Внутриредакционные права журналиста. Устав редакции как инструмент независимости журналистов от учредителя СМИ

Ст. 20 закона о СМИ про устав редакции. Очень сложный документ. Прописано, какие права и обязанности у: учредителей, журналистов, других сотрудников.

Коллектив редакции - это трудовой производственный коллектив, который выпускает продукцию - газету (СМИ) и содержащуюся в ней информацию. Эта продукция на рынке становится товаром. Одновременно редакция - творческий, литературный коллектив. Как трудовой коллектив редакция представляет собой совокупность производственно-творческих и общественных структур. В редакцию входят кроме журналистов технические сотрудники и работники коммерческих структур.
Важнейшее значение для управления редакцией имеет ее понимание как системы. В основе этого лежит разделение труда между его сотрудниками. Каждый их них выполняет свою, порученную ему функцию, но все вместе они составляют работающую систему, которая позволяет решать общую задачу - давать читателям представление о всей деятельности в целом, о важнейших сторонах освещаемой сферы жизни.

В современных рыночных условиях руководитель редакции вынужден исходить из требования предельного ограничения численности ее коллектива. Не меньшую роль играет менеджер при подборе редакционных кадров, в обеспечении оптимального состава коллектива. Достижение оптимального состава редакции возможно лишь с учетом журналистской специфики.
Перед редакционным менеджером стоит вопрос: сколько и какие нужны журналисты, представители других специальностей для подготовки и выпуска данной газеты. Он должен принимать меры для установления в коллективе рационального соотношения представителей различных журналистских профессий и специальностей. Это относится не только к творческим работникам - журналистам, но и к сотрудникам технических и коммерческих редакционных служб. В каждой их них должны работать профессионалы, специализирующиеся на определенных направлениях деятельности. Стремясь обеспечить оптимальный состав редакционного коллектива, менеджер должен представлять реальные возможности и источники его пополнения и укрепления.

Редакционный менеджмент включает в себя и наблюдательность, как предпосылку решений, связанных с оптимизацией состава редакционного коллектива.

Выработка стратегии невозможна без обладания широкой информацией об организации в целом, помехах на пути ее функционирования и развития и т.п. Эта информация накапливаясь, систематизируясь, постепенно превращается в базу стратегических данных, состоящую из трех основных разделов.

В первом разделе характеризуется производственный, технологический, научный, трудовой потенциал организации, проводимая ею научно-техническая политика, взаимоотношения в коллективе, предпочтения руководства.

Во втором разделе дается описание внешнего окружения организации, которое, как мы уже отмечали раньше, состоит из фонового и делового.

В третьем разделе раскрываются главные препятствия и помехи деятельности организации, которые, как и окружение, могут быть внутренними и внешними.
Анализ собранной стратегической информации позволяет сделать выводы о тенденциях развития как самой организации, так и ее окружения, имеющие в основном характер прогноза, то есть системы аргументированных представлений о направлениях развития и будущем состоянии объекта управления.

На основе прогнозов строится курс действий - система целей и ориентиров, которых организация должна придерживаться в повседневной деятельности.
Минцберг Г., один из крупнейших западных специалистов в области менеджмента, сформулировал три возможных модели осуществления выработки стратегии: плановая, предпринимательская, обучения на опыте.

Процесс формирования стратегии состоит из трех стадий: разработки, доводки, стратегического выбора.
Стратегия является основой создания и реализации долгосрочных и среднесрочных планов.
Реализация стратегического плана.
- Удовлетворение реальных нужд ваших клиентов.
- Постоянное выявление приоритетов.
- Наличие достаточного количества ресурсов, финансов и специалистов для осуществления плана.
- Опора на ценности персонала организации и групп, заинтересованных в ее работе.
- Наличие полной поддержки со стороны высшего руководства и правления организации.
- Регулярный анализ как внешней, так и внутренней обстановки.
- Регулярная оценка реализации плана и его адаптация к текущим условиям при необходимости.
РЕДАКЦИОННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

В редакционном планировании в нынешнее время произошли серьезные изменения. Если раньше можно было планировать на пятилетку в связи с долгосрочными планами партии и правительства, то сегодня на первое место вышла срочная, оперативная информация.
Если раньше, в советское время, не только осуждалась, но и практически была невозможной информация в номер, как и прямой эфир, разве только демонстрации 1 мая и 7 ноября, мероприятий партийных съездов, то сейчас информация подается прямо с пылу, с жару - в номер.
Это имеет определенные положительные, а также отрицательные моменты.

Конечно, любой из нас, как потребитель, хочет иметь новую, свежую информацию. Но чаще всего это информация фактов. В результате в журналистике стали исчезать целые жанры аналитического и проблемного характера. Исчезают слова публицистика, газетные жанры.
Журналисты становятся более мобильными, много работают за компьютером.
Однако имеются тенденции уменьшения серьезных аналитических материалов...
Изменился проблемный материал. Уменьшилась разносторонность публикаций.

В редакциях больше всего используется план очередного номера и недельный план номеров.
Господство на полосах заметок, интервью, отчетов, корреспонденций - жанров оперативной информации - неблагоприятно сказалось на масштабности и глубине анализа событий и ситуаций, о которых сообщают газеты.

Однако применение сетевого графика послужило прочной основой для выпуска газет на несколько недель вперед.Определение оптимальной системы планирования, соответствующей требованиям и конкретным условиям, в которых выходит газета, - одна из задач, которые приходится решать специалистам в области редакционного менеджмента.

СЕТЕВОЙ ГРАФИК

Сетевой график - это старая форма планирования самых разных газет, это график, который представляет собой сетку, на верху которой указывают даты и дни выхода номеров газеты, сбоку - полосы номера и тематические рубрики. В квадратах, образуемых сеткой, условными знаками обозначают отделы редакции, журналистов, объем материалов, жанры и пр.

Однако необходимо обратить внимание на следующие моменты. Как Вам уже известно, оперативная информация занимает все большую площадь газетного номера; планируя, необходимо учесть, что сетевой график дает оптимальные результаты, если покрывает не более 50-60% площади газетного номера, остальная ее часть используется для незапланированной оперативной информации и аналитико-проблемных публикаций, отобранных в результате творческого "конкурса" материалов, представленных отделами или журналистами редакции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: