Свиток первый Общие соображения

Среди бесчисленных существ, которые обязаны даром жизни Небу и Земле, человек -самое почтенное. А всё потому, что он - самое совершенное среди десяти тысяч существ и созданий. Родиться человеком - счастье несравненное. Но мы, люди, глупы и не знаем Пути человека: теряем сердце, дарованное нам Небом-Землёй при рождении, не шествуем верным Путём, блуждаем по дорогам кривым, днём и ночью истощаем своё сердце. Мало того: заботимся лишь о себе, другим не сочувствуем, о них не думаем, горестей чужих знать не хотим. И даже родным отцу с матерью не служим, сердцами с ними разнимся. Так и выходит, что долга человеческого не исполняем, с дороги сбиваемся, тело свое человеческое, драгоценное - не ценим, живём как птицы со зверями, вянем и гниём вместе с травами и деревьями, первозданного смысла не сберегая. А следовало бы укоренить в сердце слова Янь Чжи-туя: тело человеческое получить непросто и не дело употреблять его понапрасну1. А посему с младых лет должно приникать к учению мудрецов прошлого, взращивать в сердце человеколюбие, данное Небом-Землёй при рождении. Тем и себя будешь радовать, и людей, на которых свое человеколюбие употребишь.

Человеколюбие - в чем оно? Добрые дела, которые во множестве проистекают из сочувственного сердца, - это и есть человеколюбие. Человеколюбие - общее имя для добрых дел. Быть человеколюбивым - значит следовать за почтенным сердцем Неба-Земли. То есть это Путь, заповеданный мудрецами прошлого. Будешь шествовать этой дорогой - и себя, и других обрадуешь. Шествовать Путём человека - это и значит быть человеком. И тогда уже не посетят сожаления о зряшной жизни, о которой говорил Янь Чжи-туй.

Так устроена жизнь, что в человеческом сердце есть полученная от Неба-Земли изначальная сила-ки великой гармонии. Как травы с деревьями не могут остановиться в росте, так и в нашем сердце трудится небесный ткацкий станок, что не останавливаясь ткёт мягкое веселие. Это и называется радостью. В этом - корень жизни сердца, в этом и корень человеколюбия.

Не только мудрецы обладают радостью, все люди могут равно обрести её. Но не станешь учиться - не обретёшь. Не о том ли говорится в "Книге перемен": используешь каждый день, а не познал. Тот, кто отвлекается на собственные хотения, радость теряет. И лишь человеку мудрому она дана - он не отвлекается на хотения, и радость остается при нём. Но не только человек способен пребывать в радости - есть она и у птиц со зверями, и у трав с деревьями. Деревья и травы растут и разрастаются, цветы приносят плоды, птицы - щебечут, звери - резвятся, ястреб залетает под самое небо, рыба играет в глубине - так каждый обретает радость. И лишь человек из толпы радости не ведает и теряет ее, уступая в том птице и зверю.

В сердце человека есть изначальная радость, если он не отвлекается на хотения, во всяком времени он находит место - и всюду обретает радость. Он наслаждается радостью, струящейся из самого истока, и другой радости ему не надо. Пять органов - уши, глаза, рот, нос и тело - при встрече с внешним различают цвета, слышат голоса, ощущают

стр. 147

вкус, обоняют запахи, обретают движение. И если в этих пяти делах не желать лишнего и довольствоваться малым, то каждое движение принесёт радость. Но радость даёт не внешнее. При соприкосновении с ним ты одушевляешься его радостными силами, но исток радости берет начало в ином месте. Изначально живущая в сердце радость идёт на встречу со внешним помощником и взращивает эту нутряную радость. Вот прирожденно-данная человеку сила-ки. Она - основа человеческой жизни. Но если у человека нет питья, еды и одежды, то есть внешнего источника вскармливания радости, то голод и холод не дадут удержать прирожденное. Напитывание внешним помогает нутряной радости, находящиеся вне человека еда и одежда помогают взращиванию внутренней силы. Если есть нутряная радость, то тогда и сторонняя еда с питьём будут в помощь.

Велики дела Неба-Земли, творящиеся на твоих глазах днём и ночью. Ясный свет луны и солнца, чудные картины природы, меняющиеся вместе с четырьмя временами года, текучая переменчивость облаков на заре и на закате, основательность гор, струение рек, мягкий шелест ветра, благодатная свежесть дождя и росы, чистота снега, прелесть цветов, благоухание свежей травы, раскидистые деревья, неугомонность птиц, зверей, насекомых и рыб - во всем есть неостановимое движение жизни. Сумеешь тем наслаждаться - обретёшь и бесконечную радость. Обратишься к тому лицом - раскроется сердце, осветлятся чувства, сердце почувствует Путь и очистится от грязи. Это и называется - прикоснуться к Небу. При соприкосновении том сторонние встречи сделают тебя добросердечным. Так напитывание внешним взрастит нутряную радость.

Человек неученый не знает нутряной радости. Встреча с внешним опустошает его. Ни внутреннее, ни внешнее не удержатся в нём.

Мудрецы прежних времён частенько толковали о радости. Должно думать о том -отчего так, а не эдак, нужно понять - как тебе обрести эту радость? В "Книге ритуалов" говорится: если в сердце есть хоть малое затвердение и если радость хоть немного замутнена, то сердце станет дурным. Или: когда радость потеряна, сердце запятнается грязью. А потому всякий человек - умён он или глуп - должен стремиться обрести радость. Но не только мудрец способен к радости. Когда внутри тебя обретается радость, добродетельность-току омывает твое тело, сердце широко открывается - будто богатство входит в дом.

Благодаря милости Неба-Земли ты пребываешь человеком. Обретая почтенное сердце Неба-Земли, ты становишься человеком, обладающим сердцем. Следуя за почтенным сердцем Неба-Земли, сохраняя своё гуманное сердце, всегда пребывая в радости, с тщанием сохраняя в себе покой, любовное благотворение и глубокую сочувственность, жалея людей и одаривая их, ты творишь добро и обретаешь радость. Обличать людей с жаром, чтобы отвратить их от зла - да, такое бывает. Но всё-таки следует пребывать в радости и душевном покое, пестуя их. Но если стремиться лишь к одному покою и не думать о церемониальности, то всё придёт в беспорядок, а радость уйдёт.

Думай о горестях и бедах людских, отвратись от того, что может навредить людям. Всегда имей в сердце жалость, старайся помочь, заботься о том, чтобы не навредить людям и не заставить их страдать. Ты - радуешься, а люди - печалятся... Бойся гнева Небес! Радуйся вместе с другими, помни, что источник радости - это Небо, тогда и обретёшь истинную радость. А посему: следовать Путём Неба, творить Путь человека, радоваться самому и радовать других - это следует взять за обычай, творить добро и отвращаться от зла. Чтобы так стало, многого не надо: просто следуй Путем мудрецов древности и пойми их.

Ненавидеть людей и злобствовать, превозносить себя и поносить других, попрекать их малыми проступками и придираться к сказанному, вести себя без церемоний - так поступает человек ничтожный, который лишает себя радости. Тот же, кто обуздывает гнев и желания и расширяет свое сердце, тот, кто не тешит себя попрёками, - того называют человеком большим. Он поддерживает свою силу- ки в ладу и перед ним открывается радостный Путь.

Люди в этом мире часто творят неподобающее - таков закон бренного мира, и тут уж ничего не поделаешь. Глупец не слушает поучений, перед ним даже мудрец отступается.

стр. 148

А потому не стоит гневаться на глупца и напрасно травить себе душу. Если кому-то не повезло с самого рождения - это несчастье касается только его самого. Можно лишь ему посочувствовать. Так что нет смысла изводить себя гневом и упрёками. Глупо лишаться сердечной радости только из-за того, что кто-то нехорош.

Человек ничтожный творит дурное - да такое, что тебе и в голову не придёт. Он лишен сочувствия, его дела нехороши и кривы. Но так было всегда - даже в древности, и потому не стоит сердиться, гневаться и желать, чтобы человек из толпы был таким, а не эдаким.

Даже святые правители Яо и Шунь2 были не в силах сделать своих детей похожими на родителей. И если твои дети, младшие братья и другие родичи не слушают поучений, нет смысла растрачивать себя упреками и терять покой. Если встретишься с таким несчастным, который не под стать родителям, знай - на всё воля Неба, а потому не стоит ни самому печалиться, ни гневаться на такого человека и лишать себя радости.

Если нет в тебе сердца, то сколько ни смотри, ничего не увидишь. Перед взором твоим много радостного, но оно тебе не открыто. Не видишь ни весны, ни осени, смотришь на луну и цветы, но ничего не чувствуешь. Взглянешь в мудрую книгу, а она тебе не по душе. Истощаешь себя напрасными хотениями, изводишь себя, людей не любишь и заставляешь их страдать, творишь лишь низкое, растрачиваешь короткую жизнь на дни без смысла... Печально.

Осветлись сердечно, познай, как устроен этот мир, запасись сочувствием - вот тогда и узнаешь сердечную радость, а вместе с ней и то, что вне тебя. Тогда, прилепившись к четырём временам года, полюбишь деяния того Пути, за которым стоят Небо и Земля, Инь и Ян. И тогда увидишь и услышишь всю тьму существ и созданий - небесных и земных. Тогда возрадуются твои глаза и уши, сердце развеселится, радости твоей не будет конца, а ноги сами собой пустятся в пляс.

Человек бедный горюет и печалится о своей бедности, завидует богатому и знатному, и нет в нём радости. Человек богатый и знатный гордится и ленится, поступает по своему хотению, швыряется деньгами. Он хочет обрести радость, но желания разрушают его, он страдает сам, заставляет страдать и других. И знатный богач, и презренный бедняк ищут вовне, а не внутри - оттого и страдают, оттого и не радуются.

Главная радость - внутри, глаза и уши - помощники в обретении радости внешней. Если не гложут тебя желания, если чувствуешь ты красоту тьмы созданий небесных и земных, радости твоей не будет конца, днем и ночью пребудет она в изобилии перед глазами. Человек, который радуется такой красоте - хозяин гор и вод, луны и цветов. Он не станет просить у людей подаяния. Радость не продается за деньги, ни одной монетки не надо. Доверься сердцу, бери сколько хочешь - а она не кончается. Ты владеешь этим богатством, но никто на него не польстится - ведь у гор и вод, у ветра и луны никогда не было одного хозяина. Если узнаешь эту несравненную радость, равной которой больше нет ни на Небе, ни на Земле, то не станешь завидовать показному богатству и знатности -обретенная радость возносит над ними. Тот, кто этой радости не ведает, не видит и той обильной радости, которая всегда перед глазами. Человеку неотёсанному эта длящаяся радость немедленно причиняет мучения. Вот он видит еду лакомую, но несвежую и, поддаваясь искушению, набрасывается на нее, но потом ему становится дурно, мучения настигают его тело. Так что радость неотёсанного мужлана - это заблуждение, вред здоровью, мучение. Что до радости благородного мужа, то это безошибочное вскармливание сердца.

Если говорить о внешнем, то восхищаться луной и цветами, видеть горы и воды, воспевать ветер, завидовать птицам - эта радость настолько легка, что целый день наслаждения ею не приносит усталости, упреков людей, проклятий божеств. Эта радость доступна и нищему, не приносит она и бед. Человек богатый и знатный предаётся похвальбе и лени, и эта радость ему неведома. Человек бедный и низкий свободен от этих бед. И если воля жива в нём, он с лёгкостью обретает радость.

Благородный муж знает, что такое достаточность, которая не подвержена порче. Поэтому он сердечно богат, даже если он нищ телом. Так и говорится в старых писаниях: тот, кто знает достаточность, тот в сердце богат. Человек мелкий может быть богат, но сердце

стр. 149

его бедно. Его богатство подвержено тлену, насытиться он не может. А потому он знает только одну радость, он презирает бедность и все его помыслы направлены на то, чтобы богатеть. Старея, нужно думать о том, что не тлеет, знать меру и ценить бедность.

И муж благородный, и муж мелкий равно желают радости. Но понимают они её по-разному. В "Книге ритуалов" говорится: "Благородный муж следует по Пути и радуется; муж мелкий следует вслед за желаниями и радуется. Следуя по Пути, укорачиваешь желания и радость твоя беспримесна. Следуя за желаниями, забываешь о Пути, мысли твои туманятся, радости нет". Потому и радость мелкого мужа не подлинна, она непременно оборачивается мучениями.

Случаются ураганы, случаются и грозы, но это не значит, что Небо с Землёй потеряли свою мягкость. Человека постигают удары судьбы, но он не должен терять своей мягкой радости. Пусть ты идёшь ко дну, пусть тебя понизили в ранге, пусть мир отвернулся от тебя - отнесись с покорностью к воле Неба, смягчи и распахни своё сердце.

Песня бывшего государя Цутимикадо звучит так:

Этот мир

Обречён на бренность.

Но текут слезы мои,

Ибо не ведают -

Что, зачем, почему...3

В другой старой песне говорится:

Уж так устроено:

Бренные дела

Потрясают этот мир.

Так отчего пришла

Моя печаль безотчётная?

А ещё было сказано так:

Утешься:

Ведь жизнь такова.

И вспомни:

Тело твое пребывает

В бренном мире.

Живём мы в бренном мире, а потому в сердце копится неподходящее. Так уж устроен этот мир. Каким бы богатым и счастливым ни был человек, редко встретишь человека к тому же здорового, долгожительного, с благополучными родственниками, словом, пятисчастного - такого, у которого все дела шли бы по задуманному. Так устроен мир, и только глупец сокрушается по поводу его переменчивости.

Если поймёшь, как устроен мир, радость пребудет с тобой и не станешь желать ничего, что вне тебя. И в бедности, и в беде - в любом времени найдёшь себе место и не останешься без радости. В сидении есть своя радость, а в стоянии - своя. Идти, лежать, пить-есть, видеть, слышать, говорить - во всём обнаружишь радость. Ведь радость изначально рождается в сердце, тело снабжено ею. Но мало людей, которые знают, как пользоваться радостью. Если не ведаешь, как устроен мир, радость тебе не откроется, если обуян желаниями, радости лишаешься.

Если располагаешь досугом, успокой и утиши своё сердце, растяни свои дни, прекрати суетиться. В особенности это справедливо для стариков, у которых жизни осталось мало и время для них бежит всё быстрее. Жалея об уходящем времени, им пристало растягивать день - в десять, месяц - в год, год - в десять, и радоваться тому. Не пристало им напрасно проживать дни и месяцы, а потом сожалеть о том.

С весны до конца года время летит, как стрела из лука, и не остановить его. И время, и год - из той же быстрой породы. Потому и говорят: время летит стрелой, как лунно-солнечный свет. С приближением старости годы бегут всё быстрее. Не успел оглянуть-

стр. 150

ся - а тебе уже пятьдесят минуло. А если уж после первых пятидесяти лет прожил ещё пятьдесят и достигнул ста, годы полетят ещё быстрее к самому своему концу. А потому оставшуюся малость лучше прожить, пребывая в радости. И уж совсем глупо проводить время в стенаниях, печалях и горестях. Каждый год расцветает цветок - каждый год он похож на себя самого. Но человек меняется с каждым годом. Старость копится, и даже в течении одного года человек становится всё дряхлее. Не стоит сетовать, что сегодня ты не таков, как вчера, а завтра станешь не таким, как сегодня. Если поймёшь это, то не станешь клясть судьбу, а станешь беречь своё время и не проведёшь ни дня в бессмыслии. На закате дня не проси рассвета. Лучше в середине каждого дня подумай, как проведёшь его остаток.

Редкий человек понимает, чем он может довольствоваться, и со смирением принимает данную ему долю. Но радость теряется, если хочешь получить больше того, что тебе отпущено. Познай свою долю и живи с этим. Если познал долю, тогда и бедность станет в радость. Если же доли не знаешь, тогда и любым богатством не насытишься, не будет оно в радость. Такой богач хуже нищего, который познал свой удел. Богатство и бедность равнодушны к уму или глупости, ибо даются с рождением. Как говорится в старом стихотворении: волу в поле объедков не достанется, а амбарная мышь зерном балуется. Умный, а бедный, плохой сын - а богач... Таких людей немало, такая доля досталась им от рождения, и к ней следует отнестись со смирением, ничего сверх того не искать. Тот же, кто этого ищет, полон стенаниями, радости лишён, и его беды - из этого корня. Такого человека только глупцом и назвать можно. На самом деле сколько угодно людей, которые несчастнее тебя. Посмотри на человека, который ниже тебя, но зато знает, как довольствоваться малым. Он смиренно относится к своей доле, не желает лишнего, не клянет судьбу, пребывает в радости, и бед у него нет. И даже последнему нищему нет смысла гневаться на Небо и упрекать других - пусть познает свою долю и смирится с ней.

В этом мире полным-полно людей, которые хоть и родились человеками, а всё равно пребывают в голоде и холоде. Следует пожалеть их в их несчастье. Если у тебя есть лишнее, поделись с бедными - и сам возрадуешься, и их обрадуешь. Высшая радость в мире людей - наслаждение добром, которое принёс другим. Тот, кто высокомерно употребляет своё богатство на ненужное - творит никчёмное и достоин осуждения. Если задуматься хорошенько, поймёшь: этот человек лишает себя истинной радости. Пусть лучше гордится богач тем, что у него достаточно добра, чтобы каждый день употреблять его на прокорм тысяч людей. Для того же, чтобы накормить сто человек, таких средств не нужно, дело это делается с лёгкостью, а прок всё равно велик. Пусть ты и не богач, но если обладаешь любящим сердцем, то будет тебе легко оказать милость голодным и холодным, что оказались рядом. Богатому и знатному весьма просто накормить многих голодных. Следует стыдиться, если нет такого желания - не отговаривайся тем, что у тебя самого богатства мало.

Богач с лёгкостью впадает в высокомерие и лень, обрести радость ему трудно. В бедняке лени нет, прозреть ему легко. Богач плутает в пустой суете этого мира, книг не читает, не умеет радоваться Пути. Поэтому именно богача следует счесть человеком несчастным - ведь он не может обрести настоящую радость. Верно говорится в прежних писаниях: бедняк лучше богача, а чтение - радость нищего. Пусть люди, мне подобные, глупы и бедны, пусть мы ничтожнее пылинки, но не променяем радость чтения и благородство Пути ни на какие богатства.

Жизнь коротка, длить вечно её невозможно. Береги тот внутренний свет, что дан тебе в короткой жизни, дни и месяцы проводи в радости. Никогда не твори дел бессмысленных и недостойных, не живи в пустоте и без радости. Сетовать и мучиться, гневаться и печалиться, лишаясь радости, - что может быть глупее? Проводить впустую время в безделии и без радости - хоть тысячу лет проживи, всё равно никакого толку не будет.

Был ребёнком - стал взрослым, потом стариком, одряхлел, смерть уже близко... Хоть сто лет прожил, а всё равно эти дни коротки. Ты в этом мире - только странник, забредший сюда на время. Хорошо сказал Су Дун-по: "Год - длиною в сон, ты же - лишь в гостях у века"4. Наш век краток, а потому не стоит делать дела бесполезные, терять дни и встречать

стр. 151

смерть без достойных дел, которых не сделал по недомыслию. Жалей своё время, твори полезное, делай доброе, пребывая в радости, - тогда твоя жизнь в этом мире будет иметь оправдание.

Если в сердце укоренилась жалость, если любишь добро, а в сердце твоём - мир и покой, значит, ты сочувствуешь разным созданиям, любишь людей и обладаешь таким душевным ласковым ладом, который позволяет считать твоими близкими даже травы с деревьями.

Всегда помни, что твой дух должен пребывать в спокойствии и несуетности - словно вода, налитая в сосуд. Эта вода тиха и не рвётся наружу. Даже когда спешишь и торопишься, следует унять сердце, успокоить дух, и тогда радость останется с тобой. Даже когда дел много, следует утишить сердце. Если не сделать этого, непременно натворишь неподобающих дел. Даже если кто-то говорит тебе слова злые и грубые, не сердись, не отвечай гневливо, не пучь глаза и не принимай вид непотребный - радость тебя покинет. Твой дух должен постоянно пребывать в спокойствии и несуетности.

В стихах Бо Цзюй-и5 говорится, что есть искусство продления лет: если сердце покойно, жизнь продлится. Ещё он сказал, что для человека несуетливого дни и месяцы тянутся дольше. В стихах же Су Дун-по сказано так: если усядешься бездельно и тихо, то день обернётся двумя, а если принять жизнь человеческую за семьдесят лет, то тогда она вытянется до ста сорока лет - так получается, что утишенное сердце делает твои дни длиннее. В несуетности много радости. Человек же занятой всегда должен выискивать время, чтобы напитать своё сердце. Если же сердце неспокойно, радости не обрести. Но следует помнить и то, что когда постоянно предаешься праздности, начинаешь ненавидеть всякое движение, а это уже не соотносится с истинным Путём.

Смягчить сердце, расслабить тело, усесться в одиночестве - это тоже радости бедняка. И это намного лучше, чем любовь к шумным застольям и общение с многочисленными друзьями. Согласись: ведь хорошо, если тебя не посетит гость, далёкий от учёности. Противно, когда к тебе надолго заявляется человек без всяких понятий - только потому, что у него выдалось время, которое ему некуда девать. Но было бы всё равно бездушным встречать его холодным взглядом - о вежливости забывать нельзя.

Скажу о том, что называют "чистым счастьем". Прилепившемуся к радости следует непременно знать о нём. Простой человек о таком счастье не ведает - оно доступно лишь человеку учёному. Даже если человек обладает чистым счастьем и если счастье его действительно велико, редко кто знает о нём. Это похоже на человека, который оказывается на горе сокровищ, но не знает, что стоит на драгоценностях, а потому возвращается домой с пустыми руками. Чистого счастья не бывает у богача, который пребывает в радости своего высокомерия. Пусть никто не ценит бедняка, но он-то пребывает в мягкости и покое, сердце его свободно от сетований - именно он и обладает счастьем чистым. У него есть досуг, он безмятежно предаётся чтению, он радуется Пути древних - это и есть чистое счастье, великая радость. Его сердце обладает утончённостью, он читает старые книги, распевает стихи, любуется луной и цветами, наслаждается горами и водами, радуется чудными видами и разноцветьем, меняющимися вместе с четырьмя временами года. Он беден, но не жалуется на холод и голод, он привык к скромной пище, и она приятна ему на вкус - он не завидует тучному и пышному, ведь постное и лёгкое лучше пестует тело. Полотняного платье и бумажного одеяла достаточно, чтобы защитить от умеренного холода. Живёшь в заброшенной хижине, увитой хмелем, - и не жалуешься на дождь или ветер. Если посчастливилось собрать много книг на полке, то как можно назвать тебя бедняком? Ведь у тебя настоящее богатство, которое не променяешь на корзину со златом. Разговаривать с добрым другом о Пути, вместе с ним радоваться луне и цветам, пребывать в прославленных местах и чудных пределах, наслаждаться там непревзойденными видами - вот это и называется чистым счастьем. Если удалось тебе заполучить его - знай огромность этого счастья, которому не бывать у спесивого богача.

Чистое счастье - это праздное время и умиротворение в теле, это отсутствие жалоб, несмотря на бедность. Для чтения и следования древним Путём всякое место годится. Радость от гор и вод, от луны и цветов - выше, чем радость от имущества и богатства.

стр. 152

Расположиться покойно в уединенном жилище, читать книги и радоваться Пути, беседовать с добрым другом о нём, вместе в ним наслаждаться ветром и луной - высшая радость, чистое счастье.

Редкая жизнь бывает покойной и праздной. С древности и до наших дней людей богатых и знатных всегда бывало немало, но мало таких, кому доступна постоянная радость -только тому, кто спокоен в сердце своём и не предаётся горьким сетованиям, кто обладает праздностью и у кого покой разлит в теле. Такого чистого счастья никогда не достичь знатному богачу. Глупец же таков: у него есть всё для чистого счастья, но радоваться ему он не умеет. Есть и такие: про чистое счастье знает, а в теле у него его нет, вот он и не радуется. Мало людей, которым доступно чистое счастье, - а всё оттого, что Небо дарует его с большим разбором. Так что люди, понимающие радость чистого счастья и одновременно обладающие им, обладают счастьем редкостным. Рождение под Небом не требует лишнего. А иначе красивые цветы принесут гнилые плоды. Человек, который обладает чистым счастьем, не должен желать знатности и богатства. Тот, кто желает сразу всего, впадает в алчность и идёт против воли Неба. Если ты уже обладаешь радостью, но желаешь большего, мечтаешь о богатстве и не довольствуешься малым - значит, ты не знаешь своей доли и забываешь о радости. Глупо.

Странствия в других землях, наслаждение, которое испытываешь в местах достопримечательных и в тех чудных пределах, где явлена красота гор и вод, помогает в обретении добросердечия и очищении от грязи, в воспитании добродетельности и углублении мудрости. Отправляясь в неведомые земли, обозревая новые горы и реки, радуя глаз, разговаривая с селянами, узнавая про местные обыкновения, бродя у подножия далёко упрятанных гор, ты, который всегда любил горы и столь часто видел их свежую зелень во сне, невольно затаиваешь дыхание и забываешь дорогу обратно. Открывающиеся твоему взору побережье и дальние горы делают тебя богаче князя, владеющего десятью тысячами дворов. Видя славные и необычайные местные изделия, пробуя тамошнюю удивительную еду, ты тешишь своё сердце. Знакомство с чудесными землями - это услада не только глаз и ушей. Сколько бы лет ни прошло, увиденное и услышанное будет помниться до самой старости, сохраняться в памяти и радовать тебя. Так то диковинное, что есть в этом мире, запечатлевается в душе.

Сдержанность... Есть много того, что ты принуждён терпеть, не обнаруживая гнева и желаний. Следует проявлять воздержанность в пяти вещах, которые любит и желает наше тело: вине, еде, звуке, цвете, богатстве. Не следовать хотениям, содержать тело в скромности, не желать богатства, терпеть бедность и при этом не мучиться - это и есть сдержанность. Даже если кто-то ведёт себя с тобой без любви и вежливости - думай, что это ему так и положено, не обнаруживай ни злобы, ни ненависти, сдерживай себя. Если сумеешь обуздать гнев и желания, сердце расстелится-подобреет, тело размягчится, другому зла не сделаешь, стыда не испытаешь, мучений не узнаешь, угрызения совести не станут мучить тебя, несчастий не случится. Из одной сдержанности вырастает много доброго. Если же сдержанности нет, случится много дурного. Поэтому-то в старых писаниях и говорится: сдержанность - всего основа. Сдержанность - большая подмога в обретении радости.

Вино - это чудный дар Неба. Если выпить немного, сердце твое раскроется, печали уйдут, дух воспарит, придёт бодрость, кровь побежит веселее. Ты сможешь разделить веселье с людьми, и будет тебе в том большая подмога в радости. Но если выпьешь чересчур и напьёшься допьяна, то станешь в чужих глазах ужасен: заговоришь много и путано, вид твой станет неряшлив, а сердце - возбудится. Словом, станешь похож на сумасшедшего. В древности люди удачно говорили об этом, как о "сумасшедшей радости". Кроме того, заболеешь неизлечимыми недугами, и случатся с тобой ужасные несчастья. Если не предупреждать с самого детства о вреде чрезмерного пития, то человек пристрастится к винопитию, и оно превратится в дурную привычку, что весьма прискорбно. Как говорили древние: вино - цеди понемногу, цветы - любуйся распустившимися наполовину. В общем, когда выпиваешь, то знай меру, тогда и пребудешь в радости. Пить вволю - призывать беду. Получить небесный дар радости и превратить его в радость сумасшедшего, ввергнуться в беды и горести - что может быть ужаснее?

стр. 153

Древняя музыка и песни отличаются красотой. Если исполнять их с душой и удовольствием, тоска рассеется, и будут они подспорьем в напитывании силы- ки. Люди прежних времен пели и танцевали, разгоняя кровь по жилам. Так что музыка и песни - это искусство радовать сердце и вскармливать силу-кн.

Единственное дело самурая - воспитание мужества и бесстрашия. Мужество не проявляют напоказ, оно должно быть заключено внутри. Следует всегда пребывать в мягкости и радости, согревать людей своей добротой. Мужество окутывает Поднебесную, но она защищена вовсе не смелостью - так сказано в "Беседах школы Конфуция"6. Бесстрашие похоже на боязливость. Большое мужество - сродни боязливости. Это означает, что мужество не выставляется напоказ. Если выказывать вежливость, быть мягким и податливым -людей не обидишь. Чтобы не обидеть их, нужно, чтобы твои речи и вид не были грозны. А иначе лишишься мягкости и радости. Настоящее мужество не запечатлено на грозном лице, напротив - оно должно быть добрым. Чжан Лян7 обладал действительно великим мужеством, но обликом был как женщина, а нравом - податлив, мягок и тих. Обуздать желания, познать долг и исполнять его, быть беззаветно верным - вот настоящее мужество. Человек поистине мужественный - всегдашний обладатель мягкой радости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: