Тема 1. Общее представление о психологии как науке.
- Общая характеристика психологии.
Термин «психология» ввел Христиан Вольф.
Психология – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедея-ти.
Психика – это свойство мозга отражать окружающую действительность и на этой основе регулировать дея-ть и поведение.
Психика (по Слободчикову) – это системное св-во высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении особью или индивидом объективного мира, построении образа этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и дея-ти.
Мир психических явлений включает процессы, свойства и состояния.
- Объект и предмет психологии.
Объект – это та сторона реальности, на к-рую направлено изучение. Объект сущ-ет независимо от изучения, он фиксирован в названии науки и явл-ся оч. широким понятием.
Предмет – это та сторона объекта, к-рая изучается. Обобщенно предмет y - основные закономерности психических явлений.
- Особенности y.
1) сложность (самое сложное – психика как продукт мозга человека)
|
|
2) слияние субъекта и объекта (психика изуч-ся с помощью психики)
3) уникальность практических следствий (познание психики позволяет изменить пс.)
- Отличия научной и житейской y.
Параметры | Житейская y | Научная y |
Путь получения знаний | Знания получены из опыта обыденной жизни | Получены теоретическим и экспериментальным путем |
По степени обобщенности | Знания конкретны и привязаны к ситуациям | Знания обобщенны, исп-ся научные понятия |
Степень осознанности знаний | Интуитивны, неосознанны | Знания рациональны и максимально осознанны |
Возможность передачи знаний | Ограничены пределами семьи и не м.б. переданы большому числу людей | Могут исп-ся многими, т.к. фиксируются в научной литературе |
По методам получения знаний | Наблюдения | Эксперимент и др. научные методы |
Вывод: Психология как наука располагает с/мой средств, к-рые позволяют объяснять многие y-ие феномены.
Тема 2. Современная психология.
1. Предмет и задачи y.
Совр.y - это наука и о закономерностях развития и функционирования психики.
По А.Н. Леонтьеву, предмет y - психически управляемая дея-ть личности.
Задачи y по А.Р. Лурия:
1 - установление з-нов психич. дея-ти;
2 – установление механизмов развития психики;
3 – определение путей развития психики.
Место y в с/ме наук.
Сущ-ет 4 области научного знания, пересекающиеся м/у собой: область естественных наук, социальных наук, философских наук, технических наук. y занимает центральное место в с/ме наук.
Треугольник Б.М. Кедрова: естеств. науки
психология
|
|
философ.н. социал.н.
3. Отрасли y:
1) по видам дея-ти
y труда, y спорта, юридическая y, инженерная y
2) по уровням развития психики:
возрастная y, специальная y, зоопсихология
3) по отн-ию Человек – Общество:
Социальная y, y личности
4) по цели дея-ти:
Фундаментальные y-ие дисциплины, прикладные дисциплины (конфликтология)
5) по связи с др. науками:
Психофизиология, нейропсихология
Особое место – общая y - это стержень науки, ее понятийный аппарат, это осн. научные категории, осн. теории, принципы, методы.
Поп-психология – упрощенные, неакадемические, популярные знания для масс. рекомендации, данные в поп-y, не ясны и не обоснованны.