Инновационные стратегии в муниципальном образовании

Инновационная стратегия – одно из средств достижения целей организации (корпорации, фирмы), отличающееся от других средств своей новизной, прежде всего для данной организации и, возможно, для отрасли, потребителей. Относительно внутренней среды инновационные стратегии подразделяются на несколько крупных групп: продуктовые (портфельные, предпринимательские, или бизнес–стратегии, направленные на создание и реализацию новых изделий, технологий и услуг); функциональные (научно–технические, производственные, маркетинговые, сервисные); ресурсные (финансовые, трудовые, информационные материально–технические); организационно–управленческие (техноло­гии, структуры, методы, системы управления). Это специальные ин­новационные стратегии. Универсальными стратегиями развития являются базовые или эталонные. В их состав входят стратегии интенсивного, интеграционного и диверсификационного развития и стратегии сокращения. Базовые стратегии направлены на развитие конкурентных преимуществ фирмы на основе инновационной деятельности, поэтому их называют также стратегиями развития, или стратегиями роста фирмы.

Для глобального поиска инноваций и вовлечения новых технологий в хозяйственный оборот транснациональные корпорации используют следующие основные стратегии: 1. Поиск и покупка разработанных технологий у ученых. Передача технологий может основываться на лицензировании, приобретении прав на интеллектуальную собственность или маркетинговых соглашениях. 2. Долгосрочное стратегическое партнерство с учеными–разработчиками. Согласно этой модели корпорации начинают всестороннее сотрудничество с местными (зарубежными) научно–исследовательскими лабораториями вузов. 3. Создание или покупка научно–исследовательской организации.

110. Разработка программ и проектов нововведений в муниципальном образовании. Инновационный проект – комплект документов, определяющих систему научно обоснованных целей и мероприятий по решению проблемы, организацию инновационных процессов в пространстве и времени. Виды инновационных проектов по основным типам: 1. По предметно–содержательной структуре и по характеру инновационной деятельности проекты подразделяются:

на исследовательские;научно–технические;связанные с модернизацией и обновлением производственного аппарата;проекты системного обновления предприятия. 2. По уровню решения:международные;республиканские;региональные;отраслевые;отдельного предприятия.

3. По характеру целей проекта:конечные, отражающие цели, решения проблемы в целом;промежуточные. 4. По периоду реализации:долгосрочные (более 5 лет);среднесрочные (до 5 лет);краткосрочные (1–2 года). 5. По типу инноваций:новый продукт;новый метод производства;новый рынок;новый источник сырья;новая структура управления. 6. По виду удовлетворяемых потребностей:ориентированы на удовлетворение существующих по-требностей; ориентированы на создание новых потребностей; 7. С точки зрения масштабности решаемых задач инновационные проекты подразделяются следующим образом: I. Монопроекты – проекты, выполняемые, как правило, одной организацией или даже одним подразделением; отличаются постановкой однозначной инновационной цели (создание конкретного изделия, технологии), осуществляются в жестких временных и финансовых рамках, требуется координатор или руководитель проекта; II. Мультипроекты – комплексные программы, объединяющие десятки монопроектов, направленных на достижение сложной инновационной цели, такой как создание научно–технического комплекса, решение крупной технологической проблемы, проведение конверсии одного или группы предприятий военно–промышленного комплекса; требуются координационные подразделения; III. Мегапроекты – многоцелевые комплексные программы, объединяющие ряд мультипроектов и сотни монопроектов, связанных между собой одним деревом целей; требуют централизованного финансирования и руководства из координационного центра. На основе мегапроектов могут достигаться такие инновационные цели, как техническое перевооружение отрасли, решение региональных и федеральных проблем конверсии и экологии, повышение конкурентоспособности отечественных продуктов и технологий.

Программа представляет собой сложный объект, в котором проекты взаимосвязаны функционально, а также по срокам, исполнителям и ресурсам. Теперь предмет управления выступает как сеть проектов. Программам требуется единое руководство, централизованное по функциям стратегического планирования, финансирования, мониторинга, координации, правового обеспечения.Примерами инновационных программ могут быть создание на-учно–технического комплекса, технологический прорыв в новом направлении и повышение научно–технического престижа национальной экономики, конверсия военного производства, техническое перевооружение отрасли, улучшение экологической обстановки и др.

Разработка инновационного проекта – длительный, дорогостоящий и очень рискованный процесс. Любой проект от возникновения идеи до полного своего завершения проходит через определенные ряд последовательных ступеней своего развития. Полная совокупность ступеней развития образует жизненный цикл проекта. Жизненный цикл проекта принято делить на фазы, фазы – на стадии, стадии – на этапы. Стадии жизненного цикла проекта могут различаться в зависимости от сферы деятельности и принятой системы организации работ. Однако у каждого проекта можно выделить начальную (прединвестиционную) стадию, стадию реализации проекта и стадию завершения работ по проекту (инвестиционные). Это может показаться очевидным, но понятие жизненного цикла проекта является одним из важнейших для менеджера, поскольку именно текущая стадия определяет задачи и виды деятельности менеджера, используемые методики и инструмен-тальные средства.

Инновационные проекты характеризуются высокой неопределенно-стью на всех стадиях инновационного цикла. Более того, успешно прошедшие стадию испытания и внедрения в производство новшества могут быть не приняты рынком, тогда их производство должно быть прекращено. Многие проекты дают обнадеживающие результаты на первой стадии разработки, но затем при неясной или технико–технологической перспективе должны быть закрыты. Даже наиболее успешные проекты не застрахованы от неудач: в любой момент их жизненного цикла у конкурента может появиться более перспективная новинка.

111. Государственная инновационная политика – комплекс целей, методов воздействия государственных структур на экономику и общество в целом, связанный с инициированием и повышением экономической и социальной эффективности инновационных процессов.

Основные функции государственных органов в инновационной сфере:

1. Аккумулирование средств на научные исследования и инновации.

2. Координация инновационной деятельности.

3. Стимулирование инноваций

4. Создание правовой базы инновационных процессов.

5. Кадровое обеспечение инноваций.

6. Формирование научно–инновационной инфраструктуры.

7. Развитие малого инновационного предпринимательства.

8. Институциональное обеспечение инновационных процессов

9. Регулирование социальной и экологической направленности иннова­ций.

10. Повышение общественного статуса инновационной деятельности.

11. Региональное регулирование инновационных процессов.

12. Регулирование международных аспектов инновационных процес­сов.

13. Реализация инвестиционной политики в отраслях промышленности и науки.

Способы или методы государственного регулирования инновационных процессов:

I. Прямое государственное регулирование:

1) финансирование НИОКР и инновационных процессов из бюджетных средств;

2) прямое правовое регулирование, то есть создание нормативно–законодательной базы;

3) передача созданной государственной организацией продукции частному сектору с целью ее коммерциализации;

4) формирование инновационной инфраструктуры и моральная поддержка инновационной деятельности.

II. Косвенное регулирование, к которому относятся налоговые льготы и льготное налогооблажение прибыли, а также снижение НДС или предоставление отсрочки по их уплате.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: