом, изменение в широком плане его жизненных установок, которые уже привели или могут привести в будущем к развитию психического расстройства, что весьма существенно также для профилактики его рецидива.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: