Структура нарушенного развития и ее характеристики

Давая определение дизонтогенезу как обычному развитию, протекающему в необычных условиях, мы тем самым пытались указать на его природу или сущность. Неблагоприятные условия приводят к тому, что процесс развития разворачивается иным способом, чем в норме, сохраняя при этом все свои основные свойства.

Именно поэтому неправомерно отожествлять нарушенное развитие с болезнью, хотя болезнь или ее последствия могут выступать в форме неблагоприятного условия

или причины отклонений в развитии. Но единство причины и следствия не означает их тождество.

Нарушенное развитие обладает определенной структурой и свойствами. Наиболее обобщенно в специальной психологии воспроизвел основные характеристики (параметры) нарушенного развития В. В. Лебединский.

К числу таких параметров относят:

функциональную локализацию нарушений, разделяя их на

частные — связаны с нарушениями отдельных функций:

восприятия, предметных действий, речи и пр.

общие — проявляются в дисфункциях

разных сторон регуляторных систем.

Второй параметр дизонтогенеза связан с временем появления того или иного нарушения. Как указывал Л. С. Выготский:

Чем раньше возникает то или иное нарушение,

тем тяжелее его последствия для психического развития.

Причем для раннего возраста наиболее характерны явления недоразвития, в то время как на более поздних этапах онтогенеза вероятнее преобладание повреждения и распада психических функций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: