После окончания Великой Отечественной войны страна приступила к восстановлению народного хозяйства. Война принесла огромные, во многом невозместимые потери.
Закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг. и Директивы по пятилетнему плану развития СССР на 1951-1955 гг. предусматривали повысить государственные расходы по социальному страхованию и затратам государства на просвещение, здравоохранение, пособия многодетным и одиноким матерям, пособия семьям военнослужащих и инвалидам Великой Отечественной войны. Государство гарантировало полностью обеспечить воспитание в детских домах сирот, потерявших родителей в период войны.
Постановлением СНК СССР (20 сентября 1945 г.) приводилось в систему создание детских домов при промышленных предприятиях. Они создавались для детей-сирот, родители которых работали на данном предприятии и погибли в годы второй мировой войны, а также для детей многосемейных родителей, нуждающихся в материальной помощи.
|
|
В основном успешно осуществлялось введенное в 1948/1949 уч. году всеобщее обязательное семилетнее образование. В 1949 г. был принят указ Президиума Верховного Совета СССР, на основании которого улучшалось положение женщин-матерей. В частности, на половину снижалась плата за содержание в детских садах и яслях детей низко- и среднеоплачиваемых одиноких матерей.
Улучшению жизни населения страны способствовали реформы второй половины 50-х годов. В этот период регулярно повышалась зарплата. Прекратился выпуск обязательных облигаций госзаймов. Увеличена продолжительность отпуска по беременности, сокращена рабочая неделя. Отменены все виды платы за обучение. Шло массовое строительство жилья.
Важным шагом в развитии социального обеспечения стал Закон о государственных пенсиях (июль 1956 г.). Он значительно расширял круг лиц, которые могли получать ее. Считается, что именно этот акт положил начало всеобщему государственному пенсионному обеспечению в России.
В начале 60-х годов значительно расширяются функции Министерства социального обеспечения РСФСР. На это ведомство, в соответствии с постановлением Совета Министров республики возлагалась выплата пенсий, организация врачебно-трудовой экспертизы, трудовое устройство и профессиональное обучение инвалидов, материально-бытовое обслуживание пенсионеров, а также многодетных и одиноких матерей, предоставление протезно-ортопедической помощи населению.
Оформление системы всеобщего государственного пенсионного обеспечения в стране завершается принятием Закона о пенсиях и пособиях членам колхозов (1964 г.).
|
|
Следует отметить, что важным направлением всего социального обслуживания населения являлось материальное обеспечение. Оно включало государственное социальное обеспечение, государственное социальное страхование и социальное обеспечение колхозников. Причем во 2-ой пол. 50-х – 1-ой. пол. 60-х годов отмечался рост расходов по всем названным направлениям социального обслуживания.
Материальное обеспечение социально-нуждающихся категорий населения 60-х - нач. 80-х гг. осуществлялось па основе нескольких сложившихся к тому времени систем: государственное социальное обеспечение военнослужащих, членов творческих союзов, учащихся и ряда других категорий граждан за счет государственных, республиканских и местных бюджетов; государственное социальное страхование рабочих и служащих, находящихся в ведении профессиональных союзов. Источниками финансирования являлись взносы предприятий, учреждений, организаций; социальное обеспечение колхозников, средства па которое складывались из отчислений от доходов колхозов и дотаций по государственному бюджету.
Среди видов материального обеспечения престарелых и нетрудоспособных одно из первых мест в условиях советского государства занимало пенсионное обеспечение. В связи с тенденцией расширения круга лиц, пользующихся пенсиями, численность получающих пенсию все время увеличивалась. Если в 1967 г. их было 35 млн. человек, то в 1980 г. - около 50 млн. человек. Росли ассигнования на социальное страхование и социальное обеспечение. Так в 1950 г. расходы из государственного бюджета на эти цели составляли 4 млрд. руб.; в 1970 г. - 23 млрд. руб.; в 1980 г. - 45 млрд. руб. (см.: В. П. Мельников, Е.И. Холостова. История социальной работы в России. - М., 1998. - С. 184.).
В начале 80-х годов проведены значительные мероприятия по оказанию помощи семьям, имеющим детей, и работающим матерям. Для женщин-матерей вводился частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года, увеличивались единовременные пособия по случаю рождения ребенка, повышались нормы расхода на питание в дошкольных учреждениях и школах-интернатах, практиковалось бесплатное обеспечение учащихся общеобразовательных школ учебниками.
Достижением советской системы социального обеспечения являлось введение полного социального обеспечения трудящихся при всех видах потери трудоспособности, при безработице, при наступлении старости или инвалидности и других, предусмотренных законом случаях.
Особенными, специфическими чертами социального обеспечения стали её всеобщность, равное право на его получение, доступность условий обеспечения, предоставление многообразных видов и форм социального обеспечения.