Предисловие. Проблемы понимания, предупреждения и коррекции де­виантного поведения молодежи являются междисципли­нарной областью научного исследования

Проблемы понимания, предупреждения и коррекции де­виантного поведения молодежи являются междисципли­нарной областью научного исследования, предметом внима­ния многих наук. Особое место в исследовании и решении этих проблем, на наш взгляд, должна занимать психология и педагогика, поскольку среди многочисленных факторов, спо­собствующих как появлению, развитию, так и снижению и ликвидации девиантного поведения, совокупные психолого-педагогические влияния играют ве­дущую роль.

Несмотря на то, что девиантное поведение как явление в подростковой среде не может не вызывать острый научный и практический интерес и тревогу психолого-педагогическо­го сообщества в целом, в научной литературе эти вопросы недостаточно разработаны.

Вместе с тем, социологические исследования последних лет свидетельствуют о неуклонном увеличении темпов роста преступности в молодежной среде (преступность несовершеннолетних растет в 3,5 раза быстрее, чем численность самих несовершеннолетних). На сегодняшний день уровень криминальной пораженности несовершеннолетних в полтора раза выше, чем у взрослых. Одной из главных причин криминализации детей и подростков является недостаточное (или неправильное) воспитание детей в семье и в учреждениях общего образования. Именно вследствие неправильного воспитания происходит деформация мотивационной и ценностно-смысловой сферы подрастающего человека и образуются отрицательные тенденции в развитии его личности, которые служат психологической основой «отклоняющейся социализации» (в форме наркомании, алкоголизма, проституции, бродяжничества, преступных и иных антисоциальных действий). По этой же причине устойчивая криминогенная ориентация среди несовершеннолетних преступников фиксируется значительно чаще, чем среди взрослых.

Проблема безнадзорности и беспризорности детей, ставшая одной из наиболее острых для России в 1990-е годы, тесно связана с ситуацией на рынке труда и общей социально-экономической обстановкой. Стремление детей самоопределиться толкает определенную часть из них на заведомо опасный, но более приемлемый в плане получения дохода путь. В настоящее время в России существенно различаются экспертные оценки масштабов безнадзорности и беспризорности детей: максимальная оценка — 2–5 млн., минимальная — 100–500 тыс. детей. В то же время, несмотря на предпринимаемые усилия по решению данной проблемы с привлечением немалых государственных ресурсов, результаты нельзя пока признать удовлетворительными. Число беспризорных и безнадзорных детей, находящихся в социально опасном положении и доставленных в органы МВД, в 2005 г. превысило 1 млн. 140 тыс. человек.

Поэтому весьма важным направлением работы с трудными подростками является их психологическое сопровождение на всех этапах социализации.

Основными направлениями деятельности психолога в рамках психологического сопровождения подростков являются:

- психодиагностика;

- психологическое консультирование;

- психопрофилактика;

- психокоррекция;

- психологическая пропаганда и обучение;

- профориентационные мероприятия;

- психологическая экспертиза.

Фактически вся работа начинается с психодиагностики, так как без психологического диагноза невозможно целенаправить работу с данным контингентом.

Психодиагностика – это направление практической психологии, которое имеет дело с переменными и постоянными величинами, характеризующими внутренний мир человека, а также со способами и средствами их измерения.

Использование психодиагностического инструментария, излагаемого в данном практикуме, позволит на раннем этапе выявить склонности у подростков к девиантному поведению, а также уточнить психологические характеристики у данного контингента для оптимизации проведения с ними коррекционно-профилактических мероприятий в целях улучшения социально-психологической адаптации указанного контингента.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: