Коллективное мнение → это совокупное суждение, выражающее отношение коллектива (или его значительной части) к различным событиям и явлениям в общественной жизни (оценка, похвала, одобрение, поддержка, порицание, осуждение и т.д.)
Этапы формирования коллективного мнения:
В процессе формирования коллективного мнения наиболее значим первый этап (следует помнить о том, что убедить человека проще, чем переубедить!!!).
Коллективное мнение может быть видимым и скрытым (истинным).
Коллективные интересы, потребности
Потребности: материальные, духовные, социальные.
Интересы - это мотивы и постоянный побудительный механизм.
Коллективные традиции → это сложившиеся на основе длительного опыта групповой деятельности и прочно укоренившиеся в повседневной жизни коллектива правила, нормы и стереотипы поведения, действий, повседневного общения между людьми, соблюдение которых стало общественной потребностью.
Коллективные настроения → это совместные переживания тех или иных событий, фактов, а также сходные эмоциональные состояния, овладевающие на какое-то время всем коллективом (или значительной его частью) и влияющие на его жизнь и деятельность, а также на поведение и деятельность каждого человека:
Морально-нравственная атмосфера в коллективе
Мораль → система нравственных отношений, мотивов действий, чувств и сознания, лежащих в основе поступков и взаимодействий людей в обществе. Она зависит от исторического этапа развития общества, т.е. как общество понимает соотношение добра и зла.
Нравственность → это категория, обозначающая мораль применительно к взаимоотношениям между людьми.
Таким образом, морально-нравственная атмосфера в коллективе → это степень соответствия жизни и деятельности коллектива общепринятым нормам морали и нравственности.
Взаимоотношения → это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Уровень и состояние взаимоотношений рассматриваются как социально-психологический климат в коллективе (СПК). Он представляет собой состояние коллектива, которое характеризуется уровнем социального восприятия и мерой удовлетворенности его членов различными сторонами общения и взаимодействия.