Место y в с/ме наук

Тема 1. Общее представление о психологии как науке.

  1. Общая характеристика психологии.

Термин «психология» ввел Христиан Вольф.

Психология – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедея-ти.

Психика – это свойство мозга отражать окружающую действительность и на этой основе регулировать дея-ть и поведение.

Психика (по Слободчикову) – это системное св-во высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении особью или индивидом объективного мира, построении образа этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и дея-ти.

Мир психических явлений включает процессы, свойства и состояния.

  1. Объект и предмет психологии.

Объект – это та сторона реальности, на к-рую направлено изучение. Объект сущ-ет независимо от изучения, он фиксирован в названии науки и явл-ся оч. широким понятием.

Предмет – это та сторона объекта, к-рая изучается. Обобщенно предмет y - основные закономерности психических явлений.

  1. Особенности y.

1) сложность (самое сложное – психика как продукт мозга человека)

2) слияние субъекта и объекта (психика изуч-ся с помощью психики)

3) уникальность практических следствий (познание психики позволяет изменить пс.)

  1. Отличия научной и житейской y.
Параметры Житейская y Научная y
Путь получения знаний Знания получены из опыта обыденной жизни Получены теоретическим и экспериментальным путем
По степени обобщенности Знания конкретны и привязаны к ситуациям Знания обобщенны, исп-ся научные понятия
Степень осознанности знаний Интуитивны, неосознанны Знания рациональны и максимально осознанны
Возможность передачи знаний Ограничены пределами семьи и не м.б. переданы большому числу людей Могут исп-ся многими, т.к. фиксируются в научной литературе
По методам получения знаний Наблюдения Эксперимент и др. научные методы

Вывод: Психология как наука располагает с/мой средств, к-рые позволяют объяснять многие y-ие феномены.


Тема 2. Современная психология.

1. Предмет и задачи y.

Совр.y - это наука и о закономерностях развития и функционирования психики.

По А.Н. Леонтьеву, предмет y - психически управляемая дея-ть личности.

Задачи y по А.Р. Лурия:

1 - установление з-нов психич. дея-ти;

2 – установление механизмов развития психики;

3 – определение путей развития психики.

Место y в с/ме наук.

Сущ-ет 4 области научного знания, пересекающиеся м/у собой: область естественных наук, социальных наук, философских наук, технических наук. y занимает центральное место в с/ме наук.

Треугольник Б.М. Кедрова: естеств. науки


психология

философ.н. социал.н.

3. Отрасли y:

1) по видам дея-ти

y труда, y спорта, юридическая y, инженерная y

2) по уровням развития психики:

возрастная y, специальная y, зоопсихология

3) по отн-ию Человек – Общество:

Социальная y, y личности

4) по цели дея-ти:

Фундаментальные y-ие дисциплины, прикладные дисциплины (конфликтология)

5) по связи с др. науками:

Психофизиология, нейропсихология

Особое место – общая y - это стержень науки, ее понятийный аппарат, это осн. научные категории, осн. теории, принципы, методы.

Поп-психология – упрощенные, неакадемические, популярные знания для масс. рекомендации, данные в поп-y, не ясны и не обоснованны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: