Требования к изобразительной части:
Изобразительная часть иллюстрирует текстовую и может состоять из одного или нескольких рисунков.
Рисунок должен формировать одно зрительное пятно, т. е. точку, привлекшую к себе взгляд читателя в первую очередь.
Если санбюллетень перегружен иллюстрациями, то читателю трудно сосредоточиться, его внимание рассеивается. Чтобы этого не случилось, нужно использовать сходные или "родственные" тона красок, а не делать санбюллетень пестрым и многоцветным / кроме тех случаев, когда он выпускается для детей.
Рисунок не обязательно должен подтверждать текст, он может его дополнять.
Кроме рисунков, в санбюллетене могут использоваться схемы и фотографии.
В санбюллетени должны оставаться свободные места, иначе он будет трудно читаться, в то же время нельзя допускать, чтобы в нем оставалось много пустого пространства.
Наличие ведущего цвета, в соответствии с которым подбираются остальные его цвета, рекомендуется использовать не более 4-х цветов.
|
|
Требования к названию:
Название санбюллетеня должно быть броским, ярким и не запугивающим, привлекающим к себе внимание.
Желательно не использовать название заболеваний.
Вместо "Профилактика дизентерии" лучше написать "Болезнь грязных рук", или вместо "Профилактика алкоголизма" написать "Привычка, уносящая здоровье".
Слово "Санбюллетень" большими буквами не пишется. Оно пишется обычно мелким шрифтом в правом нижнем углу газеты, где указываются выходные данные. Например:
Санбюллетень выполнен студентами ЭМК
отделения «Сестринское дело» 643 группы
Ивановой И., Суриковой Е., Новиковой М.
Требования к экспозиции:
Санбюллетень должен вывешиваться на видном месте, так, чтобы его было удобно читать.
Срок его экспозиции не более 2-х недель, потом его нужно снять и поменять на другой.
Вывешивать его заново рекомендуется не раньше, чем через 2-3 месяца.
Выпускается и вывешивается санбюллетень в тех учреждениях, организациях и предприятиях, где необходимо усилить тематическую санпросветработу.
Например, при вспышке гепатита должен быть приготовлен санбюллетень "Болезнь, которую можно победить".
Санбюллетени, посвященные профилактике простудных заболеваний или острых кишечных инфекций, нужно вывешивать накануне подъема заболеваемости, с учетом сезонности.
Размещать санитарные бюллетени необходимо в людном и хорошо освещенном месте, на удобном для чтения уровне.
Плакат
Он представляет собой произведение графического искусства с лаконичным, броским цветным изображением, с кратким текстом (чаще всего на большом листе бумаги), должен восприниматься издали, выделяться среди других средств агитации и информации. Поэтому чаще всего выполняется с одним рисунком, в условной манере, без излишних деталей.
|
|
Основные требования к содержанию плаката:
· Сопровождается рисунком с изображением предмета, процесса или явления, связанного с тематикой здоровья, профилактикой заболевания и кратким текстом.
· Должен привлекать внимание, поддерживать интерес населения к трактуемой проблеме, побуждать к осуществлению гигиенических рекомендаций и советов.
· Рисунок и текст на плакате взаимно дополняют друг друга и составляют единое целое.
· Актуальность.
· Убедительность содержания.
· Доходчивость формы изложения (текст должен быть конкретным и целенаправленным).
· Оригинальность.
· Наглядность знаковых элементов (четкость изображения, выделения основных смысловых моментов).
· Традиционные размеры – 1 стандартный лист, ½ или ¼ стандартного листа.
· Для размещения агитплакатов лучше использовать места большого скопления людей. Следует выбирать хорошо освещенное место.
· Развешивать в одном месте сразу несколько плакатов не рекомендуется; это будет рассеивать внимание, плакаты будут мешать друг другу. Плакаты по однотипной тематике целесообразно размещать в ряд.
· Их надо менять, и тем чаще, чем более постоянный состав посетителей данного помещения. Плакат не должен висеть на одном месте более месяца. Если нет новых, то надо хотя бы переместить имеющиеся (например, в другой конец вестибюля, в другую комнату) - они опять привлекут внимание посетителей.
Листовка – печатный или рукописный листок агитационного, политического или информационного содержания:
· Несет ярко выраженный агитационный характер, содержащий гигиенические сведения.
· Текст - краткий без детализаций. Должен освещать саму суть проблемы. Сопровождается мотивированным призывом к участию в оздоровительных или профилактических мероприятиях.
· Листовка выполняется в произвольном формате (А5, А6 и т.д.).
· Оформляется на одном листе.
· Листовка должна иметь титульный лист с рисунком и названием.
· Название листовки рекомендуется выбирать яркое, оптимистичное.
· В конце материала должны располагаться адрес и телефон учреждения – составителя.
Памятка – малообъемное печатное средство массовой пропаганды:
Ø Памятка - книжка, листок с краткими наставлениями на какой-нибудь случай, с краткими сведениями о ком-нибудь, чём-нибудь.
Ø Предназначена для отдельных групп населения или пациентам с определенными заболеваниями.
Ø Текст памятки состоит из перечня конкретных советов, правил и сведений гигиенического характера.
Ø Рекомендуемый размер памятки - А5 (лист формата А4, сложенный вдвое).
Ø Название должно быть ярким и оптимистичным.
Ø Текст памятки содержит конкретные советы для отдельных групп здоровья или больных людей, страдающих теми или иными заболеваниями.
Ø Могут быть единичные или серией на одну тему.
Буклет – вид иллюстрационного издания, используемый для пропаганды отдельных частных вопросов охраны и укрепления здоровья.
· Печатное издание на одном листе, складывающемся тетрадкой или ширмочкой.
· Иллюстрированное издание в виде определенным образом сложенного листка бумаги.
· Содержит краткую информацию по отдельным вопросам укрепления и охраны здоровья.
Рекомендуемый размер буклета - лист формата А4, сложенный втрое;
Текст и иллюстрации располагают на одном листе, сложенном по вертикальным или горизонтальным сгибам;
При оформлении буклета допускается использование большего количества иллюстраций чем в памятке.
|
|
Наглядный метод - предполагает использование графических, живописных и прочих средств, с целью воздействия информирование у населения адекватного отношения к своему здоровью.
Средства наглядного метода:
Искусственные средства | Натуральные предметы |
· муляжи · слайды · значки · фотографии · рисунки | · образцы изделий · продукты · одежда · предметы ухода · скелет · препараты в банках · аппараты |
Средства комбинированного метода:
· выставки · праздники, конкурсы · flash –mob · видеолекции | · интернет: чаты и форумы · уголок здоровья · телефоны по работе с населением |
Уголок здоровья включает в себя:
1. Санбюллетень
2. Плакат
3. Иллюстрации
4. Кармашки с раздаточным материалом (буклетами, листовками и т.д.)
5. Раздел с названием темы (или: «Это полезно знать»……. «Это важно»…….. «Обратите внимание»….)
6. Доска или ящик вопросов и ответов
Методические требования к уголку здоровья:
Ø слова «Уголок здоровья» не пишутся;
Ø уголок здоровья должен отражать информацию на одну тему;
Ø название – яркое, оптимистичное;
Ø оптимальное расстояние для прочтения – 150-160 см от пола;
Ø материал уголка здоровья рекомендуется заканчивать оптимистичным призывом;
Ø на стенде отводится место для санитарного бюллетеня, буклетов, памяток и информации для пациентов;
Ø вся информация в уголке здоровья должна регулярно обновляться, рекомендуемая кратность – 1 раз в месяц;
Ø могут быть применены методы анонимного общения с пациентами «Ящик вопросов и ответов», анкетирование и т.д., чем обеспечивается обратная связь с пациентами.
Для учета санитарно-просветительной работы используется «Журнал учета работы по медицинской профилактике», форма (№ 038/У – 02).