Формирование социального поведения

Начнем с того, что определим, как формируется социальное поведение. Кстати, что это такое? Это поведение по отношению к кому-то. Социальная адаптация – это умение вести себя по отношению к кому-то, фактически умение вести себя в обществе. Общество представляет собой сложную структуру из разных возрастных прослоек, в некоторых местах – кастовых, поэтому надо очень хорошо знать, что там происходит.

Так как же у ребенка формируется социальное поведение? Формируется оно исключительно путем подражания. Мы смотрим, как они себя ведут, и ведем себя точно так же. И если они плюются в окно, то мы тоже будем туда плеваться. Потому что кто же может подумать, что папа делает неправильно? А когда мы хотим выразить свое «фи», мы ставим руки в боки и начинаем гневно что-то говорить. И кто же нам скажет, что мы делаем неправильно, если так делает бабушка? Они же взрослые, они знают, как себя вести. Поэтому мы честно берем у них модели и ведем себя точно так же, как ведут себя они. Мы берем все, а там уже разберемся, что лучшее, что не лучшее. Смотрите сразу, какая на вас ответственность легла.

Хочу отметить, что даже если вам кажется, что ребенок сам по себе себя так ведет, – никогда такого не бывает. Всегда, когда мы начинаем анализировать и разбирать, всегда выясняется, что кто-то внес свою лепту. Иногда это бывает сочетание нескольких моделей. Один брат кричал «кукареку» под столом, другой плевал в окно. Получилось, что мы сначала кричим «кукареку» под столом, потом бежим и плюем в окно. Путем наложения получаем какие-то варианты. Действительно, нет ни одной формы, которая была бы придумана ребенком самостоятельно. У него даже биологически нет такой возможности их придумывать. Вышел на улицу, посмотрел – о, сколько интересного! Сейчас потренируемся!

Ну и, конечно же, в этом подражании старшим у нас ведущую роль играет мама. Это наш первый учитель. Давайте отметим важную роль мамы в течение первых 6 мес. жизни ребенка – это основной ручной период. Здесь мы на нее смотрим и все с нее копируем. Как она у нас улыбается, как она у нас радуется, и если она много не радуется, тогда как она хмурится и как она ругается. За этот период ребенок отрабатывает контакт «партнер – партнер». Он учится вести себя в паре, то есть он учится реагировать на непосредственное обращение к нему. Но это ведь еще не все! С 6-месячного возраста мы начинаем постепенно дистанцироваться от мамы, и нам нужны другие впечатления. Когда мы начинаем ползать, мы становимся восприимчивы к другим контактам. Между прочим, до 6 мес. жизни у ребенка складывается впечатление и об остальных членах семьи, которых он наблюдает. Но он пока с ними в контакт вот так вот не вступает. Он их принимает, закрепляет за ними определенные роли, а вот задействовать это как активную информацию он будет после 6 мес. жизни. Здесь у нас начинается новая отработка. Почему очень важно, чтобы мама с 9 мес. не маячила перед глазами ребенка постоянно? Потому что нам нужно отрабатывать другие контакты, и они должны быть. Потому что мама, конечно, хорошая, большая и замечательная, но это еще не все. А мы должны учиться жить в обществе, то есть нам нужна группа. Мы наблюдали в Индии, как женщины себя ведут. Они ни минуты не сидят с ребенком – то на реку, то на огород, они очень заняты. Они оставляют ребенка в группе старших женщин, которые не ходят так активно, у них другие задачи. У ребенка есть все возможности прорепетировать взаимоотношения с другими членами группы.

Постепенно удаляясь от мамы и приобретая навыки общения с другими людьми, мы к 3-годовалому возрасту готовы перейти к общению в группе. Ребенок к 3 годам может контролировать связи уже не с одним человеком. Он знает, что тому надо подарить палочку, а с этим я могу пойти на охоту, а с этим хорошо рыбу половить, а у этого хорошо на руках посидеть. Этот любит вот это, а тот – вот то. И так – 100 человек.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: