Государство и право Древней Индии
План
1. Возникновение государственных образований
на территории Индостана. Периодизация истории Древнеиндийской государственности.
2. Социальная стратификация общества в Древней Индии.
3. Государственное устройство Древней Индии.
4. Законы Ману.
1. Возникновение государственных образований
на территории Индостана. Периодизация истории древнеиндийской государственности
Одна из самых древних цивилизаций в мире сложилась более четырех тысяч лет назад в долине Инда.
Столицами политических объединений уже в III тысячелетии до н. э. стали Хараппа и Мохенджо-Даро — крупные города, центры ремесленного производства и торговли. Достоверные сведения о классовой структуре и политической организации общества этого времени до нас не дошли, однако известно, что здесь происходило разложение первобытнообщинного строя, началось социальное расслоение населения.
К середине II тысячелетия до н. э. начался упадок Хараппской цивилизации, который завершился с приходом индоарийских племен.
|
|
Период развития Древней Индии с середины II тысячелетия
до н. э. до первой половины I тысячелетия до н. э. получил название ведийского. Этот период отмечен образованием классового общества и государства — крупные достижения в области производства привели к расслоению общества, к усилению общественного неравенства. Руководство племенем осуществлял военный вождь — раджа, вначале назначавшийся собранием. С усилением общественного неравенства он постепенно возвышался над племенем, подчиняя себе органы племенного управления. Со временем должность раджи становится наследственной.
С усилением власти раджи связано уменьшение роли народных собраний: постепенно народные собрания, назначавшие раджу, утрачивали свою роль и становились из собрания соплеменников собранием знати, приближенных раджи.
В этих условиях органы племенной администрации перерастают в государственные органы. Рабовладельческая знать занимает высшие должности в государственной администрации. Племенная дружина превращается в постоянное войско. Народ облагается налогами, которые уплачиваются царю при посредстве специальных чиновников.
Таким образом, в ведийский период на базе родоплеменных коллективов начали возникать государственные образования, принимавшие форму монархий или республик. По большей части их территории были невелики, а политическая власть незначительна.
В Магадхо-Маурийскую эпоху были заложены основы многих государственных институтов, получивших развитие в последующие периоды истории Индии. Она названа так потому, что самым крупным и сильным государством из возникших в ведийский период была Магадха, а наивысшего расцвета это государство достигло в IV — III вв. до н. э. при династии Маурьев, которая объединила под своей властью почти всю территорию Индостана.
|
|
Эту эпоху характеризуют усиление монархической власти, а также падением роли институтов племенного управления. Хотя создание объединенного индийского государства способствовало общению различных народов, взаимодействию их культур, стиранию узких племенных рамок, но империя Маурьев состояла из племен и народов, находившихся на разных ступенях социально-экономического и политического развития.
Поэтому Маурьям не удалось сохранить единство государства — во II в. до н. э. Индия, несмотря на сильную армию и крепкий аппарат управления, распалась на множество государственных образований.
2. Социальная стратификация общества
в Древней Индии
Разложение первобытнообщинного строя и развитие общественного и имущественного неравенства привело к появлению сословий — варн. Все свободные стали делиться на группы, не равные по своему общественному, а также юридическому положению, правам и обязанностям.
С оформлением рабовладельческого государства деление всех свободных на четыре варны было объявлено извечно существующим порядком и освящено религией.
В соответствии с Законами Ману существовали следующие варны:
1) брахманы — члены жреческих родов;
2) кшатрии — военная аристократия;
3) вайшьи (вайшии) — свободные полноправные общинники;
4) шудры — низшая варна, неравноправные члены общества.
Образ жизни каждой варны был сформулирован в специальных законах — дхармах. В компетенцию первых двух варн входило государственное управление. Вайшьям предписывалось заниматься земледелием, скотоводством, ремеслом и торговлей. Шудры должны были находиться в услужении у трех высших варн.
С течением времени сословия становились все более замкнутыми. Этому способствовали: строгая эндогамность — заключение браков между представителями одной варны; определенная, наследственно закрепленная профессия; поклонение одним богам.
Переход из одной варны в другую строго запрещался. Ограничивалась возможность смешанных браков, устанавливалось разное материальное возмещение за убийство лица в зависимости от его принадлежности к определенной варне: за проступки члена высшей варны по отношению к члену низшей полагалось более мягкое наказание, и наоборот.
Впоследствии, с превращением свободных общинников в зависимых крестьян, вайшьи стали по значению приближаться к шудрам, а две первые касты — касты знати — обособились от двух низших.
Еще одним компонентом социальной стратификации индийского общества была так называемая каста «неприкасаемых», в которую могли попасть представители всех вышеуказанных варн, в случае осуждения за совершение особо тяжких преступлений, а также если представитель одной из четырех варн был уличен в общении с неприкасаемыми. Кроме того, эту касту пополняли захваченные на поле боя пленники, а также рабы. Их отличительными признаками была особая одежда (как правило, снятая с тел казненных преступников), запрет на появление в общественных местах (на площадях, рынках и т. д.), запрет общаться с представителями других варн. Жизнь неприкасаемых не представляла никакого интереса для государства, а, следовательно, и для правосудия.
Важнейшей частью социального, общественного и экономического строя в Маурийский период была община, поскольку объединяла значительную часть населения — свободных земледельцев. Самой распространенной формой общины была сельская, хотя кое-где еще существовала и примитивная родовая. В общине сохранялись черты единого коллектива и старые общинные традиции — свободные жители на собраниях решали различные вопросы управления. Со временем все большее значение приобретали главы деревни. Вначале глава общины выбирался на собрании общинников, затем утверждался государственной властью, постепенно превращаясь в ее представителя.
|
|
В общине наблюдался процесс имущественного разделения:
1) верхушка, эксплуатировавшая рабов и наемных работников;
2) общинники, которые сами работали на своих участках;
3) разорившиеся общинники, которые лишались земли и орудий труда и были вынуждены работать в качестве арендаторов.
Деревенские ремесленники также занимали различное положение: ремесленники, которые работали самостоятельно и имели собственные мастерские; ремесленники, которые нанимались на работу за определенную плату.
Рабство Древней Индии отличается своей неразвитостью, наряду с рабовладельческими отношениями продолжают сохраняться пережитки первобытнообщинного строя: индийские рабы могли иметь семьи, собственность, право на наследование, право собственности на получаемые дары. Свободный, становясь рабом, не терял своих семейных, родовых и кастовых связей. Следует заметить, что рабский труд не играл значительной роли в экономике Древней Индии.
В праве древнеиндийского государства отсутствует отчетливое противопоставление свободных и рабов, поскольку, хотя это государство и было рабовладельческим, но варны заслоняли собой классы.
Тем не менееЗаконы Ману указывают следующие разряды рабов:
- захваченные под знаменем (военнопленные);
- рабы за содержание;
- рабы, рожденные в доме хозяина;
- купленые;
- подаренные;
- доставшиеся по наследству;
- рабы в силу наказания.
Характерной чертой древнеиндийского рабства было наличие законодательства, направленного на ограничение произвола хозяина по отношению к рабам.