Государственная финансовая политика

Финансовая политика – это основанная на финансовом законодательстве целенаправленная деятельность государства, связанная с мобилизацией финансовых ресурсов, их распределением и использованием для выполнения государством своих функций. Главными задачами финансовой политики являются:

1) обеспечение финансовыми ресурсами программ, осуществляемых государством;

2) установление рационального, с точки зрения государства, распределения и использования финансовых ресурсов;

3) сосредоточение финансовых ресурсов на приоритетных направлениях государственной политики;

4) достижение финансовой устойчивости и финансовой независимости государства;

5) создание устойчивой материальной основы функционирования хозяйствующих субъектов;

6) формирование уровня доходов, обеспечивающих нормальное воспроизводство населения.

Финансовая политика государства включает следующие элементы:

• бюджетная политика;

• налоговая политика;

• ценовая политика;

• денежно–кредитная политика;

• страховая политика;

• инвестиционная политика;

• таможенная политика;

• политика в области государственного (муниципального) долга;

• политика в области международных финансов. Под бюджетной политикой понимают деятельность органов государственной власти по определению приоритетных целей и задач формирования и использования государственного бюджета, а также управления государственным долгом. Формирование бюджетной политики на предстоящие годы зависит от достигнутого уровня социально–экономического развития государства. Бюджетная политика государства определяется Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ, другими законодательными актами, устанавливающими форму бюджетного устройства страны и регламентирующими весь бюджетный процесс. По сути, бюджетная политика очень тесно переплетается с налоговой политикой. Основные меры налоговой политики РФ отражаются в изменениях и дополнениях, вносимых в Налоговый кодекс РФ. Эти меры должны способствовать выполнению обязательств объема бюджетных доходов, созданию благоприятных условий для модернизации экономики, осуществлению инвестиций в создание новых производств и повышение производительности труда, создавать стимулы для инвестиций граждан и организаций в образование, здравоохранение, улучшение жилищных условий и добровольное пенсионное страхование.Согласно ценовой политике государство не вмешивается в область ценообразования предприятий. Однако существуют естественные монополии, тарифы которых регулирует государства, а также продукты первой необходимости. Денежно–кредитная политика (ДКП) является составной частью финансовой политики государства, главная стратегическая задача кото-рой  снижение инфляции. Ключевая задача инвестиционной политики заключается в мобилизации внебюджетных источников инвестиционного финансирования, за счет которых обеспечивается значительная часть про-изводственных инвестиций. Страховая политика РФ направлена на разработку мер по удовлетворению потребностей в страховой защите населения, организаций, государства и предусматривает реализацию основных задач: формирование законодательной базы рынка страховых услуг; развитие обязательных и добровольных видов страхования; Валютная политика – совокупность мероприятий, проводимых государством в сфере валютных отношений. Целью валютной политики является воздействие на валютные курсы, валютные расчеты. Политика в сфере государственного долга направлена на укрепление позиции РФ как заемщика, обеспечение гарантированного выхода на международные финансовые рынки на благоприятных условиях, снижение долговой нагрузки на бюджет, оптимизацию структуры долга, позитивное влияние на макроэкономику.

3. Современная система управления государственными финансами. Под управлением понимается целенаправленное воздействие субъекта управления на объект управления с целью достижения определенных результатов. В качестве объектов управления финансами выделяют различные виды финансовых отношений, в том числе специфических, которые предопределяются социальным строем государства, раскладом политических сил в стране и другими факторами, влияющими на перераспределительные процессы. В качестве субъектов управления выступают те, кто управляет, воздействуя на объект управления. отдельные субъекты управления воздействуют на соответствующий вид финансовых отношений:1) органы государственной власти и управления – на государственные финансы, органы местного самоуправления – на муниципальные финансы;2) хозяйствующие субъекты – на финансы предприятий и организаций (коммерческих и некоммерческих, в том числе бюджетных учреждений и негосударственных общественных объединений, фондов);3) домохозяйства (неюридические лица) – на денежные доходы работающих членов и неработающих, но получающих пенсии, пособия, стипендии и другие выплаты централизованных и децентрализованных фондов финансовых ресурсов.

Методы управления финансами – это то, с помощью чего субъекты управления воздействуют на финансовые отношения и фонды денеж-ных средств. Применительно к управлению финансами методами являются финансовое планирование и финансовый контроль. Органы государственной власти, принимая управленческие решения, могут оказывать влияние на все сферы экономической жизни страны. Выделяют непосредственное и опосредованное государствен-ное управление финансами. К косвенным методам государственного регулирования финансов также относятся:1формирование и поддержание конкурентной среды в экономике и ограничение монополизации рынка;2государственное регулирование цен естественных монополий;3.защита контрактных отношений между субъектами рынка, обеспечивая стабильное функционирование расчетно–платежных от-ношений в финансовой сфере;4проведение эффективной таможенной политики;5содействие развитию страхового дела и страхования предпринимательских рисков. методы прямого административного воздействия на финансовую деятельность хозяйствующих субъектов посредством:1.лицензирования предпринимательской деятельности, установления квот на производство некоторых товаров, установления предельных цен по ограниченной номенклатуре товаров и услуг; – финансового датирования и субсидирования производства и реализации отдельных товаров и услуг;2 применения государственной монополии и акцизного налогообложения на отдельные виды товаров;3проведения системы мер социальных гарантий и финансовой за-щиты прежде всего в отношении малообеспеченных слоев населения;4установления льгот по налогам и различным платежам в бюджет внебюджетные фонды для конкретных налогоплательщиков;5 применения финансовых санкций в отношении нарушителей финансовой дисциплины.

В России, как и во всех экономически развитых странах, управление государственными финансами регулируется финансовым законодательством, принимаемым высшими законодательными органами.

Цели управления – это состояние или результат, к которому стремятся субъекты управления. Управление государственными финансами имеет целью обеспечение относительного баланса экономических интересов государства, юридических и физических лиц, бездефицитность бюджета, снижение государственного долга, обеспечение устойчивости национальной валюты как основополагающего элемента в финансовых отношениях.

В качестве инструментов управления финансами выступают планирование, организация, стимулирование, контроль и информационное обеспечение. Управление финансами осуществляется путем выработки финансовой политики и претворения ее в жизнь. Начальной стадией управления финансами является составление финансовых планов, основной формой которых выступает бюджетирование. На базе утвержденных финансовых планов организуется процесс их реализации. Необходимость выполнения финансовых планов требует стимулирования их реализации. Заключительной стадией процесса управления финансами является финансовый контроль. Он осуществляется, главным образом, на стадии оперативного управления и призван обеспечить полное и своевременное поступление денежных средств в централизованные и децентрализованные фонды финансовых ресурсов, целевое использование этих средств, своевременное их доведение до получателя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: