Система государственного управления представляет собой научную дисциплину, изучающую организацию государственного управления социально–экономическими процессами в обществе. Система государственного управления первостепенное значение придает социологическому анализу общественных явлений, функционирования социальных систем, поведения людей.
В мировой науке сложились различные школы государственного управления. Марксистская школа базируется на классовом подходе и рассматривает государство в качестве орудия политической власти господствующего в обществе класса. Этот класс осуществляет диктатуру, закрепляет и охраняет с помощью государства свои интересы. Значительно большее число ученых разделяет концепцию общенародного государства..
Наибольшие дискуссии вызывает определение роли государства в рыночной экономике. Сложились две крупные научные школы и множество модификаций на их базе. Первая школа связана с именем английского ученого Дж. Кейнса (кейнсианство), другая – американского экономиста М. Фридмена (монетаризм). Взгляды, которые отстаивают эти научные школы, прямо противоположны: кейнсианцы стоят за активное вмешательство государства в рыночную экономику, а другая школа выступает против широкого государственного регулирования экономической жизни.
|
|
Принципы научных школ реализуются в той или иной степени в различных моделях хозяйствования, отличающихся долей государственного участия в экономике, размерами перераспределения средств через бюджет. Среди них:
• саксонская (США, Канада, Великобритания) – большая свобода предпринимательства;
• западно–европейская (Франция, Италия, Испания, Португалия) – активное государственное регулирование с помощью индикативного планирования, большая доля государственного сектора;
• социально ориентированная (Германия, Австрия, Голландия) – подчеркнуто социальная направленность государства;
• скандинавская (Швеция, Дания, Норвегия) – паритетность государственного и частного капитала, ясно выраженная социальная направленность;
• патерналистская (Япония) – усиленное государственное регулирование, использование традиций в современном производстве.
Тенденцией мирового развития стало расширение государственного вмешательства в экономику и другие сферы общества, отделение капитала как собственности от функций управления, сокращение доходов от собственности в национальном доходе, усиление роли менеджеров в управлении. Развитые страны различаются по политическим институтам, моделям хозяйствования и управления, но демонстрируют общие подходы к роли государства в обществе. Государство повсюду осуществляет регулирование и факторов производства, и рынков, стоит на страже национальных интересов. Развеян миф, что частный капитал справляется с управлением лучше, чем государственные органы, что он без государства в состоянии поддерживать равновесие.