О вере. Церкви и христианской жизни

Протоиерей Максим Козлов

ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ

О ВЕРЕ. ЦЕРКВИ И ХРИСТИАНСКОЙ ЖИЗНИ

Издание Сретенского монастыря 2003

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси

АЛЕКСИЯ

Библиотека Золотой Корабль.RU 2015

СОДЕРЖАНИЕ

СПИСОК ВОПРОСОВ

Раздел первый

Вера в Бога и в мир невидимый

Раздел второй

Православие и наука

Раздел третий

Православие и современное сознание

Раздел четвертый

Православие и культура

Раздел пятый

Церковь и общественно-политическая реальность

Раздел шестой

Православие, инославие и разные нехристианские религии

Раздел седьмой

Быть православным сегодня

Раздел восьмой

Искушение, греховные страсти

Раздел девятый

Любовь к ближнему

Раздел десятый

Лествица, духовное возрождение

Раздел одиннадцатый

Основные праздники церковного года

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Эта книга настоятельных, насущных для нашего времени вопросов о вере, Церкви, христианской жизни, которые прихожане церкви святой мученицы Татианы при московском университете задали настоятелю протоиерею Максиму Козлову, кандидату богословия, выпускнику филологического факультета МГУ.

Уникальность этой книги состоит в том, что она помогает снять дистанцию между верой и сомнением, которую с таким трудом пытается преодолеть современный человек.

© Протоиерей М. Козлов., 2001 г. © Сретенский монастырь, 2001 г

СПИСОК ВОПРОСОВ

Раздел первый.

ВЕРА В БОГА

Как можно верить в Бога, ни разу не видев ни Его, ни Его чудес? 27

Почему вообще человек верит, что Бог есть? 28

Как быть, если нет дара воображения и ты не можешь представить себе нематериальный, бестелесный мир? 29

Почему мир невидимый отгорожен от нас? 30

По отношению к подлинному бытию, что означает существование фантомных образов в нашем воображении, ведь если это возможно в самой природе человеческого мышления, значит, это возможно и в реальности и, значит, ' такого рода материя где-то есть или когда-то будет? Иными словами, имеет ли наша фантазия материальную природу? 30

Чем объясняется то, что мы ничего не знаем о земной жизни Иисуса Христа до времени начала евангельских событий? 31

Что такое истина в евангельском значении этого слова? 31

А что значит истина, которая в философии определяется исходя из нее самой как «вещь в себе»? 32

И В МИР НЕВИДИМЫЙ 27

«Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы», - сказано в Евангелии. То есть там, где тьма, там нет Бога? Это то, что в философии называется «небытие»? Небытие как отсутствие бытия означает отсутствие Бога? 33

Бесы, как падшие ангелы, изначально имели ангельскую природу, которая — материальная или бытийная — присуща им, как и Ангелам Света? 34

Правда ли, что вера в существование диавола есть свойство некритического мышления, как утверждалось, к примеру, в комментарии к социологическому опросу, напечатанному в «НГ-религии»? 35

Считается, что Бог везде и во всем. Значит, и во всех людях, и в самых грешных? 36

Сегодня среди православных верующих, и особенно среди православных интеллигентов, становится популярной идея о всеобщем прощении. Мол, раз Бог милостив, то как Он может допустить, что кто-то будет мучиться в аду? И если мы прощаем своим близким,

неужели Бог не простит грешников и обречет их на вечные муки? 36

В западном христианстве существует понятие чистилища, которого нет в восточном христианстве, но в некоторых православных книгах последних лет, посвященных загробной жизни, есть такое понятие как «неразрешенное состояние души». Оно трактуется примерно так же? 38

Наша молитва за усопших может помочь им избежать вечного осуждения? 40

Некоторые западные средневековые богословы настаивали на том, что праведники будут получать удовлетворение от созерцания мук грешников. В эпоху победившего гуманизма вопрос ставится иначе: как будут праведники пребывать в раю, зная, что грешники, отверженные Богом, терзаются в аду? 41

Можно ли, пользуясь современным научным языком, сказать, что пребывание в аду есть аннигиляция? 41

А лучшая участь, которой сподобятся праведники, для всех одна? 42

Безгрешен один Господь. Даже святые раскаиваются в грехах. А обычные люди, которые, по милости Божией, будут прощены, в «селениях райских» станут пребывать во всем своем несовершенстве? Во что же тогда превратится Царствие Небесное? 42

Пребывание спасенных в Царствии Небесном в отличие от мучений грешников в аду представляется с трудом. Но можно ли в каких-то словах описать эту вечную, в категориях нашего земного понимания, статичную радость о Господе? 43

Когда мы говорим про Новый Иерусалим, мы говорим «град». Значит ли это, что вокруг него есть еще какоето пространство, где тоже «упокоеваются праведники»? 44

Изгнание из рая Адама и Евы означает, что было, куда изгонять. Следовательно, уже тогда на земле существовала какая-то жизнь помимо райской? И что в таком случае надо понимать под именованием Адамом животного мира еще до грехопадения? 45

А души животных бессмертны? 46

Какие животные будут в раю? 46

Б Евангелии говорится, что люди в раю будут, как Ангелы. Это означает, что с теми, кто спасется, произойдет преображение человеческой природы? 47

Почему для христианства неприемлема идея реинкарнации, или перевоплощения? 48

Когда мы говорим про бессмертие души, то всегда имеем в виду ее посмертную жизнь, а что происходит до рождения человека, до его телесного зачатия? Как рождается душа? 49

Ангел-Хранитель дается человеку при рождении или при крещении? И имеет ли некрещеный Ангела-Хранителя, который защищает его от бесов? 51

Ангел-Хранитель дается крещеному человеку на всю жизнь? И помогает ли он тому, кто отошел и от Церкви, и от самой веры? 52

А диавол закрепляет за каждым человеком беса, который стремится погубить его душу? Или мы его сами в себя впускаем, когда выбираем путь зла? 52

Какая защита у подвижника благочестия? 53

Среди маргиналов известно такое высказывание: вера — для тех, кто боится попасть в ад, духовность — для тех, кто ад уже видел в своей земной жизни. А с православной точки зрения вера и духовность — это разные вещи? 53

Почему Лазарь после своего воскрешения никогда не смеялся и даже не улыбался? 54

У Мартина Хайдегтера есть такое понятие — «бытие к смерти». Чем отличается оно от христианского понятия страха смертного,

памяти смертной? 55

Страх Божий и память смертная — это одно и то же? 55

Существует ли помимо молитвы какая-то иная связь между нами и умершими людьми? И как относиться к ее внешним проявлениям: мистическим снам, видениям, потусторонним знакам? 56

Что такое сон? Это тоже реальность? 57

А когда мы во сне видим красоту горнюю или дольнюю, как это воспринимать? 58

Раздел второй.

ПРАВОСЛАВИЕ И НАУКА 59

Вера в разум и вера в чудо, логическое и мистическое сознание. Как Церковь относится к такому противостоянию? 59

Что значит «ведомый Бог»? 60

Что считается чудом в церковной жизни? 60

Про некоторые иконы говорят, что они чудотворные. А остальные какие? И если иконы безвкусно, нехудожественно, с мирской точки зрения, написаны — аляповато, грубо или сладостно-умильно — надо ли принуждать себя не обращать на это внимание и молиться на них? 62

Что значит освящение иконы? 64

Почему в Православии нет всеобщего поклонения Плащанице, ведь это не имеющая себе равных святыня, снова явленная миру около ста лет тому назад? 64

Наука верит в доказательства, подтвержденные экспериментом. Огонь над Гробом Господним или мироточение — это чудеса, которые нельзя воспроизвести в лабораторных условиях. Какого рода

свидетельства о чуде может предложить современному человеку церковная жизнь? 65

Как согласуются научные концепции о времени земли с богословским учением, ведь если исходить из семи дней творения и дальнейшей человеческой истории, то получается, что шесть-семь тысяч лет тому назад по земле ходили динозавры? 66

Кем приходится Адаму так называемый первобытный человек, скажем, неандерталец? 68

Существуют ли границы вселенной? 68

Мы одни во вселенной, или в других галактиках могут жить существа, подобные земным? 69

Сам масштаб столь чрезмерной избыточности безжизненной звездной материи разве не кажется совсем уж необъяснимым? 70

Как православный человек должен относиться к экологическим организациям типа «Гринпис» и каковы перспективы науки экологии? 70

Что такое клонирование с православной точки зрения? 71

А что касается внутреннего копирования человека, то есть у клона может быть духовная жизнь? 72

Как Церковь относится к вскрытию трупов, без чего нынешняя медицина немыслима? 72

Сегодня главный вопрос науки — вопрос этический. Благодаря достижениям науки и техники человек окружен мощной некро-сферой. Меняется статус неживого

Раздел третий.

ПРАВОСЛАВИЕ И

Идеология впрямую зависит от мировоззрения? 75

Еще совсем недавно полагалось поклоняться аксиомам научного атеизма, и все без исключения обязаны были проходить этот предмет. Сегодня с ним покончено. Надолго ли? 76

Жизнь динамична, она постоянно обновляется. Видимо поэтому Церковь многими воспринимается как нечто консервативное? 76

Почему Церковь так упорно держится за раз и навсегда застывшие правила, догматы, каноны? Не есть ли это свидетельство нежелания жить в современном мире? 77

Негати висты обычно ссылаются на целый ряд источниковедческих исследований, в которых приводятся некоторые противоречия, якобы существующие между откровениями Ветхого и Нового Завета. Чем это объясняется? 78

После второй мировой войны многие перестали верить в Бога, так как не могли объяснить себе, почему Он допустил такое. Почему Бог допускает смерть детей, чудо-

— личный автомобиль, личный компьютер, мобильный телефон. Человек испытывает родственные чувства к автоматам, машинам, им созданным, не меньше, чем к живым существам, он одаривает их собственной индивидуальностью, своим образом. Как православный человек должен к этому относиться, ведь в мире меняется само положение одухотворенности? 73

Помогает ли священнику светское образование? 74

СОВРЕМЕННОЕ СОЗНАНИЕ 75

вищные войны, природные катаклизмы? 79

Сознание современного человека насквозь пропитано скептицизмом. В наше время во всем принято сомневаться. Можно ли какого ограничить эти сомнения? 80

Сейчас время скорее не агностицизма, а релятивизма, то есть ускользания от общих онтологических вопросов бытия, время воинственного преклонения перед практикой. Может ли человек внутри себя противостоять такому напору, идущему со всех сторон? 80

С чем связано то, что сегодняшние релятивисты или плюралисты, несмотря на явное логическое допущение, исповедуют только одну непреложную для них истину — что все истины относительны? 81

Почему до сих пор многие уравнивают гуманистические и христианские идеи как само собой разумеющееся? 82

Православное богословие и религиозная философия, скажем, последних двух столетий — это одно и то же? 82

Многих нынешних интеллектуалов отталкивает от религиозной философии то, что она не пользуется современным философским дискурсом, отчего возникает даже некоторое старомодное морализаторство. Здесь возможны какиечо изменения? 83

Современная философия оперирует понятием имморализма как чуть ли не узаконенного в общественном сознании норматива. Как православное богословие к этому относится? 84

Чем объясняется то, что очень часто интеллигентный человек, в своей личной жизни придерживающийся традиционных взглядов, считает себя просто обязанным отстаивать права сексуальных меньшинств так же, как и права национальных меньшинств, которые в его сознании уравнены? 85

Может ли служить оправданием генетическая предопределенность человека, мол, один от природы «голубой», другой — садомазохист, третий — клептоман, правда, к последним счет обычно более строгий? 86

Как Православная Церковь относится к феминизму? 87

Что означает праздник 8 марта? 87

Ущемляет ли Православная Церковь права женщины, так как она должна быть в храме с покрытой головой, не может входить в алтарь, стать священником? 88

Почему упразднен чин диаконисе? 90

Чем с православной точки зрения циник отличается от юродивого? 91

Кто ближе христианскому мироощущению — романтики или прагматики? 91

Что такое гедонизм? 92

Чем обожение человека отличается от понятия сверхчеловека? 92

Если человеку дана свобода выбора, что означает понятие судьбы, рока? 93

Что такое пророчество? 94

Какая разница между магией и мистикой в язычестве и в Православии? 95

Можно ли верующего человека сглазить? 96

Почему 1Ъсподь попустил такое многолетнее и страшное испытание бесовскими силами Николаю Мотовилову, который оставил нам главное свидетельство о преподобном Серафиме Саровском — беседу с ним? 97

Как Церковь относится к предсказаниям Нострадамуса? 97

Можно ли предсказания Нострадамуса считать христианской мистикой? 98

Чем объясняется настоящая мания человечества к паранормальному и инопланетному, которую мы сегодня наблюдаем? 98

Русские религиозные философы начала века писали, что великая победа лукавого в том, что люди перестали верить в него, перестали бояться быть уловленными в его сети и ловушки, считая все это бабушкиными россказнями. Почему сейчас, напротив, наличие инфернальных сил в мире ревизионируется сверх меры? 99

Что такое с православной точки зрения НЛО и как должно относиться к столь многочисленным свидетельствам очевидцев? 100

Какую роль в формировании современного мышления сыграла научно-фантастическая литература? 10]

Создание всемирных компьютерных сетей — не есть ли это еще один камень, приближающий нас к окончанию строительства новой Вавилонской башни? 101

Как Церковь относится к виртуальной реальности и ее возможностям воздействия на психик)' человека? 102

Повальное увлечение детей та-магочи, массовые похороны которых уже проводились в некоторых странах на специально созданных для этого кладбищах, тоже не безобидно? 103

Какое влияние на сознание и мироощущение современного

человека оказывают всяческого рода рейтинги и то, что человечество просто захлестнула волна математического счастья? 104

В этом году мы отметили две тысячи лет со дня Рождества Христова, а некоторые историки считают, что Он родился за несколько лет до новой эры. Что это означает? 104

Переход из одного тысячелетия в другое имеет какой-то сакральный смысл? 106

Могут ли православные праздновать 31 декабря по новому стилю? 106

Стоит ли православному человеку принимать участие в светских чествованиях великих людей, скажем, таких, какие были в дни празднования 200-летия со дня рождения Пушкина? 107

Раздел четвертый.

ПРАВОСЛАВИЕ И КУЛЬТУРА 109

Среди современных художников бытует мнение, что творчество греховно по самой своей природе. Так ли это? 109

Имеет ли художник в своих творческих поисках так называемое право на ошибки, тем более если его заблуждения множатся миллионными тиражами? ПО

Правомерно ли утверждать, что к художнику особый счет? 111

Некоторые режиссеры противопоставляют элитарное кино массовому и ответственность перед Богом ответственности перед зрителем. Такое разделение возможно или любой художник отвечает перед Богом? 111

Должен ли художник непременно обладать честолюбием? 111

В Церкви много говорится о послушании, об отсечении своей воли, о следовании церковным уставам. А для разума человека, для его творчества остается ли место? 112

Существует стойкое убеждение, особенно среди интеллигентных людей, что Православие ограничивает свободу творчества, свободу самовыражения. Чем это объясняется? 113

Достоевский сказал: «Красота спасет мир». Как к этим словам должен относиться христианин, если он верит в то, что земная история кончится приходом антихриста и Страшным судом? И может ли красота спасти самого художника, ведь несмотря на то, что искусство предлагает ему некий духовный путь развития, верующий человек знает, что спасение невозможно без покаяния, без ощущения себя

рабом Божиим, а это, как правило, идет вразрез с общепринятым понятием творческой свободы? 114

Приложимы ли образы классической литературы, созданные русскими писателями прошлого столетия, к современной жизни во-церковленного человека? 115

Как относиться к тому, что в искусстве — в литературе, живописи, кинематографе — используются ветхо- и новозаветные тексты? И можно ли изображать Иисуса Христа, Божию Матерь, Архангелов в светских художественных произведениях? 116

Что можно сказать о «Мастере и Маргарите» Булгакова? 118

Почему считается, что для верующего человека просмотр фильма Мартина Скорсезе «Последнее искушение Христа» опасен? 118

Разве можно судить о фильме, не посмотрев его?118

Правомерен ли один из главных аргументов НТВ: кому не нравится — пусть не смотрит? 119

В последнее время начали говорить о необходимости цензуры на телевидении, в прессе, даже в кинематографе. Как она могла бы осу-

ществляться с православной точки зрения? 120

Могла бы церковная цензура посоветовать православному человеку смотреть триллеры, фильмы ужасов? 121

Недавно Умберто Эко, стоявший у истоков постмодернизма, публично заявил, что постмодернизм мертв. Может быть, он поторопился, ведь, как явление крайне симптоматичное для нашего времени, постмодернизм определяет сегодня не только направление искусства, но и само общественное мировоззрение? 122

Раньше актеров хоронили за церковной оградой. Сейчас об этом даже мало кто знает. Значит, со временем меняются какие-то христианские представления о спасении? 124

Сейчас в нашей Церкви ведется много разговоров о том, какие богослужебные песнопения более духовны, например, знаменный распев или обиход, Бортнянский или Рахманинов? Есть ли в этом какой-то сущностный смысл или все это чисто вкусовые вещи, которыми верующий человек не должен искушаться? 126

Раздел пятый.

ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ 129

Какой политико-экономический строй больше всего подошел бы православному человеку? 129

Можно ли сказать, что для любого человека, будь он верующим или нет, капитализм менее губителен, чем коммунизм? 130

Как относиться к попыткам некоторых политических кругов скрестить Православие и коммунизм под

предлогом, что они пропагандируют одни и те же ценности? 130

Чем можно объяснить, что некоторые священники благословляют деятельность тех или иных коммунистических организаций, и что не раз показывалось по телевидению? 131

Почему теоретики и практики русского национал-шовинизма и даже фашизма свободно используют

символы Русской Православной Церкви и почему это ею не пресекается? 132

Чем отличается национализм от патриотизма? 133

Как Православная Церковь относится к революции? 133

Стремится ли Православная Церковь к возрождению монархии в России? 134

Сейчас много говорят об отношении Православия к самодержавию, но означает ли это, что верующему человеку в политической жизни надо бороться за установление монархии?134

Как следует оценивать то, что крайние монархисты даже об Иване Грозном говорят с придыханием, считая его неприкасаемым и чуть ли не сегодня-завтра новоявленным святым? 135

Как должен православный человек относиться к захоронению «екатеринбургских останков», которое происходило 17 июля 1999 года в Петропавловской крепости? 136

А каково отношение Церкви к подлинности останков царской семьи? 139

Где и как были обретены мощи преподобного Серафима Саровского? Как определили, что это именно его мощи? 140

Мы часто слышим выражение «обретение мощей». А что такое мощи? 141

Что значит «нетленные мощи»? 142

В какой момент Церковь принимает решение о канонизации того или иного святого? 142

Быть может, у многих даже церковных людей возражения против канонизации царственных мучени-

ков связаны с тем, что всем слишком памятна трагическая история времен царствования Николая II, закончившаяся Октябрьской революцией? 143

Многих смущает канонизация тех святых, о которых историческая наука говорит как о людях жестоких. Например, об Александре Невском известно, что он и убивал, и карал. Как это согласуется с понятием святости, жизни во Христе? 144

Несколько лет назад было опубликовано соболезнование, выраженное Церковью по поводу смерти Сталина. Можно ли считать это ярким примером конформизма Русской Православной Церкви в годы советской власти? 145

До сих пор распространяются слухи о непосредственном сотрудничестве некоторых священнослужителей с КГБ. Как сегодня Церковь относится к тому, что списки имен крещаемых должны были в обязательном порядке передаваться органам? 147

Сотрудничество с КГБ означало еще и необходимость доводить до сведения органов то, что верующие говорят на исповеди? 148

Зарубежная Православная Церковь считает, что Русской Православной Церковью должно быть принесено всеобщее покаяние. Это реально? 149

Что такое церковная политика? 149

Сейчас все чаще можно увидеть Святейшего Патриарха на встречах с разными политическими деятелями, представителями различных партийных движений. Почему Церковь так впрямую участвует

в общественно-политической жизни? Н9

Изменяет ли себе Церковь, вторгаясь в сферу текущей политики, например, когда во время событий девяносто третьего года Патриарх пытался урегулировать конфликт между Ельциным и Верховным Советом? 150

Может ли православный человек стать политиком и создавать партии? 151

Может ли священник советовать своим прихожанам, за кого им голосовать на выборах? 152

Существует ли сегодня такая политическая партия, идеологические положения которой не противоречат православному мировоззрению? 152

Некоторые считают, что сегодня выбор возможен только между теми, кто ворует, и теми, кто убивает. Означает ли это, что следует отдавать свой голос за тех, кто ворует? 153

С одной стороны, Церковь призывает к воинской службе, к защите Отечества, с другой — все чаще армию используют в качестве политической дуоинки; кроме того, проблема дедовщины остается нерешенной. И верующие, и неверующие юноши призывного возраста задаются вопросом: как быть? 153

Должен ли сегодня православный человек, служащий в армии, участвовать во всех тех войнах, которые ведет государство? 154

Но если ты считаешь, что эта война преступна и тебя вынуждают защищать не Отечество, а чьи-то грязные политические интересы и посылают выполнять заведомо гибельные приказы, разве при этом

не меняется понятие долга? 155

Как Церковь определяет свое отношение к нынешнему чеченскому конфликту? Расценивает ли его как религиозный? 155

Либеральная интеллигенция видит причину чеченского конфликта в естественном для любого народа отстаивании своих прав на государственное самоопределение, в данном случае тех, кто искони проживает на территории Чечни... 157

Почему Русская Православная Церковь так сочувствует Сербии? 159

В интеллигентской среде притча во языцех — антизападни чест-во и агрессивное славянофильство Православной Церкви. Эти обвинения справедливы? 159

А что можно сказать о тенденциозности Православия? 160

Многие обвиняют Православие, что оно чуть ли не заодно с коммунистами относится к Западу как к чему-то абсолютно порочному и бесовскому, тем самым во всех наших бедах обвиняя кого-то другого, мол, мы бы и по-прежнему были и чистые, и богоносные, если бы не растлевающее влияние Запада, откуда идет на нас сплошная чернота и гадость. Но каково действительное отношение Церкви к такому перекладыванию, если не снятию вовсе, собственной вины и ответственности за то, что происходит сегодня в нашей стране? 161

А что касается прямой вульгаризации, когда априори все западное очерняется? 162

Традиционно Америку называли страной желтого диавола, а Ныо-Иорк — новым Вавилоном. Так ли это сегодня? 163

Отношение американцев к религии, к Церкви отличается от того, которое складывается сегодня у нас? 164

Какова перспектива развития человеческой цивилизации, по учению Православной Церкви? 166

Что такое конец человеческой истории и каким образом к нему стремится человеческая цивилизация? 166

А как же идея земного рая -коммунистического, капиталистического, демократического, на построение которого нацелено все наше современное общество? 167

Как Православная Церковь оценивает процесс глобализации, то есть тяготение человеческой цивилизации к единой централизации управления и в конечном итоге к единой государственности? 167

Апостол Павел писал, что когда люди «будут говорить "мир и безопасность", тогда внезапно постигнет их пагуба» и это будет свидетельством конца. Но раз в человеческом сообществе такое политически обоснованное словосочетание уже существует, не означает ли это, что наступили последние времена? 168

Известно, что в каждой этикетке продуктов, которые мы покупаем в магазине, закодировано число зверя. Какое отношение к этому должно быть у христианина и подходят ли к сему слова Христа «кесарево кесарю, а Божие Богу»? 168

Сейчас многие говорят об особой исторической роли России в третьем тысячелетии. Как на это смотрит Церковь? 169

Как надлежит относиться к русской идее, духовному мессианству, избранничеству, особому

пути России? 170

Осознание особой первичной значимости собственной культуры очень часто приводит к идеологической нетерпимости, агрессивному морализаторству и даже диктату. Есть ли здесь опасность и для культуры христианской? 171

Многие с сожалением отмечают тенденцию достаточно негативного отношения Православной Церкви к демократам. Получается, что православные против свободы? 172

В современном мире человеку предлагается верить в гуманизм, социальную справедливость, гражданскую духовность, и многие, у кого еще осталась потребность иметь так называемые свободолюбивые идеалы, даже не подозревая, что за всеми этими общественными постулатами стоят сущностные подмены, начинают их исповедовать. Как этого избежать? 173

Может быть, надо было бы научить человека пользоваться свободой себе во благо и в этом, то есть в обсуждении правовых вопросов современности, Церковь могла бы видеть свою задачу? 174

С чем связано то, что христианская пресса на Западе не в пример более активно обсуждает правовые вопросы, а наша православная пресса практически не уделяет внимания подобным проблемам? 174

Имеются ли хотя бы в ряде случаев совпадения позиции Церкви с позициями правозащитных организаций? 175

Быть может, имеет смысл не только говорить о Декларации прав человека как о культурном продукте секуляризированного общества, но и выделить в ней

те евангельские мотивы, которые нашли там свое отражение? 176

Как вам кажется, история о милосердном самарянине могла бы быть примером той человечности, к которой призывает Декларация: увидеть в каждом прежде всего человека, а не расу, пол, гражданство, вероисповедание? Не состоит ли в этом служебная роль Декларации, которая, по определению, не должна говорить о вещах вечных и возвышенных, а, подобно многим законодательным документам, призвана способствовать уменьшению несправедливости в нашей жизни?! 77

Может ли эта Декларация оказаться полезной в том смысле, что признание правомерности существования и свободного распространения разного рода воззрений позволяет рассчитывать на то, что и воззрениям церковным также не будет чиниться препятствий? 178

Как Церковь относится к геноциду евреев во время второй мировой войны? 178

Из некоторых сегодня печатуе-мых либерально-богословских текстов следует, что этот геноцид был результатом традиционной ненависти христиан к евреям. Каково общецерковное мнение по этому поводу? 179

Однако в некоторых текстах современной христианской литературы явно прочитывается определенная антисемитская настроенность. Как в принципе может допускаться такое, когда, к примеру, в изданных тысячными тиражами брошюрах о том же кодировании поименно столбцами перечисляются еврейские фамилии врачей, которые, по авторскому утвержде-

нию, успешно выполняют тайный замысел, сформулированный еще в знаменитых «Протоколах сионских мудрецов»? 180

Сегодня издается много книг протоиерея Александра Меня. Каково отношение к нему в высших церковных кругах? 182

Как следует оценивать попытки некоторых церковных деятелей популяризировать Православие, сглаживая при этом принципиальность православных позиций и вступая в заведомые компромиссы с современным обществом? 184

Почему православные священники крайне редко выступают на телевидении и почему практически нет серьезных религиозных передач? 184

Что вы можете сказать о телепередаче «Русский Дом» на канале «Московия», к которой и многие верующие относятся с нескрываемым неприятием?185

И все-таки не только же внешние препятствия мешают проповеди православных? Можно ли сказать, что Церковь, и в частности священнослужители, не используют все возможности, которые сегодня имеются? 186

А та сложившаяся норма отношений между Церковью и государством, о которой много писалось и говорилось, особенно в конце XIX — начале XX века, и которая была разрушена большевиками, тоже не приложима к сегодняшней ситуации? 187

Но могут ли, с православной точки зрения, гармонично взаимодействовать две стороны человеческой жизни — общественно-социальная и духовная? 188

Раздел шестой.

ПРАВОСЛАВИЕ, ИНОСЛАВИЕ И РАЗНЫЕ НЕХРИСТИАНСКИЕ РЕЛИГИИ 189

Что есть общего в разных мировых религиях? 189

В чем кардинальное различие между христианством и другими религиями? 189

В мире существуют разные религии, и каждая провозглашает какую-то истину? 190

Многие нехристианские религии и даже секты проповедуют отречение от всего мирского, от наслаждений, от привязанностей. Не этому ли учит и Православная Церковь? 191

Как православному человеку надо относиться к так называемым эзотерическим наукам, той же астрологии, хиромантии, которые за свою тысячелетнюю историю накопили не только ошибочные, но и какие-то истинные и, быть может, даже полезные знания? 192

А как следует относиться к святым, признаваемым таковыми в других религиях? 193

Многие считают, что Православная Церковь узурпировала спасение, так как со всей категоричностью утверждает, что только православные спасутся, а другие, даже искренне верующие, нет. 194

А если человек родился в неправославной стране, не получил православного воспитания и некрещеным умер — что же, для него нет спасения? 195

Как Вь(оцениваете методы воспитания детей в США? 196

Что можно сказать о путях развития Православия в Америке? 196

Чем отличается общественная роль Папы Римского от обществен-

ного служения Патриарха Православной Церкви? 198

Почему так много христианских святынь принадлежит не Православной, а Католической Церкви? 199

Правда ли, что Католицизм для России является традиционной религией? 199

Каким образом деятельность Христианского церковно-общест-венного радиоканала влияет на взаимоотношения между Православной, Католической и Протестантской Церковью? 200

Почему сегодня Православная Церковь так нетерпима в отношении других религий? 202

Не объясняется ли такая нетерпимость тем, что Церковь боится потерять своих прихожан? 203

Сейчас многие говорят о близости христианства и иудаизма. Есть для этого какие-то основания? 203

В чем разница между антисемитизмом и антииудаиэмом? 204

Но если мусульмане или буддисты признают Иисуса Христа одним из пророков, то христиане ни Мухаммеда, ни Будду пророками не считают. Разве нет в этом христианского неприятия чужеродной религиозности? 205

Правда ли, что с приходом христианства на Русь была уничтожена древняя ведическая культура славян? 206

Как Церковь на протяжении всей своей истории предписывала относиться к язычеству? 207

Какой смысл вкладывается сегодня в понятие неоязычества? 208

В наше время, когда человеку надо на что-то опереться, а христианство требует серьезной душевной и духовной работы, многие приходят к неоязычеству. Объясняется ли это тем, что в этом, с одной стороны, все-таки есть видимость поиска, а с другой — вольготно процветает человеческое «эго» и так много места для душевной лени? 209

Можно ли сказать, что Православие расценивает тот же кришнаизм как обыкновенное язычество? 209

Почему некоторые считают, что для современного русского человека восточные религии ближе, чем «навязываемое» ему христианство? 210

А если человек, крещеный в детстве, но ставший потом иудаистом, мусульманином, кришнаитом, ре шит вернуться в Православную Церковь, должен ли он пройти какой-то чин приема? 211

Бремя от времени происходят погромы в неправославных религиозных организациях. Как верующий человек должен себя в таких случаях вести? 212

Один из постоянных упреков в адрес Православной Церкви — почему она практически не ведет миссионерскую проповедь христианства и почему не борется с сектами, притом что всем известно, как она, по сути, нетерпима по отношению к другим религиям, традиционным и нетрадиционным? 212

Но чем объясняется то, что Православная Церковь не занимается миссионерской деятельностью в общественном понимании этого слова, ведь сегодня в нашей стране проповедь православных оказывается чуть ли не менее слышной, чем, скажем, протестантов и даже католиков? 214

Известно, что западные христиане постоянно устраивают разные благотворительные акции по всему миру. Почему о православных подобное редко услышишь? 215

С чем связано то, что в последнее время так изменилось отношение Православной Церкви к экуменизму? 216

На каждой литургии мы молимся о соединении святых Божиих Церквей. Кто с кем и на какой основе должен и может объединяться? 2)9

Как Вы считаете, объединение Православия и Католичества в принципе возможно? 220

А объединение Православия и Протестантства тоже может быть достигнуто? 220

Как Православная Церковь относится к старообрядчеству? 221

Почему в истории нашей Церкви допускались преследования и даже убийства раскольников? 222

Сколько сегодня единоверческих приходов в Русской Православной церкви и какова тенденция — к увеличению или к сокращению их числа? 223

Раздел седьмой.

БЫТЬ ПРАВОСЛАВНЫМ СЕГОДНЯ 225

Многие считают, что вера должна быть в душе, а ходить в Церковь не обязательно. Так ли это? 225

Но те, кто тяготеют к живому, личному общению с Богом, чаще всего считают, что Церковь, как социальный, общественный институт, высушивает веру и потому лучше обходиться и без церковных таинств, и без соборной молитвы. Есть ли в этом какой-то смысл? 227

Почему в Православии утверждается, что человека надо крестить в младенчестве? 228

Что делать человеку, которого не крестили в детстве: сначала креститься в надежде, что потом придет и вера, или сначала надо поверить, потянуться к Богу, а уже затем креститься? 228

Нужно ли, крестившись и придя в Церковь, полностью менять свой образ жизни? 229

Сегодня часто люди крестятся, ставя перед собой какую-то конкретную цель. Например, поступить в университет, выздороветь, обрести семейное благополучие. Что дает крещение человеку на самом деле, и можно ли быть некрещеным, но просто хорошим человеком? 229

Многие крестятся просто потому, что сегодня это стало принятым, даже модным. Других это, напротив, останавливает. Как здесь быть? 230

С другой стороны, считается, что люди приходят в Церковь в критическом состоянии, а вот в состоянии благоденствия им как бы и не для чего туда идти. Как человеку, который по мирским меркам живет благополучно и даже счастливо, восхотеть этого? 230

Некоторые уверены, что некрещеному человеку нельзя стоять на службе. Они заблуждаются? 232

Новопришедшим в храм обычно бывает непонятно, что здесь происходит. Это преодолимо? 232

Что делать, если во время богослужений не разбираешь слова песнопений, молитв? 233

Как правило, во время службы мало кто даже не из новоначальных может со слуха разобрать слова апостольских посланий. Не означает ли это, что сакральность церковнославянского языка важнее понимания произносимых текстов? 234

Во время богослужения и псалмы, которые тоже читаются на церковнославянском, со слуха далеко не всегда понятны. Это тоже допустимо? 236

Сегодня некоторые церковные люди, в том числе и священнослужители, призывают сделать богослужение более понятным, то есть вести его на современном русском языке. В этом есть насущная необходимость? 236

Не становится ли тем самым Православная Церковь в положение Католической, которая еще до недавних времен утверждала, что есть только три сакральных языка: латынь, древнееврейский и древнегреческий, и всячески противилась тому, чтобы богослужение велось на национальном языке? 238

Значит, коренная реформа Русской Православной Церкви, о чем говорят и пишут нынешние обновленцы, в принципе невозможна? 238

Что такое обрядоверие и что такое верность духу и букве? 239

Правомерно ли вполне устойчивое мнение, что в католических храмах легче молиться — все приспособлено для того, чтобы ты не ощущал свою физическую немощь, в отличие от православных

храмов, многочасовое стояние в которых не всем бывает по силам и отвлекает собственно от молитвы? 240

Но если просто физически тяжело выстаивать длинные службы, и особенно новообращенным, что в этбм случае надо делать? 241

Что лучше для работающего человека: реже приходить в храм и стоять всю службу или почаще забегать, но ненадолго? 241

Что мешает в церкви молиться верующему? 242

Почему, если не только миряне, но и священники, в силу своей человеческой природы, все не без греха, Церковь называется святой? 242

Часто новоначальные сокрушаются, что, мол, они наконец-то в Церковь пришли, а никаких обещанных чудес здесь не нашли. Что им можно посоветовать? 243

Сегодня очень многие, приходя в храм, считают, что здесь обретут рай, а священник должен быть непогрешим — чуть ли не как Сам Господь Бог. Но когда встречают непонимание или какие-то раздоры, то впадают в уныние и порой уходят из Церкви. Такая реакция оправдана? 243

Что сегодня должно быть главным в деятельности православного священника? 245

Нужно ли искать, выбирать «своего» батюшку? 245

Все дело в крепости веры? 246

Есть такие люди, которые ре-1улярно ходят в церковь, но с трудом решаются исповедоваться, так как боятся, что священник может кому-то рассказать о их грехах или просто посмеяться в душе. О чем это свидетельствует? 246

Как устанавливается связь между верующим и священником, которого он хочет считать своим духовным отцом? 246

Что такое послушание? 248

Прихожанин должен сам сказать своему священнику, что он считает его духовным отцом? 249

Может ли быть такое, чтобы человек считал какого-то священника своим духовным отцом, а тот не признавал его за свое духовное чадо? 249

Духовный отец берет на себя грехи своего чада? 250

Может ли прихожанин своей исповедью смутить священника? 251

А если твой духовный отец чем-то тебя искушает, ты должен ему об этом сказать? 252

Когда возникает уверенность, что духовник ошибается и его наставления вызывают внутренний протест, то и в этом случае послушание обязательно? 252

Если ты долго ходишь к священнику и вдруг понимаешь, что теряешь к нему доверие, как надо поступить? 253

А если видишь, что священник ведет греховную жизнь? 253

Есть ли такие грехи, которые никогда не простятся священнику, — не простятся в том смысле, что не позволят ему продолжать свое церковное служение? 254

Православная Церковь всегда обличала сектантство. Но разве в среде православных верующих не может быть сектантских умонастроений, например, в отношении к какому-то священнику, духовнику? 255

Если такой церковный лидер отлучается от служения, что происходит с его прихожанами? 256

Каково отношение Православия к проблемам харизмы и лидерства? 256

Сегодня, к сожалению, не редкость, когда члены одной церковной общины противопоставляют себя всем остальным. Это характерно только для нашего времени? 257

Почему с какого-то момента монаха или священника все начинают называть старцем и ездить к нему, как, например, в наши дни к старцу Николаю на остров Залит на Чудском озере? Почему это становится для всех очевидным? 258

Известно, что всегда и во все времена вокруг святости религиозные фанатики начинают кликушествовать, а «духовные туристы», как таких называл афонский старец Паисий, метаться ради приобретения все большего и большего количества духовных даров от одного старца к другому, тем самым искажая реальность благодати, которая от них исходит. Но не может ли быть какой ошибки в признании когочо старцем, так же как и при канонизации святого? 259

Как относиться к категоричности тех священников, которые запрещают своим прихожанам смотреть телевизор, ходить в кино? 260

В среде верующих сегодня бытует очень много разнообразных запретов и страхований, передаваемых из уст в уста. Например, некоторые говорят, что в Светлую седмицу нельзя мыться, иначе вся благодать сойдет, или что жена, которая живет с некрещеным мужем, даже если верна ему и имеет от него законных детей, все равно прелюбодействует и, значит, не заслужит спасе-ния.Чем все это объясняется? 261

Проблема малой образованности, видимо, не касается молодых священников? 262

Сегодняшние обновленцы, сторонники новых реформ в Церкви, восстают против традиционного обрядоверия. Где критерий, позволяющий судить о том, какие изменения в церковной жизни допустимы, а какие нет? 262

Что делать, если твое мнение в каком-то конкретном случае не совпадает с мнением Церкви? 264

Теперь издается так много книг, в том числе и церковных, в которых пишется о священниках и монахах, смущающих нечистотою своей жизни. Как следует относиться к такого рода чтению? 265

Каждый день в газетах пишут, что на Церковь тратятся большие деньги. В чем же выражается христианское нестяжательство? 265

Почему за таинства, совершаемые в церкви, берутся деньги? 266

А грех симонии реально существует в Церкви? 267

Как продажа свечей в церкви соотносится с тем, что Христос изгнал торгующих из храма? 268

Говорят, что у Русской Церкви много денег, а она не ведет миссионерскую деятельность. Почему такое возможно? 269

Многих смущает, что наряду с красотой и благолепием возводящихся и реставрируемых храмов в Церкви нередко можно встретить невнимательное, неблагора-•сположенное и даже грубое отношение некоторых священников к прихожанам, и это сильное искушение, особенно для новообращенных. Чем все это объясняется? 270

Многие искушаются еще и тем, что нынешние священники, после службы сбросив рясу, как театралы ный костюм, благоухая дорогими духами, садятся в фирменные машины, тогда как Христос ничего не имел и ходил пешком. Правомерно ли такого рода поведение? 272

Почему, если больше половины дней в году - постные, так много полных священников? 272

Кто-то из символистов начала века говорил, что христианство похоже на религию смерти. Почему православные священники всегда в черном? 273

Существует ли православная мода? 273

Можно ли православным носить талисманы? 274

Режим и образ жизни современного человека, особенно молодого, не слишком располагает к соблюдению поста. Может ли это служить оправданием его нарушения? 274

Как следует относиться к вегетарианству? 274

Как человеку интеллектуального труда с ненормированным рабочим днем выполнять церковные требования: посещать воскресные

Раздел восьмой.

ИСКУШЕНИЕ

Церковь все время говорит о грехах, о гордыне, о страстях человека, называя его рабом Божиим. Как это согласуется с узаконенным в обществе понятием человеческого достоинства? 279

Мы знаем, что христианин должен быть воином Христовым, а что в этом смысле означает грех нетерпимости? 280

Бывает ли гнев справедливым? 280

литургии, не работать в воскресенье? 275

Что делать, если верующий человек не может в силу своей работы и соответствующего образа жизни каждый раз принимать участие в воскресной литургии? 275

А летом, когда вся семья на даче, можно ли позволять себе не присутствовать на воскресных или праздничных богослужениях? 276

Существует ли какая-то норма для мирян, не столь строгая в сравнении с монашеской? То есть послабление в посте, в вычитывании молитвенного правила установлено Церковью или просто человек сам себе его определяет? 277

Как часто необходимо причащаться? 277

Мария Египетская, которая более тридцати лет провела одна в пустыне, исповедалась и причастилась только перед смертью. Может ли это служить самооправданием для того, кто считает, что исповедоваться и причащаться надо крайне редко? 278

Почему, когда мы причащаемся Телом и Кровью Христа, мы произносим «и Духом Святым»? 27а

ГРЕХОВНЫЕ СТРАСТИ 279

Если человек не может преодолеть грех самооправдания, значит, в нем нет истинного покаяния? 281 Может ли в жизни православного христианина быть хоть что-то отдельное от Бога? 281

Почему современный человек должен расплачиваться за грех Адама и Евы? 282

Почему добро и справедливость побеждают только в сказках? 283

Как Вы относитесь к идее отмены смертной казни? 284

Но ведь нельзя лишать даже самого страшного преступника возможности раскаяния? 285

Однако для того, чтобы человек испытал раскаяние и воспринял ожидающую его смертную казнь как искупление им совершенного греха, ему нужно какое-то время. И разве можно это время регламентировать? 285

Но что с христианских позиций означает работа палача, человека, исполняющего приговор, вынесенный другими людьми? 286

А человек, крещеный в детстве, по-настоящему добрый, сердечный и неэгоистичный, но который не верит в Бога и в Церковь не ходит, неужели тоже осудится наравне с грешниками? 287

Можно ли сказать: то, что для одного времени — грех, для другого — прегрешение? Существует ли историческая переоценка тех или иных порочных помыслов, чувств, поступков? 288

Сегодня понятие греха осталось только в Церкви. В современном секуляризованном мире оно практически отсутствует. 289

Нынешнее время знаменательно не только сущностным искажением принятых ранее в обществе норм, но и привыканием к этому. Это уже знаковое свидетельство? 291

Что делать, если студенту по программе приходится читать возбуждающие его тексты, тянущие ко греху? 292

Сейчас очень часто, чтобы стать профессионалом в своей области, православному человеку приходится разбираться в таких вопросах,

которые для всех являются чистым искушением. Можно ли от этого обезопаситься? 293

Верна ли пословица: «Не согрешишь — не покаешься»? 294

Многие молодые уверены, что необходимо посещать ночные клубы хотя бы для изучения нравов своего поколения. Это классический пример подмены? 294

Чем отличается теперешняя молодежь от молодежи 70-х -начала 80-х годов? 295

Где больше искушений для православного человека — в городе или в деревне? 295

Трудно представить себе Господа ироничным. Означает ли это, что ирония, сатира, юмор, естественные для нашей мирской жизни, противоестественны для духовной? 296

Является ли греховным пристрастное увлечение классической музыкой, как и любое другое увлечение светским искусством? Нужно ли от этого отказываться? 297

Можно ли православному болеть за футбольную команду, и если нет, то почему? 298

А в какие игры христианину нельзя играть? 299

И в шахматы тоже лучше не играть? 299

Можно ли православному человеку жевать жвачки? 299

Приходилось слышать, что православным людям нельзя пить кока-колу, так как якобы это бесовский напиток. Что на такое можно ответить? 299

А как Церковь относится к алкоголю? 300

Почему курение - это грех, а пить чай или кофе, которые тоже

считаются наркотиками, дозволяется даже в постные дни? 300

Какие способы зарабатывания денег недопустимы с точки зрения Православия? 301

Даже от работы можно стать наркотически зависимым. Не случайно есть такое понятие, как трудоголик. А чем должен быть труд для верующего? 302

как, казалось бы, ни очевиден ответ, но почему с православной точки зрения наркомания недопустима для человека? 302

Можно ли в самых крайних случаях прибегать к кодированию от наркотиков и алкоголя? 303

А надо ли в таких случаях убеждать человека лечиться? 304

Самоубийство — это проявление силы характера или, наоборот, слабости? 304

В последнее время среди молодежи возросло число самоубийств. В чем, по-вашему, причина? 305

Известно, что самоубийц в Церкви не отпевают. Бывают ли некоторые исключения? 306

Раздел девятый.

ЛЮБОВЬ К БЛИЖНЕМУ 307

Говорят: вера делами крепка. А какие дела имеются в виду — только церковные или светские тоже? Проекция наших «добрых дел» за пределами храма в ситуациях враждебно-агрессивных и стрессовых — это и есть испытание реальной жизнью? И что из опыта церковных отношений можно переносить в светскую жизнь, а что нет? 307

Сейчас появилось очень много нищих разных сортов. Для некоторых из них просить милостыню — это профессия. Подавать и им? 308

Существует ли благородство вне религии? 309

В чем разница между дружеской помощью и человекоугодием? 309

Как согласуется оправданное иногда жесткое и бескомпромиссно-требовательное отношение к ближнему с притчей Господа о соринке в глазу другого и незамеченном бревне в собственном? 310

Можно ли делиться с близкими своими духовными переживаниями или лучше, чтобы это было

твое собственное, не разделяемое ни с кем богообщение? 311

Что означает духовный совет другому человеку? 311

К верующему человеку приложи-мо мирское понятие одиночества? 312

Чем глубже человек входит в церковную жизнь, тем сильнее усугубляются его противоречия с людьми неверующими. Что в этом случае следует делать? 312

Как быть, если твои близкие и родные оказываются от тебя все дальше и дальше? 313

Для верующего естественно желание помочь своим близким или, вернее, не помешать — ведь человек должен сам прийти к Богу. Но что в духовном смысле означает такая, казалось бы, простая вещь, как помощь ближнему? 314

Сегодня очень много таких людей, которые и хотели бы прийти в Церковь, креститься, исповедаться, причаститься, но их останавливает то, что раз у них еще есть какие-то сомнения, то это

нечестно перед Богом. И зачастую такое ожидание большей готовности или явственного голоса свыше длится годами. Надо ли пытаться помочь своим близким прийти к крещению, к другим церковным таинствам, если они считают, что не до конца к этому готовы? 316

Как молиться за умершего человека, если ты не знаешь, крещеный он или нет? 317

Как Церковь относится к кремации? 317

Почему блуд — это грех, если человек никому не желает зла? 318

Многие врачи утверждают, что секс полезен для здоровья, так как для самой природы человека половое влечение естественно. Вместе с тем считается, что Православная Церковь приравнивает секс к греху. Так ли это? 318

Почему Церковь считает внебрачные отношения греховными? 319

В чем различие между гражданским и церковным браком? 319

Из русской литературы мы знаем о семейных трагедиях прошлых веков. Попадется какой-нибудь самодур, но если муж и жена венчанные, то ничего сделать нельзя и, значит, надо терпеть? 320

Многочисленные примеры разводов часто вызывают, особенно у молодых, неверие в саму возможность существования настоящей любви. Они практически убеждены в том, что на свете существуют только похоть и нечистые страсти, в лучшем случае мимолетная влюбленность. Чем же в таком случае руководствоваться, вступая в брак? 320

Что делать человеку, у которого несчастная любовь? 321

Что можно посоветовать девушке, которая уже начала осознавать, что аборт — это грех, но при этом считает, что пока не может рожать, а поэтому не испытывает раскаяния ни за уже сделанные аборты, ни за еще не сделанные, однако вполне ею допускаемые, ведь, несмотря на все предохранения, возможность забеременеть всегда остается? 322

Как быть, если девушка абсолютно уверена, что ее жизненная ситуация не позволяет в данный момент родить ребенка и, более того, что его рождение было бы не просто легкомысленным и неразумным решением, а чуть ли не преступным по отношению к нему? 322

А для православных и венчанных супругов предохранение является грехом? 323

Как христианин должен относиться к экстракорпоральному оплодотворению (дети из пробирки) в том случае, когда это, быть может, последний шанс для бездетных супругов иметь ребенка? 323

Многие уверены, что разнообразные предписания бесчисленных плотских воздержаний, которые предлагает Церковь, просто невозможно выполнить, что они не для современного человека. Это действительно так? 324

Но надо ли стараться соблюдать пост в супружеских отношениях, если один из супругов не готов к воздержанию? 325

Не считается ли даже венчанный брак чем-то второстепенным по отношению к монашескому подвигу? 326

Какова мера требований по отношению к своему ребенку, вошедшему в пору отрочества, который с ранних лет привык, скажем, перед причастием не вычитывать каноны и приходить не к началу службы, а только под конец исповеди, избирательно поститься? Нужно ли утяжелять нагрузку, или он уже сам должен устанавливать для себя меру говения, иначе может вообще перестать ходить в храм? 326

Что означает, с православной точки зрения, наказание детей? 328

Что делать, если твоя вера входит в противоречие с мировоззрением собственных детей, ведь это твоя вина, что они не пришли в Церковь? 328

Как себя вести, если твой ребенок смотрит по телевизору фильмы про вампиров, порнографию? 329


До какого возраста православному человеку нужно слушаться родителей? 329

А «чти» и «слушайся» — разве это одно и то же? 329

Но если, к примеру, мать настраивает свою дочь разойтись с мужем, то есть заповедь о необходимости почитания родителей не входит ли здесь в прямое противоречие с заповедью о любви к Богу? И в таком случае надо слушаться родительской воли? 330

Верующему человеку слушаться советов неправославных, нево-церковленных или вовсе некрещеных родителей тоже необязательно? 330

Многих смущает то место в Евангелии, когда к Господу пришли Богородица и Его братья и «стояли вне дома, желая говорить с Ним», но «не могли подойти к Нему по причине народа», а Он не вышел к ним. Как это следует понимать? 330

Раздел десятый.

ЛЕСТВИЦА, ДУХОВНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ 333

Что такое духовный рост? 333

Что значит «образ и подобие»? В чем здесь разница? 334

Многих смущает, что «образ и подобие» не имеют сугубо индивидуальных, характерологических черт. Когда человек достигает обб-жения, не происходит ли нивелировка его личности? 334

С чего начинается духовное возрастание? 335

О какой правде идет речь в заповеди «блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся»? 336

Что значит «царский путь», «срединный путь» и как научиться понимать меру своего духовного возрастания? 337

Перед причастием мы произносим слова молитвы святого Иоанна Златоуста: «От нихже (грешных) первый еемь аз». Но ведь мы же знаем, что не совершали таких ужасных злодеяний, как убийцы-маньяки, Гитлер, Сталин... Что это значит — первый из грешников? 339

В Евангелии сказано: «Ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную». Что это значит? 339

Покаянное осознание своей заполоняющей всю душу греховности и садомазохистское наслаждение от постоянной и даже понуждаемой саморефлексии не имеют ничего общего? 340

Если человек раскаивается в каком-то грехе, но знает, что п после исповеди не хватит сил с ним окончательно справиться, нужно ли в таком случае снова исповедовать его или во всем этом есть какое-то лукавство перед Богом? 340

Исповеданный и отпущенный священником грех окончательно прощен? 342

В чем разница между исповедью и психоаналитическим сеансом? 342

А в чем разница между тем, что у святых называется бодрствованием, вниманием к своей духовной жизни и как результат этого - раскаянием, вынесенным на исповедь, -и самокопанием, доходящим до истерической самозабвенности, когда выискивается какая-нибудь красная портьера, напугавшая в детстве, и отсюда разматываются все дальнейшие жизненные проблемы, что только усугубляет грех уныния, который сегодня очень многим даже верующим людям свойственен? 343

Что значит «по вере вашей да будет вам»? 344

Многие монахи пишут, что чем выше человек взбирается по лест-вице, тем явственнее ему открывается мир невидимых и тем яростнее начинаются бесовские нападения. Но если ты ничего подобного не прозреваешь и не испытываешь, означает ли это, что ты еще в самом начале пути? 344

Однако отсутствие каких-то запредельных видений не является ли свидетельством того, что человек находится еще на низшей ступени духовной лествицы? 345

Какую власть над священниками и монахами имеют бесовские силы? 345

Какая защита от бесовских нападений может быть у мирян? 346

Что означает «невидимая брань» для человека, который уже освободился от грубых грехов и ведет тонкую борьбу с помыслами? 346

Как бороться с гордыней, из-за которой впал в прелесть? 348

Что значит «уничижение паче гордости»? 349

А когда ты видишь, что Господь дает тебе какие-то явные знаки благодати, которые, конечно же, никак не заслужил, но ты уже знаешь, что с Божией помощью сегодня не совершишь того, что еще пять лет тому назад сделал бы с легкостью, — на этом тоже нужно стараться не фиксировать свое внимание? 349

Если ты в какие-то моменты на молитве, на литургии, перед иконой, читая Священное Писание испытывал чувство благодати, а потом оно перестало приходить, не означает ли это, что ты впадаешь в состояние окамененного бесчувствия, о котором предупреждают многие святые отцы, отчего ты начинаешь пугаться и приходить в уныние? 349

Но что такое «окамененное бесчувствие»? 350

Что делать, если во время богослужения или молитвы начинают одолевать сомнения и если нет сил бороться с греховными помыслами? 352

Молитвы, входящие в утреннее и вечернее правило и предназначенные для каждого православного христианина, были написаны святыми отцами много веков тому назад, то есть языком совсем другого времени, поэтому для многих их каждодневное обязательное

вычитывание становится почти автоматическим. Можно ли молиться только своими словами? 352

В Евангелии есть такие слова Господа: «Молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны». Но мы, молясь, так часто повторяем одни и те же слова и имеем огромное множество самых разнообразных молитв - не есть ли это то самое «лишнее», о чем говорил Иисус Христос? 354

Иисусова молитва и предстояние перед Богом как непрерывная связь с Ним — это одно и тоже? 355

В молитве «Отче наш», данной нам Самим Иисусом Христом, мы, обращаясь к Господу, говорим: «Не введи нас во искушение», значит, Он может ввести нас в искушение? Что это значит? 355

Как человеку определить волю Божию в ситуациях, не поддающихся прямой расшифровке? Например, с верой и надеждой входишь в святой источник, но вместо исцеления начинается очевидное ухудшение болезни. То есть когда тебе явлен некий духовный урок, ноты не знаешь ясного прочтения. Можно ли в таком случае опоздать с исполнением воли Божией? 356

А что делать, если все равно остаются сомнения в себе, в своей вере и в следующий раз войти в святой, но ледяной источник очень страшно, почти непреодолимо? 356

Достаточно ли собственного толкования евангельского текста или необходимо читать богословские комментарии? 357

Литература, которую сейчас, слава Богу, получили возможность читать все воцерковляющиеся. написана в основном для монашествующих. Но в результате такого сугубо целенаправленного чтения не происходит ли в сознании мирян некоего духовного крена, ведь какие-то наставления и указания святых отцов неприложимы к жизни в миру? 358

Что такое мечтательность с православной точки зрения? 359

Есть люди, которые больше живут прошлым, чем настоящим. Для христианина это тоже недушеполезно? 359

В народе говорят: на Бога надейся, а сам не плошай. Привычка же полагаться только на Бога — не есть ли это признак слабости? 360

Как свою жизнь строить с прямым указанием Иисуса Христа: «Бодрствуйте!», которое неоднократно повторяется в Евангелии, например, в притче о мудрых и неразумных девах? 360

Как относиться к предсказаниям Нострадамуса? 361

Что значит нести свой крест? 362

История человечества богата героическими подвигами, принесением себя в жертву, но что такое мученичество за Христа? 362

Кто-то из старцев сказал, что если первые христиане брали на себя крест мученичества, то в наше время это мало кому по силам. Следует ли из этого, что для нынешних христиан нести свой крест означает слышать слово Божие и соблюдать его? 363

Если Вы увидите Христа, о чем Вы Его спросите? 364

Раздел одиннадцатый.

ОСНОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ ЦЕРКОВНОГО ГОДА 365

Великий пост. 365 Лазарева суббота и Вход Господень в Иерусалим. 366 Страстная седмица. 368 Пасха. 369 Вознесение. 371 Троица. 373

Рождество Пресвятой Богородицы (8 сентября). 374

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня (14 сентября). 377

Собор святого Архистратига Божия Михаила Архангела и прочих Небесных Сил бесплотных (8 ноября). 380

Введение во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября). 380

Рождество Христово (25 декабря). 382

Крещение Господне. Богоявление (6 января). 384

Сретение Господне (2 февраля). 387

Благовещение Пресвятой Богородицы (25 марта). 389

Рождество святого Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна (24 июля). 390

Преображение Господне (6 августа). 391

Успение Пресвятой Богородицы (15 августа). 393


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: