Особое значение для понимания эволюционного процесса благотворительности в России имеет рассмотрение (характеристика) первых законодательных актов, которые закрепляли сложившуюся уже практику помощи. Еще в 996 г. великий князь Владимир издает устав (или Закон), в котором определялся порядок общественного призрения.
В царствование великого князя Ивана Васильевича (Иван III) в 1498-1499 гг. были собраны все прежние грамоты и установления, изданы новые законы, определившие порядок выделения средств на помощь бедным. Сделаны первые попытки классифицировать нищих «по их нуждам».
Решительные шаги в рассматриваемом направлении были сделаны при Иване IV (Грозном). В начале своего правления он повелел составить новые законы, которые впоследствии издал. На основе этих законов жили до времен царя Алексея Михайловича. Важно подчеркнуть, что многие статьи законов были специально посвящены благотворительности.
Следует отметить, что более целенаправленной становится государственная политика призрения в период правления романовской династии. Первый из Романовых - царь Михаил Федорович (1613-1645 гг.) - учредил Аптекарский приказ, который должен был специально заниматься общественным призрением. До этого подобными делами ведали Патриарший, затем Монастырский приказы. При царе Алексее Михайловиче (1645-1676 гг.) был создан специальный Приказ строения богаделен (1670 г.) Широко развернулась работа в рассматриваемой направлении в период царствования Федора Алексеевича, восшедшего на престол в 1678 г. По его приказу были построены богадельни в Москве, царь простил казенные недоимки и облегчил подати. Государственный подход к вопросам призрения был заметен и по время совместного царствования Иоанна и Петра. Об этом говорит факт принятия Указа от 30 ноября 1691 г., который был подтвержден через три года.
|
|
Активное преобразование общественного призрения в систему происходит в период правления Петра I (I689-I725 гг.). Она включила в себя все основные направления этой деятельности: назначение помощи в соответствии с нуждой; царь указывал на необходимость предупреждения нищеты, как лучшего способа борьбы с ней; принимались решительные меры по регулированию частной благотворительности, совершенствованию государственных органов призрения и изыскивались необходимые для этого средства. Следует обратить внимание на тот факт, что после смерти Петра I энергичный подъем внимания к проблеме общественного призрения пошел на спад. Об этом говорит наступление законодательного затишья.
Однако данный факт еще не означал, что государственная политика в области призрения была свернута. Так, императрица Елизавета Петровна (1741-1761 гг.) немало внимания уделяла помощи немощным и крайне нуждающимся. Она требовала строительства богаделен в губерниях, возложив их содержание на Статс Контору. Императрица пресекала стремление помещиков избавиться от забот о «прокормлении» получивших увечье, больных и престарых крестьян. Большую заботу она проявила об уволенных из армии раненых, увечных и больных военнослужащих (Указ от 13 января 1760 г.).
|
|
В целом можно сделать вывод о том, что принятые в рассматриваемый период правительственными структурами меры социальной сфере свидетельствовали о начале формирования в России государственной системы призрения. Меняется и сама философия помощи. Ее основные положения раскрываются не только в трудах Отцов и Апостолов церкви, но и в государственных документах, которые пополняются административными и юридическими терминами. Особенностью является и то, что постепенно изменяется отношение к нищенству. В нем теперь видят состояние образа жизни человека, которое противоречит общественным представлениям.