Давая определение дизонтогенезу как обычному развитию, протекающему в необычных условиях, мы тем самым пытались указать на его природу или сущность. Неблагоприятные условия приводят к тому, что процесс развития разворачивается иным способом, чем в норме, сохраняя при этом все свои основные свойства.
Именно поэтому неправомерно отожествлять нарушенное развитие с болезнью, хотя болезнь или ее последствия могут выступать в форме неблагоприятного условия
или причины отклонений в развитии. Но единство причины и следствия не означает их тождество.
Нарушенное развитие обладает определенной структурой и свойствами. Наиболее обобщенно в специальной психологии воспроизвел основные характеристики (параметры) нарушенного развития В. В. Лебединский.
К числу таких параметров относят:
функциональную локализацию нарушений, разделяя их на
частные — связаны с нарушениями отдельных функций:
восприятия, предметных действий, речи и пр.
общие — проявляются в дисфункциях
разных сторон регуляторных систем.
Второй параметр дизонтогенеза связан с временем появления того или иного нарушения. Как указывал Л. С. Выготский:
Чем раньше возникает то или иное нарушение,
тем тяжелее его последствия для психического развития.
Причем для раннего возраста наиболее характерны явления недоразвития, в то время как на более поздних этапах онтогенеза вероятнее преобладание повреждения и распада психических функций.