Методические указания. По выполнению контрольной работы

По выполнению контрольной работы

Цель работы — систематизация, закрепление и расширение тео­ретических знаний и практических навыков анализа психологиче­ских проблем студентами.

Задание по выполнению контрольной работы состоит из двух частей — теоретической и практической. Вариант контрольной рабо­ты выбирается студентом по порядковому номеру в списке группы. Перечень из 15 вариантов представлен ниже. Студент, 16-й по спи­ску, выбирает 1 вариант и т. д.

Объем контрольной работы — 20-25 страниц формата А4, вы­полненных в МЗ Шога кеглем 14 с интервалом 1,5, с полями: левое — 30 мм, правое — 10 мм, верхнее — 15 мм, нижнее — 20 мм. Страницы должны быть пронумерованы в правом верхнем углу, начиная с титульного листа; номер страницы на титульном листе не ставится. Ссылки на источники, используемые в тексте работы, по­мещаются непосредственно в тексте в квадратных скобках с указа­нием порядкового номера в списке литературы.

Контрольная работа должна быть представлена на кафедру и за­щищена согласно графику учебного процесса. Студенты, не защитив­шие контрольную работу, к итоговому зачету (экзамену) по дисци­плине не допускаются.

Контрольная работа должна иметь следующую структуру:

— титульный лист (указываются название вуза, института, спе­циальности, вариант, номер группы, фамилия и инициалы студента и руководителя);

— содержание (с указанием страниц);

— введение (включает рассмотрение актуальности теоретиче­ской части, цель и задачи работы; должно занимать не более 2-х страниц);

— основная часть, представленная двумя разделами:

— первый раздел (теоретический) — исследование теоретиче­ского вопроса: обязательно с примерами (на материале эксперимен­тальных исследований, научно-публицистической и художественной литературы, собственных наблюдений), собственной точкой зрения, предложениями автора по использованию в практике рассмотренных теоретических положений;

— второй раздел (практический) — решение задач, анализ си­туаций, ответ на творческие вопросы;

— заключение (приводятся основные выводы и рекомендации по выполненной работе в порядке убывания важности);

— список литературы (сюда следует включать информационные источники, использованные при выполнении работы; список следует располагать в алфавитном порядке с учетом общепринятых требова­ний по оформлению библиографических списков).

Варианты контрольных работ

Вариант 1

1. Психология: предмет, подходы, задачи, методы.

2. Перечисленные ниже особенности поведения человека харак­теризуют его либо как индивида, либо как личность. Распределите эти характеристики на группы и дайте обоснование своего выбора. Самостоятельно проанализируйте еще по 5 индивидных и личност­ных характеристик. (Список характеристик: старательность, низкая адаптация к темноте, общительность, хорошая двигательная коорди­нация, высокая эмоциональная возбудимость, аккуратность, скром­ность, быстрый темп деятельности, лживость, ригидность.)

Вариант 2

1. Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний.

2. Перечислите основные психологические характеристики малой группы и подберите содержательные примеры к каждой из них.

Отчет в форме реферата.

Вариант 3

1. Основные процессы и механизмы памяти.

2. Укажите, какие условия нужны для возникновения и поддержания произвольного, а какие — непроизвольного внимания учащихся на уроке. Обоснуйте свой выбор.

а) Постановка вопросов и решение небольших задач на протяже­нии определенного отрезка времени.

b) Постановка личностно значимых целей и задач деятельности,

с) Опора на жизненный опыт учащихся.

d) Организация распорядка деятельности, создание привычныхусловий.

е) Использование наглядности при объяснении материала.

f)Осознание текущих результатов деятельности в форме словес­ного отчета.

Вариант 4

1. Решение сложных творческих задач и творческое мышление.

2. Распределите приведенные ниже описания по типам темперамента и обоснуйте свой выбор. Дополните указанные характеристики.

а) Высокая работоспособность, надолго сосредоточен на кропот­ливом деле, не спеша его выполняет, терпелив, внимателен.

b) Активен, когда работа представляется интересной, если же это не так, то легко отвлекается.

с) Задумчив, мечтателен, склонен к одиночеству, не уверен в себе, нередко — боязнь публичных выступлений, трудности в общении.

d) Нетерпелив, плохо переносит кропотливую работу и ожида­ния; во взаимоотношениях с окружающими слишком прямолинеен.

Вариант 5

1. Индивидуальные особенности воображения и его развитие.

2. На основании описанного эксперимента определите, в какой группе испытуемые лучше запомнили материал. Дайте объяснение. Сформулируйте основные условия эффективного запоминания.

«Одной группе испытуемых предлагали шесть предложений, в пяти из которых были допущены грамматические ошибки, и их задача

состояла в том, чтобы их найти и исправить. Другая группа испытуе­мых также получила шесть предложений, в которых были допущены не грамматические, а смысловые ошибки, которые также нужно было найти и исправить. После окончания работы испытуемым предлагали (неожиданно для них) воспроизвести предложения».

Вариант 6

1. Основные виды и свойства внимания.

2. Проанализируйте психологическую структуру собственной
профессиональной деятельности. Используйте положения теории
деятельности.

Вариант 7

1. Акцентуации характера.

2. Проанализируйте психологические «корни» пословиц и поговорок. Какие психологические закономерности в них отражены? По результатам исследования сделайте письменный реферат.

Вариант 8

1. Основные виды и свойства восприятия.

2. Назовите и охарактеризуйте основные стороны общения. При­ведите примеры проблем в общении, связанных с особенностями эф­фектов ореола, новизны, соотношения вербального и невербального планов общения, различными стратегиями взаимодействия, смысло­выми барьерами в общении.

Вариант 9

1. Интеллект: основные подходы к изучению.

2. Какие закономерности восприятия проявляются в приведен­ных ниже примерах? Дайте им объяснение.

Составьте 5 собственных примеров.

а) Слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а ме­лодию.

b) Мелодия остается той же, когда ее исполняет симфонический оркестр, отдельный инструмент или голос.

с) Темный предмет кажется меньше светлого, если они имеют один размер.

d ) Мы можем узнать другого человека только по голосу, походке или другим деталям поведения.

e) Голодный человек очень остро реагирует на запахи и вид еды.

f) Ближе к сессии в магазинах и библиотеках обнаруживается масса учебной литературы.

Вариант 10

1. Характеристика основных видов и эффектов ощущений.

2. Найдите объяснение тому факту, что разные люди в обществе неоднозначно воспринимают развитие рыночных отношений, приход определенной партии к власти, изменение моральных норм (одни испытывают удовлетворение, другие — разочарование). Используйте знание психологических закономерностей.

Вариант 11

1. Взаимосвязь биологического и социального в личности.

2. Как можно, на ваш взгляд, психологически раскрыть понятия «смысл жизни», «жизненный кризис»? (отчет в форме реферата).

Вариант 12

1. Направленность и мотивы личности.

2. Опишите на примере своей профессиональной деятельностиситуации, в которых используются репродуктивное и творческоемышление. Укажите в виде схемы основные этапы решения проблемных ситуаций, которые возникали в вашей профессиональнойдеятельности.

Вариант 13

1. Природа человеческих способностей.

2. Составьте программу совершенствования собственной памяти, опираясь на знание о видах и закономерностях процесса памяти. Предложите общие рекомендации и упражнения.

Вариант 14

1. Развитие эмоций и их роль в жизни человека.

2. Сравните определения личности в нескольких психологических подходах (психоанализ, гуманистическая психология, бихевиоризм, отечественные теории) и сделайте вывод о ее основных характеристиках.

Вариант 15

1. Воображение и творчество.

2. Составьте психологическую характеристику личности двух ли­тературных героев (например, Обломов — Штольц), выделите осо­бенности их темперамента, характера, мотивационной направленно­сти и т. д. Используйте для этих целей отечественную и зарубежную психологическую прозу.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: