Суть развития продуктивного мышления в онтогенезе заключается отнюдь не в появлении новых мыслительных механизмов (таких как ассоциативные связи, антиципирующие комплексы, гештальты и т.п.), а в становлении особых психологических средств, позволяющих усилить уже существующие. С помощью этих средств человек организует свою активность по отношению к собственным процессам решения. В итоге возникают удивительные многослойные структуры. При этом появление более высоких уровней не отменяет работы нижележащих.
В ходе онтогенеза за счет усвоения человеком определенных паттернов культурного опыта возникает культурное творческое или эвристическое мышление Таким образом, структура оказывается гетерогенной: состоящей из различных по происхождению звеньев. Именно совместное функционирование этих образований и обеспечивает решение творческой задачи.
Эвристическое мышление – качественно своеобразный вид мыслительных процессов – выступает закономерным этапом онтогенетического развития. Помимо мыслительных механизмов структурными элементами этой формы мышления выступают эвристики различных типов.
|
|
Эвристика является мыслительным средством, целиком независимым от материала конкретной задачи, для решения которой оно используется. Вследствие этого она вполне может быть названа универсальным мыслительным средством: постоянно присутствующим в мышлении человека и пригодным для работы с самыми разными проблемными ситуациями.
Функцией эвристики в рамках продуктивного процесса является помощь в достижении понимания: использование этого средства облегчает различные переформулировки задачи, создает наиболее благоприятные условия для возникновения инсайта. Эвристика, по сути дела, провоцирует его. В отличие от других средств мышления она полностью лишена функции решения, т.е. путем применения одних эвристик (без участия мыслительных механизмов) преодолеть проблемную ситуацию невозможно.
С помощью эвристик человек получает возможность: (а) создавать и поддерживать специальные условия, способствующие возникновению и успешному протеканию творческого акта (понятно, что в такой ситуации ни о какой гарантии успешного исхода не может быть и речи); (б) повышать эффективность своего мышления и расширять сферу его применения; (в) целенаправленно подбирать интеллектуальные средства для достижения указанных результатов.
Сознательный контроль (а, следовательно, и возможность управления) в ходе решения допускают лишь культурные процессы решения, мыслительные механизмы же остаются недоступными такому воздействию.
|
|
Становление новообразований приводит к значительному расширению возможностей творческого мышления. Человеку становятся доступны целые классы проблемных ситуаций, с которыми он не мог справиться ранее.
Применение новых средств открывает перед человеком возможность сначала стихийно, а затем все более и более целенаправленно улучшать результаты своего творческого мышления, увеличивая его эффективность.
Следующим важным следствием становления эвристического мышления служит появление у человека методов интенсификации своей продуктивной мысли путем достижения наиболее творческого состояния.
Еще одно следствие (экзистенциальным) состоит в открывающейся перспективе постоянного творческого поиска: человек получает возможность создать условия, в которых продуктивное мышление становится основой его существования. Примером этого могут служить философствование или техническое изобретательство, понятые и осуществленные как принцип и образ жизни.