В отечественной доктрине эту категорию преступлений называют иногда либо "конвенционными", поскольку составы данной категории преступлений предусмотрены в международно-правовых конвенциях, либо "уголовными преступлениями международного характера", поскольку непосредственный объект этих преступлений имеет общеуголовный характер в смысле внутреннего права, но с иностранным элементом.
Как правило, транснациональные преступления совершаются физическими лицами и не связаны с политикой того или иного государства, а ответственность за их совершение наступает по внутреннему уголовному праву страны. Государства - участники конвенций по борьбе с определенными видами транснациональных преступлений обязаны криминализировать деяния, составы которых предусмотрены в международно-правовых актах, и предусмотреть санкции за их совершение.
Критерии отнесения того или иного преступления к категории транснационального указаны в Конвенции ООН о транснациональной организованной преступности 2000 г. (ст. 3). Любое преступление носит транснациональный характер, если:
|
|
- оно совершено в более чем одном государстве;
- оно совершено в одном государстве, но существенная часть его подготовки, планирования, руководства или контроля имеет место в другом государстве;
- оно совершено в одном государстве, но при участии организованной преступной группы, которая осуществляет свою преступную деятельность в более чем одном государстве; или
- оно совершено в одном государстве, но его существенные последствия имеют место в другом государстве.
С конца XIX в. и до сегодняшнего дня на универсальном и региональном уровнях государствами заключено множество конвенций по борьбе с отдельными видами транснациональных преступлений. Наиболее значимыми из них, принятыми в последние годы, являются: Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.; Европейская конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 г.; Европейская конвенция об уголовно-правовой ответственности за коррупцию 1999 г.; Конвенция ООН о транснациональной организованной преступности 2000 г. и протоколы к ней; Конвенция о киберпреступности 2001 г.; Конвенция ООН против коррупции 2003 г. и др.
Уголовный кодекс Российской Федерации на сегодняшний день содержит более 60 статей, составы которых основаны на международно-правовых актах с участием нашей страны.
В докладе Генерального секретаря ООН на Восьмом конгрессе ООН по предупреждению преступности транснациональные преступления были разделены на пять основных групп:
|
|
- террористические преступления транснационального характера (захват воздушных судов и другие незаконные действия, направленные против безопасности гражданской авиации; захват заложников; преступления против лиц, пользующихся международной защитой; пиратство и др.);
- организованные на международной основе клановые преступления с главной целью получения доходов (незаконный оборот наркотиков; торговля людьми; организация нелегальной иммиграции; контрабанда оружием и похищенными транспортными средствами; распространение порнографии и эксплуатация проституции и др.);
- экономические преступления, предусматривающие осуществление операций и транснациональных действий в двух или нескольких странах (легализация преступных доходов; коррупция; фальшивомонетничество);
- транснациональная незаконная торговля предметами искусства, представляющими культурное и религиозное достояние нации;
- действия, которые путем загрязнения нарушают экологический баланс и состояние окружающей среды в более чем одной стране.
Одним из самых тяжких транснациональных преступлений сегодня является международный терроризм. По своей объективной характеристике это преступление настолько многоаспектно, что в мировой доктрине и практике до сих пор нет четкого правового определения состава этого деяния. Терроризм может выражаться как в захвате заложников, так и в угоне воздушных судов, как в совершении актов насилия против государственных деятелей и дипломатов, так и в разрушении каких-либо объектов: самолетов, морских судов, административных и жилых зданий. Однако, каким бы способом ни был совершен террористический акт, главной целью террористов всегда являются запугивание населения, создание атмосферы страха и оказание давления на третью сторону, которой чаще всего оказываются органы государственной власти и управления.
Еще одна особенность современного терроризма состоит в том, что сегодня совершение этого деяния в одиночку для него нехарактерно, и это преступление имеет все признаки организованной преступности.
9 декабря 1994 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о мерах по ликвидации международного терроризма, в которой терроризм рассматривается как собирательное понятие, охватывающее различные его проявления, запрещенные международными конвенциями.
Систему антитеррористических конвенций, образующих в совокупности универсальную международно-правовую основу борьбы с международным терроризмом, сегодня образуют 16 международных соглашений (13 конвенций и трех протоколов), которые открыты для участия всех государств-членов: это Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов, 1963 г. (Токийская конвенция), касающаяся авиационной безопасности; Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г. (Гаагская конвенция), касающаяся захвата воздушных судов; Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, 1971 г. (Монреальская конвенция), касающаяся актов авиационного саботажа, таких как взрывы бомб на борту воздушного судна, находящегося в полете; Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 г., касающаяся нападений на высокопоставленных должностных лиц правительств и дипломатов; Международная конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 г.; Конвенция о физической защите ядерного материала 1980 г., касающаяся незаконного захвата и использования ядерных материалов; Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, 1988 г., дополняющий Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации; Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, 1988 г., касающаяся террористической деятельности на борту судов; Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе, 1998 г., касающийся террористической деятельности на морских стационарных платформах; Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения 1991 г., предусматривающая химическую маркировку для облегчения обнаружения пластических взрывчатых веществ; Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом 1997 г., касающаяся использования взрывных или иных смертоносных устройств в местах общественного пользования; Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма 1999 г.; Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма 2005 г.
|
|
В 2005 г. международное сообщество также внесло существенные изменения в три из этих универсальных документов, а именно были приняты поправки к Конвенции о физической защите ядерного материала, а также Протокол к Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, и Протокол к Протоколу по борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе.
С 2000 г. в рамках Специального комитета Генеральной Ассамблеи ООН по терроризму ведется разработка проекта всеобъемлющей конвенции о международном терроризме.
§ 5. Правовая помощь по уголовным делам
Одним из проявлений международного сотрудничества государств в области борьбы с преступностью является оказание государствами правовой помощи по уголовным делам. Согласно международным договорам правовая помощь представляет собой выполнение отдельных процессуальных действий на основании запроса иностранного правоохранительного органа в соответствии с международным договором или принципом взаимности.
|
|
Таким образом, юридическим основанием оказания правовой помощи может быть либо международный договор, либо принцип взаимности.
Договорная регламентация правовой помощи по уголовным делам осуществляется на универсальном, региональном и локальном уровнях. Универсальные конвенции по борьбе с отдельными видами международных и транснациональных преступлений, как правило, всегда содержат положения, регулирующие этот вопрос. Что касается региональных договоров, для России наиболее значимыми здесь являются: Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г.; Минская конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г.
Кроме того, наша страна имеет двусторонние соглашения о взаимной правовой помощи по уголовным делам со многими государствами мирового сообщества.
Большое значение для унификации законодательства государств в области взаимного оказания правовой помощи имеет Типовой договор о взаимной правовой помощи, который был принят Генеральной Ассамблеей ООН в качестве рекомендации в 1990 г.
В случае если в отношениях между государствами отсутствует договорно-правовая основа оказания правовой помощи, она может быть оказана в порядке взаимности. Принцип взаимности, как правило, подтверждается письменным обязательством государственного органа (например, Верховного Суда РФ, МИД РФ и др.) оказать от имени Российской Федерации правовую помощь иностранному государству в производстве отдельных процессуальных действий.
Правовая помощь по уголовным делам включает в себя целый комплекс элементов, которые отдельно оговариваются при заключении договора.
Объем правовой помощи. В одних договорах четко очерчивается круг процессуальных действий, осуществляемых в порядке правовой помощи, но не ограничивается перечень уголовных дел, по которым такая помощь оказывается. В других объем процессуальных действий расширен за счет иных действий, связанных со сбором доказательств. Третьи соглашения ограничивают и объем правовой помощи, и перечень деяний, в связи с производством по которым она оказывается.
Типовой договор 1990 г. предусматривает стандартный объем правовой помощи, который может включать выполнение следующих процессуальных мероприятий:
- получение свидетельских показаний и заявлений от отдельных лиц либо содействие в предоставлении задержанных или других лиц для дачи свидетельских показаний (международные договоры РФ устанавливают правила в отношении вызова свидетеля, потерпевшего, эксперта, гражданского истца, гражданского ответчика, их представителей, находящихся за пределами территории России, для участия в уголовном судопроизводстве. Вызванные в Российскую Федерацию для допроса или производства с их участием других следственных действий свидетели, эксперты не могут быть независимо от своего гражданства привлечены на территории России к уголовной ответственности, взяты под стражу и подвергнуты наказанию за деяние, совершенное до пересечения Государственной границы РФ. Они не могут быть также привлечены к ответственности, взяты под стражу или подвергнуты наказанию в связи с их свидетельскими показаниями или заключениями в качестве экспертов в связи с уголовным делом, являющимся предметом разбирательства. Правовое положение иностранных свидетелей и экспертов определяется как УПК РФ, так и международными договорами РФ, которые устанавливают дополнительные гарантии прав этих субъектов российского уголовного судопроизводства);
- предоставление судебных документов (в соответствии с международными договорами в просьбе о вручении должны быть указаны точный адрес получателя и наименование вручаемого документа. Если указанный в просьбе о вручении адрес оказался неполным или неточным, запрашиваемое учреждение в соответствии с законодательством своего государства принимает меры для установления точного адреса. Вручение документов осуществляется в соответствии с правилами, действующими в запрашиваемом государстве. В тех случаях, когда документы составлены не на языке запрашиваемой стороны или не снабжены переводом, они вручаются получателю, если он согласен добровольно их принять. В случае непринятия такого документа вручение считается несостоявшимся);
- проведение розысков и арестов имущества (возможность производства обыска и выемок в порядке правовой помощи зафиксирована многими международными соглашениями РФ);
- обследование объектов и участков местности;
- предоставление информации и вещественных доказательств (международные договоры РФ закрепляют порядок и условия предоставления сведений о физических и юридических лицах, правда, объем предоставляемой информации неодинаков. Кроме того, договоры фиксируют меры по защите сведений о физических лицах);
- предоставление оригиналов или заверенных копий соответствующих документов и материалов.
Порядок взаимодействия российских правоохранительных органов с зарубежными учреждениями юстиции. В соответствии с ч. 3 ст. 453 УПК РФ запрос о производстве процессуальных действий направляется через:
- Верховный Суд РФ - по вопросам судебной деятельности Верховного Суда РФ;
- Министерство юстиции РФ - по вопросам, связанным с судебной деятельностью всех судов, за исключением Верховного Суда РФ;
- Министерство внутренних дел РФ, Федеральную службу безопасности РФ, Государственный комитет РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ - в отношении следственных действий, не требующих судебного решения или согласия прокурора;
- Генеральную прокуратуру РФ - в остальных случаях.
Помимо УПК вопросы взаимодействия с зарубежными правоохранительными органами регулируются в РФ и другими документами. Международные договоры, в которых участвует РФ, закрепляют несколько вариантов осуществления взаимодействия правоохранительных органов. Как правило, такое взаимодействие осуществляется через центральные правоохранительные органы, но могут быть и исключения. Например, некоторые договоры предусматривают единый для всех учреждений и всех категорий запросов порядок сношений - через Министерство иностранных дел, т.е. по дипломатическим каналам. Запросы об оказании правовой помощи могут также исполняться при посредничестве Интерпола или другой международной организации.
Международные договоры РФ устанавливают перечень реквизитов поручения о правовой помощи. В запросе должны содержаться: наименование органа, от которого исходит запрос; наименование и место нахождения органа, в который направляется запрос; наименование уголовного дела и характер запроса; данные о лицах, в отношении которых направляется запрос, включая данные о дате и месте их рождения, гражданстве, роде занятий, месте жительства или месте пребывания, а для юридических лиц - их наименование и место нахождения; изложение подлежащих выяснению обстоятельств, а также перечень запрашиваемых документов, вещественных и других доказательств; сведения о фактических обстоятельствах совершенного преступления, его квалификация, текст соответствующей статьи УК, а при необходимости также сведения о размере вреда, причиненного данным преступлением.
При составлении поручений используются государственные языки сторон, в отдельных случаях может быть предусмотрено использование нескольких языков. В договорах иногда содержится также указание на сроки исполнения поручения.
Отказ в правовой помощи. Исходя из особенностей национального законодательства и собственных интересов, государства в договорах об оказании правовой помощи предусматривают основания для отказа в ее исполнении. Следует различать общие и специальные основания отказа в правовой помощи.
Общие основания отказа относятся к любым действиям, в отношении которых поступила просьба о правовой помощи. Например, правовая помощь не оказывается, если ее оказание может нанести ущерб суверенитету или безопасности либо противоречит основным принципам законодательства запрашиваемой стороны; если просьба касается преступления, которое запрашиваемая сторона рассматривает в качестве политического преступления; если расследование связано с религиозной, национальной, расовой или групповой принадлежностью лица; если выполнение просьбы может нарушить международно-правовые принципы уголовного процесса.
Специальные основания отказа в правовой помощи относятся к конкретным процессуальным действиям, в отношении которых поступил запрос.
§ 6. Выдача (экстрадиция) преступников и передача
осужденных для отбывания наказания в государство
гражданства
В отечественной доктрине под выдачей (экстрадицией) понимается основанный на международных договорах и общепризнанных принципах международного права акт передачи обвиняемого или осужденного государством, на территории которого он находится, другому государству, чьи интересы затронуты или гражданином которого он является, для привлечения его к уголовной ответственности или для приведения в исполнение приговора.
В международном праве различают три вида выдачи: а) выдача для уголовного преследования; б) выдача для исполнения приговора; в) выдача на время.