В узком рассмотрении технологий социальной реабилитации прежде всего выделяется два направления: социально-бытовую и социально-средовую реабилитации.
Социально-бытовая реабилитация – это приобретение или восстановление утраченных в результате болезни навыков самообслуживания и деятельности в быту.
Специфика социально-бытовой реабилитации раскрывается в следующем:
1) создание комфортных и безопасных бытовых условий, пригодных для независимого существования. Бытовые условия жизни для человека играют огромную роль, потому что в них он проводит значительную часть своей жизни. Социально-бытовое устройство составляет особенно значимый компонент социально-бытовой реабилитации. Поэтому бытовые условия должны быть комфортными и безопасными для человека, отвечать всем санитарным нормам, стандартам по площади и оборудованию, техническими средствами реабилитации;
2) создание специализированных жилых помещений, к числу которых относятся специально оборудованные модифицированные дома с комплексом социально-бытовых услуг, специализированные дома-интернаты общего или психоневрологического профиля);
|
|
3) приспособление жилища инвалида к его функциональным возможностям, оснащение помещений специальными вспомогательными устройствами для облегчения самообслуживания, индивидуальный подход к инвалиду и творческие решения со стороны среднего обслуживающего персонала в деле изготовления различных приспособлений, упрощающих самообслуживание и предотвращающих повышенную опасность несчастных случаев (падения, ожогов, отравлений), связанную с изменением состояния анализаторов (слуха, зрения), нарушениями двигательной функции или деятельности психической сферы:
· дополнительные ручки и поручни, чтобы держаться при перемещении по квартире (пожилым людям и лицам, имеющим парезы, параличи и т.п.);
· ковровые покрытия для пола, который должен быть нескользким, чтобы исключить падение.
· отсутствие порогов между комнатами и увеличенная площадь ширины дверных проемов во всех комнатах, чтобы обеспечить возможность передвижения на кресле-коляске;
· особая планировка ванной и туалета, имеющих устройства, облегчающие пользование ими при выполнении гигиенических процедур (сиденье для ванны, стул-туалет и др.).
· особое оборудование кухни, в которой бытовые приборы размещаются в удобных и легкодоступных местах, есть приспособления для чистки и резания продуктов, открывания банок и бутылок, держатели для посуды, специальная насадка на ложку, вилку, нож, набор посуды для слепых, тарелка для захвата пищи губами);
|
|
· аппараты дистанционного управления предметами домашней обстановки и приборы оповещения (автоматические средства сигнализации о пожаре и утечке газа, сигналы тревоги о начале судорожного припадка у больного эпилепсией, системы внутриквартирной связи, экстренного вызова, позволяющие, не вставая с постели, связаться с социальным работником, вызвать «скорую помощь» или пожарную службу);
· индивидуальные технические средства реабилитации (протезы, ходунки, ортопедическая обувь, тифлотехника, сурдотехника, приспособления для пользования электробритвой, телефонной трубкой, кранами, для открывания форточек, поднятия предметов с пола, для застегивания пуговиц, надевания носков, колготок, для самостоятельного подъема со стула, кровати, приспособления для чтения, рисования, рукоделия);
4) обучение человека самостоятельно ориентироваться в окружающей обстановке, адекватно воспринимать и анализировать ее состояние, адекватно реагировать на изменения, происходящие в ней. Для этого осуществляется ознакомление инвалида с предметами и окружением социально-бытового назначения. Это особенно важно для лиц с нарушением зрения и психическими расстройствами;
5) обучение инвалидов навыкам самообеспечения в быту, персональной сохранности, по вопросам диетотерапии, режима дня, пользованию лекарственными средствами, вспомогательными приборами и техническими устройствами при нарушениях слуха, зрения, протезы, костыли, ходунки и другие приспособления для больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Необходимо также обучение и просвещение членов семьи инвалида по различным вопросам.
6) адаптация человека к бытовым условиям в статусе «инвалид», в которой участвует, с одной стороны, специалист, помогающий человеку с изменившимися физическими возможностями приспособиться жить в привычных условиях, с другой – сам инвалид, который должен стремиться к обретению относительной независимости.
Таким образом, специфика социально-бытовой реабилитации заключается в приобретении или восстановлении утраченных в результате болезни навыков самообслуживания и деятельности в быту за счет специального обустройства жилища, которое должно быть комфортным и безопасным, обучения человека навыкам ориентации и самообеспечения в быту и в адаптации к новым условиям в целом.