Список Разъяснений, разработанных Постоянным Комитетом по разъяснениям (SIC/1FRIC)

  Разъяснения Редакция
SIC 7 Введение евро  
SIC 10 Государственная помощь — отсутствие конкретной связи с операционной деятельностью  
SIC 12 Консолидация — компании специального назначения Март 2004
SIC 13 Совместно контролируемые компании - неденежные вклады со стороны предпринимателей  
SIC 15 Операционная аренда— Стимулы Март 2004
SIC 21 Налоги на прибыль — возмещение переоцененной стоимости активов, не подлежащих амортизации  
SIC 25 Налоги на прибыль — изменения в налоговом статусе компании или ееакционеров  
SIC 27 Оценка существа операций, облеченных в юридическую форму аренды  
SIC 29 Раскрытие информации — договоры концессии по предоставлению услуг  
SIC31 Выручка - бартерные операции, включающие рекламные услуги Март 2004
SIC 32 Нематериальные активы — затраты на интернет-сайт  
IFRIC 1 Изменения в обязательствах по демонтажу и ликвидации основных средств, восстановлению среды  
IFRIC 2 Доли участия в кооперативных организациях и аналогичные инструменты Февраль 2008
IFRIC 4 Определение наличия в сделке отношений аренды  
IFRIC 5 Права на доли, возникающие в связи с фондами вывода из эксплуатации, восстановления и экологической реабилитации  
IFRIC 6 Обязательства, возникающие в связи с участием в специализированном рынке - отходы электротехнического и электронного оборудования  
IFRIC 7 Применение подхода, требующего пересчета финансовой отчетности в соответствии IAS 29 «Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции»  
IFRIC 8 Сфера примененияIFRS 2 Май 2006
IFRIC 9 Ссылки на пересмотр результатов анализа встроенных производственных инструментов Июнь 2006
IFRIC 10 Промежуточная финансовая отчетность и обесценение  
IFRIC 11 IFRS 2 — Операции с акциями группы и казначейскими акциями Март 2007
IFRIC 13 Программы лояльности клиентов  
IFRIC 14 IAS 19 - Предельная величина актива пенсионного плана с установленными выплатами, минимальные требования к финансированию и их взаимосвязь  
IFRIC 15 Соглашения на строительство объектов недвижимости  
IFRIC 16 Хеджирование чистой инвестиции в иностранную компанию  
IFRIC 17 Распределение неденежных активов в пользу собственников Июль 2009
IFRIC 18 Передача активов от клиентов Июль 2009
IFRIC 19 Погашение финансовых обязательств долевыми инструментами Июль 2010

Процесс пересмотра и разработки стандартов продолжается.

4. Принятие МСФО в России.

После 20 лет разговоров о переходе российской экономики на международные стандарты учёта (Распоряжение Верховного Совета РСФСР «О переходе Российской Федерации на принятую в международной практике систему учёта и статистики» было издано 14.01.1992 г.) международные стандарты обрели наконец официальный статус в России.

Реальные изменения начались в 2010г. когда практически без обсуждений был принят сразу во втором и третьем чтениях Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчётности», пролежавший под сукном после принятия в первом чтении более 5 лет. Срочное принятие закона в 2010 году было обусловлено решением Большой двадцатки» о повсеместном переходе на МСФО не позднее июля 2011 года. Именно такой срок был установлен для завершения конвергенции международных и американских стандартов бухгалтерского учёта.

Большинство экспертов тогда расценили принятие закона как политический акт в угоду международному сообществу, не оказывающий какого-либо существенного влияния на состояние бухгалтерского учёта в России в обозримом будущем. Основанием для такого мнения являлось то обстоятельство, что вступление в силу закона увязывалось с дополнительной процедурой принятия МСФО в России, которая самим законом не регламентировалась.

Тем не менее, несмотря на кажущееся затишье в деле внедрения МСФО в России, в течение 2011 года произошло несколько событий, в результате которых консолидированная отчётность российских организаций в обязательном порядке составляется в соответствии с МСФО уже с 2012-го отчётного года.

25.02.2011 года Правительством России было утверждено Положение о признании МСФО и разъяснений МСФО для применения на территории России, периода. Во исполнение Положения Минфином РФ спустя полгода был проведён конкурс, и 8.07.2011 года Фонд «Национальная организация по стандартам финансового учёта и отчётности» был утверждён в качестве экспертного органа для аккредитации МСФО. Первым признаком того, что процесс затягиваться не будет, послужило Информационное сообщение МФ РФ о ходе признания МСФО, размещённое на сайте МФ РФ в августе, которым для всех 37 стандартов была запланирована одна дата- 15.09.2011 года. А в ноябре 2011 года вышел Приказ «О введении в действие международных стандартов финансовой отчетности и разъяснений международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации» (от 25.11.2011 г. № 160н). Предполагается, что каждый документ МСФО будет проходить отдельную экспертизу на предмет применимости в России. Решение о вступлении документа МСФО в силу будет принимать МФ РФ.

Сразу же на сайте Минфина РФ появился проект Плана дальнейшего развития бухгалтерского учёта в России, который свидетельствовал о серьёзности намерений реформаторов бухучёта и усиление тенденции к признанию прямого действия МСФО в России наряду с российскими положениями по бухгалтерскому учёту. Объёмистый проект Плана (59 пунктов на 16 страницах) охватывал период до 2015 года и предполагал завершение реформы бухгалтерского учёта и аудита по западному образцу. Официально План был утверждён лишь в ноябре (Приказ МФ РФ от 30.11.2011 г. № 440 (далее - План)), будучи сокращен к моменту утверждения до 29 пунктов. Видимо, Минфин решил сократить свои обязательства в период 2012-2015 годов. Практически одновременно с утверждением Плана был рассмотрен сразу во втором и третьем чтениях и за неделю проведён через Совет Федерации и подписан Президентом РФ Федеральный закон от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте», вступающий в силу с 01.01.2013 г.

Официальное признание МСФО в России в самом конце 2011 года обусловило вступление в силу Закона о консолидированной отчётности с 2012 года (Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчётности»).

Резюме: По состоянию на 30.04.2012 года Министерством Финансов Российской Федерации признаны к применению на территории РФ 29 Международных Стандартов Финансовой Отчетности (IAS), 8 Международных Стандарта Финансовой Отчетности (IFRS), 10 Разъяснений ПКР (SIC), 16 Разъяснений КРМФО (IFRIC).

Применение опубликованных МФ РФ законно в связи с выполнение всех условий, обязательных для вступления их в силу, в соответствии с постановлением № 107:

-. официальное получение от Фонда документа международных стандартов (обеспечивает МФ РФ);

- экспертиза применимости документа международных стандартов на территории России;

- принятие решения о введении документа международных стандартов в действие на территории России;

- опубликование документа международных стандартов.

В соответствии с действующим законодательством, инициативное применение МСФО не предусмотрено, обязательное применение МСФО предусмотрено на основании ст. 2 Закона № 208 для организаций: кредитных; страховых; иных организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах; всех организаций, составляющих консолидированную отчетность в соответствии с законодательством РФ или её учредительными документами.

Примерно 40% из 400 ведущих российских компаний уже отчитываются по МСФО, из них в первой сотне — 65.

Как уже упоминалось выше, организации, на которые распространяется закон, должны составить первую отчетность по МСФО за 2012 г. Таким образом, в начале 2013 г. можно будет увидеть первую «официальную» финансовую отчетность по МСФО, составленную по требованиям российского законодательства. Однако, ряду организаций закон дает возможность начать составлять первую отчетность по МСФО лишь за 2015 г. Это организации, которые уже составляют консолидированную финансовую отчетность по иным международно признанным правилам (например US GAAP), а также те, кто на организованных торгах котирует лишь облигации.

В отношении первой отчетности, составляемой по МСФО действует специальный стандарт IFRS 1 «Первое применение МСФО».

Сейчас еще нельзя утверждать, что Россия полностью перешла на МСФО. Требование о составлении, представлении и публикации финансовой отчетности по международным стандартам распространяется лишь на часть организаций, причем оно ограничено только применением в отношении консолидированной отчетности. В то же время именно консолидированная отчетность котирующихся компаний, а также банков и страховщиков - это тот продукт, который на рынке востребован инвесторами в первую очередь. Для составления именно этой отчетности применение МСФО имеет принципиальное значение.

За компаниями, попавшими в сферу действия Закона о консолидированной финансовой отчетности, сохраняется обязанность представления обычной отчетности юридического лица в соответствии с Законом о бухгалтерском учете. Дело в том, что консолидированная отчетность котирующихся компаний имеет узкое применение - только для принятия инвестиционных решений. Она не затрагивает то множество сфер общественных отношений, которых касается бухгалтерская отчетность организаций, составляемая сейчас по российским правилам. Поэтому составление консолидированной отчетности листинговыми компаниями непосредственно по МСФО может служить своеобразной опытной площадкой по применению документов, разработанных не в России. Этот опыт можно впоследствии использовать для разработки нормативных механизмов применения международных документов и в отношении неконсолидированной отчетности, после того как бухгалтерские стандарты будут полностью гармонизированы. В случае реализации указанных мер переход на международные стандарты можно завершить гармонично и безболезненно.

Значение нормативного введения МСФО в России не ограничивается одной лишь сферой применения Закона о консолидированной финансовой отчетности. Это событие самым тесным образом связано с применением российских стандартов бухгалтерского учета в отношении обычной бухгалтерской отчетности любой организации, а также охватывает вопросы реализации норм законодательства в смежных областях.

Международные стандарты являются основой разработки нормативных документов, регулирующих бухгалтерский учет в нашей стране. Нацеленность отечественной системы регулирования бухгалтерского учета на МСФО обозначилась еще на заре рыночных реформ. Это направление нашло официальное за крепление в Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (утверждена постановлением Правительства РФ от 06.03.98 № 283). Ее реализация называлась в качестве цели принятия положений по бухгалтерскому учету непосредственно в текстах приказов об их утверждении и введении в действие. Иными словами, МСФО уже давно упоминаются в текстах нормативных документов, регулирующих бухгалтерский учет.

В настоящее время некоторые положения по бухгалтерскому учету содержат прямые ссылки на МСФО для решения Отдельных вопросов. Например, п. 22 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» и п. 20 ПБУ 24/2011 «Учет затрат на освоение природных ресурсов» предписывают применять МСФО в вопросах обесценения внеоборотных активов, регулируемых этими положениями.

Наиболее важная, можно сказать фундаментальная, ссылка на МСФО содержится в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». В соответствии с п. 7 этого документа, если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики организацией осуществляется разработка соответствующего способа, исходя из норм ПБУ 1/2008 и иных положений по бухгалтерскому учету, а также МСФО. При этом иные ПБУ применяются для разработки соответствующего способа в части аналогичных или связанных фактов хозяйственной деятельности, определений, условий признания и порядка оценки активов, обязательств, доходов и расходов.

Применение других ПБУ ограничено аналогичными или связанными фактами. В большинстве случаев в учете неурегулированных ситуаций придется обращаться к МСФО. Приведенная норма не просто разрешает, а предписывает обращаться к МСФО. Иными словами, российские организации должны применять правила МСФО во всех случаях, не урегулированных ПБУ. Данное требование действует с 2009 г. Однако появление такой, можно сказать, «революционной» нормы до сих пор оставалось практически незамеченным. И действительно, отсылка к документам, выпускаемым частной иностранной организацией на иностранном языке, доступ к которым возможен лишь на платной основе, мало кем могла восприниматься всерьез. До их официального принятия МСФО не являлись легитимной частью нормативной базы России.

До настоящего времени Минюст России неоднократно регистрировал отсылки к МСФО, причем не только в нормах, направленных на решение отдельных вопросов, как в ПБУ, но и требования составления финансовой отчетности по МСФО в целом. Банк России также выпускал нормативные документы, требующие от кредитных организаций составления отчетности по МСФО с 2004 г. Все указанные требования выпускались при отсутствии самих текстов МСФО. И, конечно, до официального принятия этих текстов в легитимности таких требований оставались сомнения, несмотря на регистрацию документов в Минюсте России.

В этой связи значение официального введения МСФО в России выходит далеко за пределы сферы применения одного лишь Закона о консолидированной финансовой отчетности. Появилась возможность официально обращаться к МСФО для любых целей. Отметим, что приказ Минфина России от 25.11.11 № 160н не содержит ограничений сферы применения вводимых им МСФО. По причине отсутствия официального текста МСФО на русском языке норма п. 7 ПБУ 1/2008 до сих пор оставалась фактически «мертвой». Теперь открываются возможности для ее реализации. На требование применять МСФО в ситуациях, не урегулированных РПБУ, теперь вынуждены обратить внимание даже те, кто до сих пор его не замечал или не хотел замечать. МСФО становятся неотъемлемой частью учетной политики по РПБУ.

Значение этого факта сложно переоценить. Фактическая учетная политика российских организаций сегодня стала главным «камнем преткновения» российской бухгалтерской реформы. Именно в области фактической учетной политики, а не в требованиях российских нормативных правовых актов, следует искать основные причины несоответствий бухгалтерской отчетности российских организаций с требованиями МСФО.

Первые ПБУ, выпускавшиеся в конце 90х годов, лишь отдаленно напоминали МСФО, но со временем это сходство неизменно усиливалось. Так, недавно выпущенное ПБУ 24/2011 во всех существенных аспектах соответствует МСФО (1FRS) 6 «Разведка и оценка запасов полезных ископаемых» (Exploration for and evaluation of mineral resources).

Все ПБУ принимались с целью приведения российского учета в соответствие с международными стандартами, поэтому почти все они являются в той или иной степени аналогами МСФО. Во многих случаях текст международных стандартов воспроизводится в российских ПБУ почти буквально. Из года в год в ПБУ вносятся поправки, которые делают их все ближе и ближе к МСФО. Каждое новое ПБУ, или новая редакция ПБУ, или даже отдельные поправки к ним являют собой очередной шаг к сближению с МСФО.

Но если процесс создания и модернизации ПБУ с такой явной направленностью на сближение с МСФО длится уже второе десятилетие, то почему в действительности заметного сближения не происходит? Очевидно, главная причина кроется не в ПБУ - не в качестве их текстов и не в содержании их требований. Причина заключается в практической реализации требований ПБУ, т. е. в фактически применяемой организациями учетной политике. «Пропасть» действительно существует, но не в стандартах, а в практике их применения.

Все недавние нормативные документы по бухгалтерскому учету объединяет одно - направленность на реализацию требований МСФО. Она остается неизменной последние годы и не поменяется в обозримой перспективе. Такая предопределенность вектора развития нормативной базы дает возможность организациям заранее настраивать свои учетные системы, поскольку теперь тексты МСФО стали частью российского права.Еще один тонкий момент, который объединяет недавние документы: все основные содержащиеся в них нововведения могли бы быть (а точнее, должны были бы быть) применены российскими организациями до их принятия на основании ранее действовавших документов.

2013й год может ознаменоваться новыми изменениями ПБУ. Чтособой будут представлять указанные новшества в содержательном отношении, узнать несложно. Достаточно обратиться к соответствующим аналогам МСФО. Мало того, подавляющее большинство готовящихся новых требований может быть реализовано в учетной политике российских организаций уже сегодня в условиях имеющейся нормативной базы. Ориентируясь на МСФО, организация может сформировать такую учетную политику, которая будет гармонировать с последующими изменениями ПБУ. Эти изменения не будут приводить к необходимости каждый раз перестраивать учетные системы, а будут лишь подтверждать правильность уже выбранных организацией подходов к отражению тех или иных хозяйственных ситуаций.

В этой связи появление официальных текстов МСФО является важнейшим шагом на пути реформирования российского бухгалтерского учета, превращения его в эффективный инструмент создания качественной, полезной и востребованной информации.

Пока по МСФО должна будет составляться исключительно консолидированная отчётность, а обязаны по закону составлять такую отчётность только кредитные организации (они и раньше уже составляли), страховые и листинговые организации (многие из которых имеют иностранное участие, а значит, тоже уже давно составляют международную отчётность). Таким образом, закон только юридически закрепил уже фактически составляемую отчётность и не внёс изменений в учёт подавляющего большинства российских организаций. Более того, и из этих организаций не все обязаны составлять консолидированную отчётность, если такую отчётность составляют их материнские компании.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: