Наглядно-действенное мышление: первый этап онтогенетического развития мышления; сенсомоторный интеллект (Пиаже) – координация сенсорики (восприятия) и моторики на основе действий, научение взаимодействовать с окружающим миром (подстраивать руку под предмет). Перцептивно-моторная координация – эксперимент карусель Хейда-Хайна – двигательный опыт и опыт визуального восприятия должны приобретаться одновременно (активный котенок развивается нормально, а у котенка, которого катают, нарушено развитие). Для развития перцептивно-моторной координации необходимо, чтобы организм активно взаимодействовал с окружающим его и воспринимаемым им пространством.
Решение задачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов, манипулятивные действия с предметом.
Наглядно-образное мышление: второй этап онтогенетического развития мышления; представление и изменение ситуаций; воссоздание различных фактических характеристик предметов. В образе может быть зафиксировано одновременно видение предмета с нескольких точек зрения. Сходно с воображением – установление непривычных сочетаний предметов и их свойств. Визуальное мышление – Арнхейм (время: 15.40 + 20 минут – можно сложить цифры, а можно представить часы и повернуть стрелки).
Вербально-логическое мышление: третий этап онтогенетического развития мышления;
использование понятий, логических конструкций. Функционирует на базе языковых средств, формируются различные виды обобщений.