Фреймовые модели

Frame в переводе означает рамка.

Frame в области искусственного интеллекта трактуется как структура знаний для восприятия пространственных сцен.

Под фреймом понимается абстрактный образ или ситуация.

Пример абстрактного образа: слово «комната» – ассоциируется с образом жилого помещения с окнами, дверьми, полом и потолком и с площадью равной примерно 6-20 кв. метров. Есть пустые места – количество окон, цвет стен, высота потолка и т.д.

Типичная структура фрейма имеет вид, рассмотренный на рис. 2.

Рисунок 2 – Структура фрейма

Слотом может являться другой фрейм.

Различают фреймы – образцы или прототипы, которые хранятся в базе данных, и фреймы – экземпляры, которые создаются для отражения реальной ситуации на основе поступающих данных.

Пример:

Магазин – образец;

Булочный магазин – экземпляр.

Модель фреймов является действительно универсальной, т.к. позволяет отображать все множество знаний о мире через следующие фреймы:

1. Фрейм-структура – предмет или понятие;

2. Фрейм-роль;

3. Фрейм-сценарий;

4. Фрейм-ситуация.

Важнейшим свойством теории фреймов является заимствование из теории семантических сетей полезных свойств. Реальные фреймовые модели являются сетевыми.

На рис. 3 изображается сеть фреймов, где AKO – это связи (a kind of – это).

Слот АКО указывает на фрейм более высокого уровня иерархии, откуда наследуется свойство.

В школе
Ребенок
  АКО Учится Возр
7 – 17 лет
Сладкое
50 - 180см
0-16 лет
Человек
  АКО Возраст Рост Люб.
  АКО Умеет
Мыслить
Млекопитающее
Человек Ребенок Учится

Рисунок 3 – Сеть фреймов

Основным преимуществом фреймов как модели представления знаний является способность отражать концептуальную основу организации памяти человека, а также гибкость и наглядность.

Существует специальный язык представления знаний в сетях фреймов – FRL, на нем построены промышленные экспертные системы ANALIST, НОДИС.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: