Во второй половине 80-х годов XX века угроза глобальной войн с применением оружия массового поражения стала ослабевать. Существовавшая система гражданской обороны была ориентирована на чрезвычайные ситуации военного времени, и хотя она активно участвовала в ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, но справиться с этой работой в силу своей специфики в полной мере не могла.
В 1992 г. функции по защите населения и территорий России были поделены между Российской системой предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС) и гражданской обороной (ГО): РСЧС решает задачи в мирное время, а ГО – в военное время. В мирное время силы и средства ГО могут также привлекаться для ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера.
Принятый в феврале 1994 г. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» стал законодательной основой Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). В роли ее управляющего и организующего центра выступило Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС России).
|
|
Главной задачей МЧС России является организация и обеспечение, выполнения комплекса мероприятий, направленных на предупреждение ЧС и организацию защиты населения и территорий при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях в мирное время, а также от опасностей, возникающих при военных действиях.
В ноябре 1995 г. была завершена организация Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций России.
Основные задачи РСЧС:
· проведение единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС, а при возникновении ЧС – защита Жизни и здоровья людей, материальных ценностей и окружающей среды;
· формирование и внедрение правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС;
· проведение мероприятий по защите населения и территории;
· оповещение и информирование населения о ЧС;
· ликвидация ЧС;
· создание и обеспечение готовности сил и средств РСЧС;
· выполнение мероприятий гражданской обороны;
· оказание гуманитарной помощи;
· подготовка руководящего состава, специалистов и обучение населения;
· обеспечение функционирования объектов и отраслей в ЧС;
· пропаганда среди населения значимости РСЧС в общей системе безопасности страны.
Органы управления ГОЧС
Федеральный уровень – Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
Региональный уровень – Региональные центры МЧС России.
Территориальный уровень – Министерства, комитеты, главные управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ГОЧС) субъектов РФ.
Местный уровень – Управления (отделы) по делам ГОЧС органов местного самоуправления.