(по методике И.П. Иванова)
Стадии | Педагогическое целеполагание | Методы, формы деятельности коллектива |
Предварительная работа воспитателя (1 стадия) | -Для чего, с кем? - С какой целью? Кто может помочь? - Как подключить детей, родителей? Кому быть организатором? | Нацеливающие" воспитательные мероприятия: «стартовые беседы», товарищеская беседа, рассказ -размышление, убеждение на собственном опыте. |
Коллективное планирование (2 стадия) | - Какие дела проведем? - На радость и пользу кому? - Где лучше проводить? - С кем лучше проводить? | Сбор-старт: обоснование предложений, анализ задач на размышление. Творческий поиск. Открытая дискуссия. Деловая игра. Побуждение ободрением, похвалой, помощью, доверием). Выборы «совета дела» и др. |
Подготовка дела (3 стадия) | - Как развивать положительные качества ребят? - Как преодолевать отрицательные качества ребят? - Как включить всех ребят в активный творческий поиск? - Как научить ребят преодолевать трудности, не поддаваться соблазнам? | Увлечение добрым сюрпризом. Помощь товарищеским советом. Доверие. Товарищеское поощрение. Увлечение делом, поиском, романтикой, героизмом, игрой. Обсуждение. Товарищеский контроль. Обсуждение. Уточнение проекта коллективного творческого дела. |
Проведение дела (4 стадия) | - Как воодушевить воспитанников и помочь им сосредоточиться на главном в КТД? - Как увлечь воспитанников личным примером? -Как добиться радостной перспективы близкого успеха'' - Как научить ребят выходить из затруднительного положения? | Общественно-гуманистические КТД. Познавательные КТД. Художественные КТД. Спортивные КТД. Формы, операции, эстафеты, конкурсы, смотры, диспуты, соревнования. |
Подведение итогов (5 стадия) | - Как убедить ребят в необходимости дальнейшего улучшения своей и окружающей жизни? - Как научить воспитанников анализировать и оценивать свою работу?- Как сделать, чтобы коллективный анализ стал традицией? | Товарищеский разбор. Сборы -'огоньки". Похвала, поддержка, побуждение. Това-рищеское приучение. Деловой спор. Награда. Контроль. Требование. Обсуждение. Критика. Наказание. |
Ближайшие последствия (6 стадия) | - Как научить ребят реализовывать выводы и предложения? - Как научить воспитанников использовать полученный опыт в жизни коллектива? - Как научить учащихся осуществлять собственные решения? | Творческие группы. Расстановка сил. Доверие. Радостная перспектива. Изменение режима. Выполнение чередующихся поручений. Преемственность в делах. Перспектива. Взаимопомощь. |
Таким образом, целевой и содержательный аспекты стадии коллективного творческого дела заключаются в следующем:
Первая стадия - стартовая беседа: во время которой воспитатель увлекает воспитанников радостной перспективойинтересного и полезного дела. Для кого'? Когда? Где? Кто? С кем вместе ?
Вторая стадия - коллективное планирование;микроколлективы формируют свое мнение по выдвинутым вопросам и выносят его на общее обсуждение. Таким образом, при личном участии каждого члена коллектива сообща создается проект предстоящего дела.
Третья стадия - коллективная подготовка. Совет дела или творческая группа из представителей каждого микроколлектива уточняетпредложенный проект КТД в деталях, распределяет поручения между микрогруппами, а затем руководит выполнением задуманного.
Четвертая стадия - проведение КТД - это итог работы, проделанной при подготовке. Действия воспитанников в необычных условиях требуют быстрых решений, экспромтов,импровизации и в них особенно четко проявляются положительные качества детей, их слабости.
Пятая стадия - коллективное подведение итогов. Воспитатель ставит на общем сборе - "огоньке" задачи для размышления: что у нас было хорошо и почему? Что не удалось и почему? Что предлагаем на будущее? В заключительной части "огонька" воспитатель обобщает мнение, высказанное на сборе.
Шестая стадия - общественное мнение, выработанное на стадии коллективного подведения итогов, становится содержанием ближайшего последствия в процессе которого воспитатель организует использование опыта, накопленного при планировании, подготовке, проведении и обсуждении дела.