Технические предпосылки электронной коммерции

В настоящее время мы можем указать пока лишь одну фундаментальную техническую предпосылку электронной коммерции — ею стало всемирное объединение национальных, частных и корпоративных компьютерных сетей, известное как Интернет. Но логическую структуру Интернета составляет большое многообразие служб, использующих разные аппаратные и программные средства, так что при желании в нем можно найти не одну, а множество технических предпосылок электронной коммерции. Возможно, в недалеком будущем появятся и другие технические средства, способные поддерживать функционирование систем электронной коммерции, но пока Интернет стал первым средством комплексной автоматизации всех этапов коммерческого процесса.

При рассмотрении взаимосвязи между Интернетом и электронной коммерцией часто возникает соблазн представить электронную коммерцию как совокупность методов, предоставляемых Всемирной сетью для решения конкретных коммерческих задач, таких, как проведение маркетинговых исследований, автоматический прием заказов и контроль их исполнения, автоматизированная поддержка пользователей товаров и услуг. Мы должны предупредить читателя об опасности такого подхода. Опора на частные свойства технических систем никак не способствует общему пониманию объективных экономических процессов.

ª Основы электронной коммерции находятся отнюдь не в Интернете — они лежат в объективных законах развития экономики и общества. Интернет — это только средство реализации давно назревших объективных потребностей в автоматизации коммерческих циклов и инструмент для снижения доли издержек, приходящихся на них в структуре отпускной цены продукции. Наличие такого инструмента — это только техническая предпосылка к возникновению электронной коммерции, но не ее основа.

Интернет имеет три функции: информационную, коммуникационную и управленческую. В электронной коммерции используются все эти три функции. Поскольку коммерческий цикл имеет четко выраженные этапы, мы можем выделить и указать преобладающие функции для каждого из них.

Исследование рынка товаров и услуг Информационная функция
Управление свойствами товаров и услуг Управленческая функция
Оповещение рынка о свойствах товаров и услуг Информационная + коммуникационная функции
Подготовка рынка к использованию заданных свойств товаров и услуг Информационная + коммуникационная функции
Прием, обработка и исполнение заказов на товары и услуги Коммуникационная + управленческая (контроль) функция
Оптимизация товарных потоков и складских запасов Управленческая функция
Взаиморасчеты с клиентами и поставщиками Коммуникационная функция
Послепродажное обслуживание Информационная функция

Таким образом, технической предпосылкой электронной коммерции являются службы Интернета, реализующие функции, соответствующие основным этапам коммерческого цикла.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: