(рекомендации для преподавателя)
Теоретико-методические основы СПТ. Впервые практика СПТ (социально-психологического тренинга) начала складываться в США после Второй мировой войны. Считается, что она выросла из концепции групповой терапии, разработанной Т. Бурроу в 1920-е гг. Он предположил, что эмоциональные нарушения являются следствием нерешенных проблем в сфере межличностных отношений и что возможность изжить их в группе гораздо более эффективна. Основой для личностной коррекции выступает участие в групповой терапии, когда неадекватное представление участника о себе, о стиле своего общения и взаимодействии с окружающими, отражаясь в восприятии других членов группы, позволяет увидеть противоречивость своих отношений с другими (искаженность своих представлений о себе и других в ситуации общения).
В дальнейшем идеи Т. Бурроу развивались как в теоретическом, так и практическом аспектах, а область применения расширялась и нашла практическое воплощение в обучении менеджеров и управляющих, руководящих работников бизнеса и промышленности с целью обучения техники контакта с людьми. Формы работы разнообразились и получали соответствующие названия: «группы самоанализа» (США), «группы встреч» в рамках гуманистической психологии, «Т-группы или группы лабораторного тренинга» в русле школы групповой динамики.
|
|
Среди основных целей, реализуемых, например, в Т-группах, отечественный психолог Л. А. Петровская выделила [39]:
1. Возрастание самосознания участников, связываемое с получением сведений относительно того, как другие воспринимают поведение каждого члена группы СПТ.
2. Увеличение чувствительности к характеру взаимоотношений в группе, поведению других, связанное с восприятием более полного ряда коммуникативных стимулов, получаемых от других людей.
3. Развитие навыков вести себя с окружающими в манере сотрудничества и зависимости, а не в понятиях авторитарности и иерархии.
4. Развитие диагностических умений в сфере межличностных отношений, умений успешно вмешиваться во внутригрупповые и межгрупповые ситуации, разрешать конфликты и др.
Из всех зарубежных направлений наиболее близким по своим целям к отечественным подходам является тренинг сензитивности (sensitivity – training). Сензитивность понимается как способность к чуткому реагированию в межличностном общении. Специфика этого вида тренинга заключается в особой направленности на личностные и межличностные проблемы, лучшее понимание которых должно дать толчок к развитию потенциальных возможностей участников СПТ. Ю. Н. Емельянов, исследовавший практику тренинга сензитивности [13], приводит четыре взаимосвязанных элемента сензитивности:
|
|
наблюдательная сензитивность — способность человека наблюй, дать (видеть и слышать) другого и при этом запоминать, как он выглядел, что говорил;
теоретическая сензитивность — способность адекватно выбирать и принимать теории, позволяющие понимать мысли, чувства, поведение других людей;
номотетическая сензитивность — способность адекватно воспринимать и понимать типичного представителя той или иной социальной группы и на основе этого понимания прогнозировать поведение других людей, принадлежащих той или иной группе;
идеографическая сензитивность — способность понимать индивидуальность, своеобразие, уникальность партнера по общению.
В данном русле большинство российских психологов в качестве цели СПТ рассматривают развитие компетентности в общении [34]. При этом компетентность не сводится исключительно к навыкам взаимовосприятия человека человеком, а рассматривается в единстве трех сторон общения: коммуникативной, перцептивной, интерактивной.
Чтобы понять почему в основу СПТ поставлено общение и какое это имеет значение для профессиональной подготовки в области социально-культурного сервиса и туризма, следует остановиться на психологической структуре деятельности и общения.
Психологическая структура деятельности практически в любой сфере может быть представлена в следующем виде:
Д = S – O – Ц – M – Cn – Cp – P,
где Д — деятельность, S — субъект деятельности, O — объект деятельности, Ц — цели деятельности, М — мотивы деятельности, Cn — способы деятельности, Ср — средства деятельности, Р — результат.
В данной формуле следует обратить внимание на два первых элементаS – O. В социальной системе взаимодействия «человек — человек» элементы S – O выступают как субъект-субъектное взаимодействие, так как в качестве объекта «О» выступает человек, а не природа, знак, техника, как в других системах взаимодействия человека с окружающей действительностью. Теперь можно сравнить психологическую структуру деятельности со структурой общения по Г.Лассуэллу:
Приведенное сравнение позволяет сделать вывод о том, что деятельность специалиста в области социально-культурного сервиса и туризма есть коммуникативная деятельность, т.е. деятельность общения.
Данный вывод напрямую связывает проблемы, решаемые посредством СПТ, с профессиональной подготовкой специалистов социально-культурного сервиса и туризма.
Учитывая то обстоятельство, что большинство студентов учебных заведений — молодые люди в возрасте 18 — 25 лет, не имеющие еще профессионального опыта социального воздействия, СПТ выступает как форма профессиональной подготовки. При этом ориентиром в организации СПТ может выступать акмеологический подход, т.е. такая организация обучения студентов, которая позволяет достичь вершин в профессиональном общении.
Еще одной особенностью методологического подхода отечественных ученых к проблеме активных методов социально-психологического воздействия на обучаемых является принцип деятельностного подхода. Содержание этого принципа можно раскрыть, перефразируя одного из основоположников деятельностного пол хода в психологии А. Н. Леонтьева [27]: «Человек есть то, в какой сфере деятельности он трудится». Поэтому, если в содержании СПТ будет заполнена сфера деятельности специалиста (имеется виду ее учебное отражение в виде ситуативно-ролевых задач), то СПТ с полным основанием можно обозначить и как профессионально-психологический. Главное при этом, чтобы в ходе СПТучитывалась профессиональная специфика.
Теоретическая разработка проблем СПТ в отечественной науке базируется на испытанной экспериментальной базе. В свое время еще В.А. Сухомлинский на практике применил обучающий и воспитывающий эффект группы, т. е. основную социально-психологическую закономерность, используемую во всех группах тренинга. Всесторонний анализ педагогического наследия и его влияния на становление практики СПТ, проведенный Л. А. Петровской [39], определил основные идеи проведения занятий методом социально-психологического тренинга:
|
|
равенство позиций ученика и учителя;
признание активной роли ученика в процессе познания;
реализация активности ученика в виде самопознания, самовыражения, самовоспитания;
включение в обучение элементов исследования как «важное условие возвеличивания человека»;
актуализация потенциала личности ученика через апелляцию к личности и ее возвышение посредством познания и др.
Итак, СПТ как форма группового обучения имеет всестороннее теоретическое обоснование и широкую экспериментальную базу. Он находит самое разнообразное применение в различных областях человеческой практики, где успешность деятельности людей зависит от их умения общаться с другими. Чем же СПТ отличается от традиционных форм обучения?
Как известно, традиционные формы обучения предполагают последовательное движение: от приращения знаний обучаемых до формирования соответствующих им умений и навыков. Иными словами, сначала создается некий идеальный образ, своего рода виртуальная модель, а уже потом осуществляется переход от нее к практике. При этом в технике обучения зачастую выбираются такие способы, когда знания даются обучаемому в готовом виде, их остается только запомнить. В таком случае — потребительская схема обучения, когда задействуются преимущественно мнемические процессы (память) обучаемых. А мышление, мотивация и другие составляющие психики не активизируются. Отсюда знакомое всем явление — зубрежка.
СПТ не исключает преподнесение знаний в готовом виде. Но главным выступает другое: участвуя в групповом взаимодействии по решению ситуативно-ролевых задач, участники тренинга сами делают для себя открытия, давно зафиксированные в социально-психологических теориях. Такой способ получения знания коренным образом отличается от традиционного. Для него характерны: соотнесенность с практикой, осмысленность, личностная значимость, эмоционально-чувственная окрашенность. Кроме того, сам характер участия в тренинге содержит основу личностной корректировки. Участвуя в групповом взаимодействии, обучаемый осознает себя как личность через коллег по группе, т. е. действует принцип зеркального отражения. Ведь по выражению Л. С. Выготского: «Личность для себя становится тем, что она есть в себе, через то, что она представляет собой для других» [6]. Таким образом, СПТ как форма обучения предполагает получение знаний, как правило, не в готовом виде от преподавателя, а собственное «добывание» его с помощью преподавателя. А это уже принципиально иная основа личностно-профессионального развития, где преобладают процессы мышления и переструктурирования образа «Я» обучаемого [32].
|
|
Цели, задачи и принципы СПТ. Если вопрос стоит о проведении собственно СПТ, то его основная цель — повышение компетентности в сфере общения.
Если же СПТ связан с профессиональной подготовкой обучаемых в социальной системе взаимодействия, т.е. общение обусловлено спецификой профессии, то цель его определяется исходя из этой специфики.
Главная цель конкретизируется решением ряда задач.
1. Приобретение знаний в области психологии личности, группы, общения.
2. Приобретение умений и навыков профессионально ориентированного общения. Например, умение правильно построить деловую беседу, выслушать и понять собеседника, установить с ним контакт, умение участвовать или руководить дискуссией и т. п.
3. Коррекция, формирование и развитие установок, необходимых для успешного общения.
4. Развитие способности адекватно и полно воспринимать, и оценивать себя и других людей, а также взаимоотношения, складывающиеся между людьми.
5. Коррекция и развитие системы отношений личности.
Эффективность занятий в группах СПТ зависит от того, как будут реализовываться специфические принципы.
Принцип равенства позиции. Во-первых, он означает пересмотр отношений между преподавателем и обучаемым. В СПТ руководителю занятия отводится роль не непререкаемого авторитета, а роль «катализатора», способствующего развитию мышления и получения нового знания. При этом руководитель и сам выступает в равной со всеми членами группы позиции, участвуя в решении задач. Во-вторых, равенство позиций предполагает и партнерские отношения всех членов группы, признание ценности каждого, его интересов и принятие друг друга. Наконец, принцип равенства означает, что каждый участник тренинга становится поочередно как бы руководителем, лидером конкретной ситуации общения.
Принцип активности. Он означает обязательную вовлеченность в занятие всех без исключения членов группы. Такая возможность вытекает из первого принципа, когда каждому предоставлено право продемонстрировать себя, а свои действия и мысли сделать предметом анализа всей группы. На этой основе осуществляется проверка адекватности действий и коррекция в случае необходимости.
Перенос «центра тяжести» с фигуры преподавателя на самого обучаемого позволяет активизировать мотивационно-потребностную сферу личности. Данный принцип может быть изложен в виде правила: «Будь активен и ты узнаешь себя!»
Принцип обратной связи. Он подразумевает открытое, аргументированное и конструктивное высказывание всеми членами группы по поводу различных ситуаций, которые возникают в ходе выполнения заданий.
Реализация данного принципа позволяет каждому участнику СПТ сформировать адекватный образ себя и другого, создает возможность для соответствующей коррекции. Это уникальная возможность «увидеть себя глазами других». Высказываемая членами группы информация становится основной для размышления, что, в свою очередь, создает предпосылку для самокоррекции уже имеющихся навыков общения.
Для реализации принципа обратной связи требуется соблюдение ряда условий: а) описательный характер обратной связи; б) неотсроченность обратной связи; в) конкретность высказывания, т.е. его принадлежность к конкретному поведению; г) высказывание по поводу таких свойств личности, которые реально могут быть изменены.
Руководитель может установить правила, как давать обратную связь:
говорить кратко;
говорить конкретно, по существу;
говорить то, что чувствовал.
Правила приема обратной связи:
слушать внимательно;
можно запрашивать дополнительную информацию;
не объяснять своего поведения.
Средствами подачи обратной связи могут выступать:
аудиозапись;
видеозапись;
установленный алгоритм наблюдения за ситуационно-ролевыми приемами и групповыми дискуссиями;
тестирование;
проведение упражнений в парах;
личное поведение руководителя занятий, задающего модель обратной связи.
Принцип доверительности общения в группе, Он позволяет создать элемент доверия, чувство общности и причастности к миру другого человека. От соблюдения этого принципа во многом зависит обучающий эффект тренинга.
Принцип закрытости группы. Заключается в сохранении участниками тренинга информации друг о друге, которая не должна выноситься за пределы группы.
Комплексная реализация перечисленных принципов групповой работы позволяет достичь указанной цели СПТ. Однако сами по себе они не дадут нужного результата без соответствующей подготовки руководителя и стратегии проведения тренинга.
Среди основных условий, реализация которых в действиях руководителя способствует эффективности занятий, можно выделить следующие:
Открытость руководителя. Это способность быть самим собой, а не устремленность к тому, чтобы казаться. Одно из средств на этом пути — отказ от безличных суждений типа: «обычно считается», «говорят», «полагают» и т.п., их замена на суждения личной формы: «я считаю», «я полагаю», «я сомневаюсь», что способствует формированию доверительных отношений. Открытость руководителя — еще не гарантия успеха, но важная предпосылка к нему.
Способность к децентрации. Это готовность и умение отнестись к своей позиции не как к единственно возможной и единственно истинной. Это умение координировать свою точку зрения с участниками СПТ.
Способность быть сотрудничающим партнером. Это одно из главных и определяющих положений в психологическом облике руководителя, что предполагает отказ от менторского диктата и утверждения иного типа отношений с членами группы: совместного поиска, принципиального, но доброжелательного совместного анализа результатов работы и т.п.
Воздерживаться от категоричных «экспертных» суждений, давать возможность высказаться самой группе.
Возражения высказывать после внимательного выслушивания и понимания членов группы. Ни в коем случае возражения не должны предшествовать пониманию.
Сочетать планомерность в работе с умением отступать от плана, отказаться от заранее продуманных тактических вариантов, импровизировать по ходу дела, реагируя на определенные групповые изменения, и в этом смысле «идти на поводу у группы».
Разумеется, что указанными условиями не исчерпываются предпосылки успешной организации СПТ. Его проведение — дело творческое, в котором указанные условия могут и изменяться, дополняться другими, в зависимости от состава участников, поставленных целей, опыта руководителя и других условий.
Ниже приводятся задачи руководителя СПТ по этапам (табл. 3.1).
Таблица 3.1