Культура России в начале 20 века – Серебряный век

Образование:

- демократизация

- обязательное начальное обучение

1908-1918 – первый русский народный университет Шанявского

Естествознание:

И. Павлов и И. Мечников – нобелевские премии 1904 и 1908

К. Циолковский – теоретическое обоснование космонавтики

В. Вернандский – учение о ноосфере, биохимия, радиогеология

П. Лебедев – основатель физики звуковых и электромагнитных волн

И. Сикорский – начало русского самолетостроения

Н. Зелинский – угольный противогаз

Н. Склифософский – антисептический метод в хирургии

Историки: Платонов, Ключевский

Религиозная философия: В. Соловьев «Оправдание добра», Булгаков, Бердяев, Трубецкой.

Общественно-политическая мысль – Ленин «Материализм и эмпириокритицизм», «Развитие капитализма в России», Туран-Барановский.

Литература – множество направлений:

Реалисты: Чехов, Куприн, Бунин, Горький

Символисты: Брюсов, Белый, Блок, Бальмонт, Сологуб

Футуристы: Маяковский, Хлебников

Акмеисты: Ахматова, Гумилев, Мандельшьтам

Крупнейшие издатели:

А. Суворин – крупнейшая газета «Новое время», справочники: «Вся Россия», «Вся Москва», «Весь Петербург», издание «Дешевая библиотека».

И. Сытин «Библиотека для самообразования»

Архитектура – основной стиль модерн: Ф. Шехтель, А. Щусев (Ярославский вокзал в Москве).

Изобразительное искусство – разнообразие жанров, стилей, творческих объединений:

- «Переджвижники»

- «Мир искусства» - Бенуа, Дягилев (1898-1924), художники Бакст, Добужинский, Сомов, Рерих, Грабарь

1903 – «Союз русских художников»: Коровин, Юон, Архипов

1910 – «Бубновый валет» (до 1917)

1913 – Малевич «Черный квадрат»

Музыка – разнообразие стилей, развитие русской оперной и балетной школ.

Творчество Глазунова, Скрябина, Стравицкого.

Музыка России конца 19 – начала 20 века:

Анатолий Константинович Лядов – дирижер, педагог

Музыкальный критик и композитор.

Симфонические миниатюры «Баба яга», «Волшебное озеро», «Кикимора».

Цикл – «Детские песни»

Александр Константинович Глазунов – композитор, дирижер, музыкальный критик и общественный деятель. Большое место в его творчестве занимают симфонические жанры и балетная музыка. Балеты «Раймонда», «Барышня-служанка», «Времена года».

Сергей Васильевич Рахманинов (после 1917 жил за границей) – наследие Рахманинова включает в себя оперы и симфонии, камерно-вокльную и хоровую духовную музыку, но больше всего писал для фортепиано. Особое место в творчестве занимают рапсодии на тему Писания, которую исполнители называют «Пятым концертом».

Александр Николаевич Скрябин – фортепианная и симфоническая музыка, автор 19 фортепианных поэм. В области симфонической музыки обращался к жанру поэм, поэма «Прометей».

Русские сезоны за границей – 1908-1914 – состоялись благодаря Дягилеву, одного из основателей творческого объединения «Мир искусства» (1898) и редактором одноименного журнала. В 1908 Дягилев организовал исторические русские концерты в Париже. С большим успехом прозвучала музыка из опер Римского-Корсакова «Снегурочка», «Ночь перед рождеством», «Сказка о царе Салтане», «Садко». В 1908 году Дягилев показал оперу Мусоргского «Борис Годунов», где исполнителем был Шаляпин. Русские сезоны проходили в Париже, в городах Италии, Испании, США. Сезоны продолжались 20 лет до смерти Дягилева. Было показано около 80 музыкальных постановок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: