Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, гистограммы, фотоснимки, рисунки) следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые

Надпись «Рис.» с указанием порядкового номера (указывается без знака номера арабскими цифрами) и точкой после него (НАПРИМЕР, Рис. 1.) располагают после рисунка в левом нижнем углу с абзацным отступом 1,25, по ширине листа.

Тематический заголовок иллюстрации, содержащий текст с характеристикой, изображаемого в краткой форме указывается после номера иллюстрации и пишется с прописной буквы. По окончании записи тематического заголовка точка не ставится. После приведения рисунка последующий текст работы отделяется одним межстрочным интервалом. При ссылках на иллюстративный материал следует писать: «в соответствии с данными рисунка 3», (рис. 3).

12) Оформление перечислений. Весьма часто в текстах письменных работ присутствуют перечисления, в которых записываются слова или фразы, объединенные по смысловому или иному отличительному признаку. Грамматически текст любого перечисления должен быть всегда подчинен предшествующей ему вводной фразе. Основные приемы записи перечислений.

Первый прием — запись перечислений в строку. Такой прием наиболее приемлем для перечислений, состоящих из слов и коротких словосочетаний. В этом случае все составляющие перечисления записываются со строчной буквы и отделяются друг от друга запятой. Начало перечисления предваряется двоеточием, окончание — точкой. НАПРИМЕР: «При этом наблюдается разложение белого цвета на составляющие: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый».

Второй прием является предпочтительным для перечислений, включающих в себя однородные по составу предложения или обширные словосочетания, и предусматривает их последовательную построчную запись с абзацного отступа. Начало и окончание перечисления оформляются вышеуказанным образом, точка с запятой завершает каждую строку перечисления (за исключением последней), например:

«...по нижеследующему перечню:

тетради ученические 18-листовые в клетку;

тетради ученические 18-листовые в «косую» линейку;

тетради ученические 48-листовые в клетку;

тетради ученические 96-листовые (общие) в клетку.

До настоящего момента мы вели речь лишь о перечислениях, не требующих четкого позиционирования, т.е. обозначениях с помощью цифрового индекса.

Позиционируемые перечисления в текстах письменных работ записываются с красной строки, перед каждой позицией ставится арабская цифра со скобкой, перечисления печатаются строчными буквами и заканчиваются точкой с запятой (за исключением последнего перечисления, в конце которого ставится точка), например:

Поставленная цель может быть достигнута при решении следующих задач:

1) проанализировать основные концептуальные подходы к определению сущностипедагогической поддержки как основы деятельности классного руководителя в воспитательном процессе;

2) провести диагностику по выявлению уровня воспитанности учащихся начального звена;

3) на основе передового педагогического опыта, опираясь на методические рекомендации, адресованные учителям начального звена, разработать систему работы классного руководителя осуществляющего педагогическую поддержку младших школьников в воспитательном процессе.

В отдельных случаях каждое перечисление может после арабской цифры со скобкой, печататься с прописной буквы заканчиваться точкой.

При оформлении сложных классификаций рекомендуется использовать буквенный индекс, которые оформляются по тому же принципу, что и позиционируемые перечисления. НАПРИМЕР:

Можно использовать следующие приемы активизации деятельности учащихся в процессе эстетического анализа и интерпретации произведения:

1) исследовать и определить, сохраняет ли фрагмент художественного текста основные параметры художественного целого (тематика, проблематика, идейно-эстетическая направленность и др.) на примере отрывка художественного произведения;

2) охарактеризовать целесообразность привлечения контекстуального анализа (биографического, историко-культурного и историко-литературного) для постижения смысла художественного произведения;

3) сопоставить экранизированную интерпретацию и текст художественного произведения - например, Ш. Перро «Золушка», А. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» и др. - по следующим параметрам:

а) Соответствует ли режиссерская интерпретация авторскому замыслу? Можно ли назвать постановочную интерпретацию адекватной?

б) Можно ли считать режиссерскую трактовку художественных образов адекватной? Обогащает ли данная постановка представления о художественном произведении? (мотивировать ответы);

в) Предложить собственную интерпретацию (развернутую и доказательную) анализируемому произведению.

13) Правила записи количественных числительных.

Однозначные количественные числительные, если при них нет единиц измерения, пишутся словами. Например, пять книг (не: 5 книг), на трех образцах (не: на 3 образцах). Многозначные количественные числительные пишутся цифрами, за исключением числительных, которыми начинается абзац, такие числительные пишутся словами. Числа с сокращенным обозначением единиц измерения пишутся цифрами. Например, 7 л, 24 кг. После сокращения «л», «кг» и т.п. ставится точка. При перечислении однородных чисел (величин и отношений) сокращенное обозначение единицы измерения ставится только после последней цифры. Например, 3, 14 и 25 кг. Количественные числительные при записи арабскими цифрами не имеют падежных окончаний, если они сопровождаются существительными. Например, на 20 страницах (не: на 20-ти страницах).

При написании порядковых числительных нужно соблюдать следующие правила. Однозначные и многозначные порядковые числительные пишутся словами. НАПРИМЕР, третий, тридцать четвертый, двухсотый. Исключения составляют случаи, когда написание порядкового номера обусловлено традицией, например, 1-я ударная армия.

Порядковые числительные при записи арабскими цифрами имеют падежные окончания. В падежном окончании порядковые числительные, обозначенные арабскими цифрами, имеют:

а) одну букву, если они оканчиваются на две согласные, на «и» и на согласную букву;

б) две буквы, если оканчиваются на согласную и гласную буквы. Например, вторая — 2-я (не: 2-ая), пятнадцатый — 15-й (не: 15-ый или 15-тый), тридцатых — 30-х (не: 30-ых), в 53-м году (не: в 53-ем или 53-ьем году), второго класса — 2-го класса (не: 2-ого класса).

При перечислении нескольких порядковых числительных падежное окончание ставится только один раз. НАПРИМЕР, учащиеся 1 и 2-го классов.

Порядковые числительные, обозначенные арабскими цифрами, не имеют падежных окончаний, если они стоят после существительного, к которому относятся. НАПРИМЕР, на рисунке 2, в таблице 4. Порядковые числительные при записи римскими цифрами для обозначения порядковых номеров столетий (веков), кварталов, партийных съездов падежных окончаний не имеют. Например, XX век (не: ХХ-й век).

14) В научных работах часто встречаются СОКРАЩЕНИЯ. Сокращенная запись слов используется здесь с целью сокращения объема текста, что обусловлено стремлением в его минимальном объеме дать максимум информации. При сокращенной записи слов используются три основных способа:

1) оставляется только первая (начальная) буква слова (год — г.);

2) оставляется часть слова, отбрасывается окончание и суффикс (советский — сов.);

3) пропускается несколько букв в середине слова, вместо которых ставится дефис (университет — ун-т).

Делая сокращение, нужно иметь в виду, что сокращение должно оканчиваться на согласную и не должно оканчиваться на гласную (если она не начальная буква в слове), на букву «и», на мягкий и твердый знак.

В научном тексте встречаются следующие виды сокращений:

1) буквенные аббревиатуры,

2) сложносокращенные слова,

3) условные графические сокращения по частям слов и начальным буквам.

Буквенные аббревиатуры составляются из первых (начальных) букв полных наименований и различаются:

а) на читаемые по названиям букв (США),

б) на читаемые по звукам, обозначаемым буквами (вуз — высшее учебное заведение).

При этом первое упоминание таких аббревиатур указывается в круглых скобках после полного наименования, в дальнейшем они употребляются в тексте без расшифровки.

Другим видом сокращений являются сложносокращенные слова, которые составляются из сочетания:

а) усеченных слов и полных слов (профсоюз — профессиональный союз),

б) одних усеченных слов (колхоз — коллективное хозяйство).

В научных текстах кроме общепринятых сложносокращенных слов употребляются также сложносокращенные слова, рассчитанные на узкий круг специалистов.

В тексте научных работ встречаются условные графические сокращения по частям и начальным буквам слов. Они разделяются:

а) на общепринятые условные сокращения,

б) на условные сокращения, принятые в специальной литературе, в том числе в библиографии.

Укажем общепринятые условные сокращения, которые делаются после перечисления: т.е. (то есть), и т.д. (и так далее) и т.п. (и тому подобное), и др. (и другие) и пр. (и прочие).

Общепринятые условные сокращения, которые делаются при ссылках: см. (смотри), ср. (сравни), напр. (например). Общепринятые условные сокращения при обозначении цифрами веков и годов: в. (век), вв. (века), г. (год), гг. (годы).

Слова «и другие», «и тому подобное», «и прочие» внутри предложения не сокращают. Не допускаются сокращения слов «так называемый» (т.н.), «так как» (т.к.).

15) Оформление выводов и заключения. Позиционируемые перечисления в текстах письменных работ записываются с красной строки, перед каждой позицией ставится арабская цифра с точкой в конце. Перечисления в данном случае всегда начинаются с прописной буквы и заканчиваются точкой.

НАПРИМЕР:

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ:

1. В результате проведенных исследований установлено, что... на самом деле имеет место…..

2. Научное значение данного факта оценивается... при этом условия наблюдения нуждаются в дополнительной проверке.

3. На основании изложенного представляется целесообразным продолжить... с представлением результатов работы в виде промежуточного отчета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: