Шумовое загрязнение – это превышение естественного уровня шума и ненормальное изменение шумовых характеристик (периодичности, силы звука и т. д.) на рабочих местах, в населённых пунктах и других местах вследствие работы транспорта, промышленных устройств, бытовых приборов и др. Главным источником шумового загрязнения городской территории являются транспортные потоки. Представление о размещении источников шума, его уровне и распространении в городе даёт шумовая карта. По ней можно судить о состоянии шумового режима улиц, микрорайонов, всей городской территории. Карта шума города даёт возможность регулировать уровень шума на жилой территории города, а также служит основой для разработки мер защиты.
Исходным параметром для расчета эквивалентного уровня звука, создаваемого в какой-либо точке на территории города потоком средств автомобильного транспорта (включая автобусы и троллейбусы), является шумовая характеристика потока LAэкв. в дБА, определяемая по ГОСТу 20444-85 на расстоянии 7,5 м от оси ближней полосы движения транспорта:
|
|
,
где Q - интенсивность движения, ед./ч;
V - средняя скорость потока, км/ч;
r - доля средств грузового и общественного транспорта в потоке, %, (к грузовым относятся автомобили грузоподъемностью 1,5 т и более);
ΔLA1 - поправка, учитывающая вид покрытия проезжей части улицы или дороги, дБА, (при асфальтобетонном покрытии ΔLA1 = 0, при цементобетонном покрытии ΔLA1 = +3 дБА);
ΔLA2 - поправка, учитывающая продольный уклон улицы или дороги, дБА, определяемая по таблице.
Таблица 19 – Поправка ΔLA2, учитывающая продольный уклон
улицы или дороги
Продольный уклон улицы или дороги, % | ΔLA2, дБА | ||||
Доля средств грузового и общественного транспорта в потоке, % | |||||
0,5 | 1,5 | 1,5 | |||
1,5 | 2,5 | 2,5 | |||
2,5 | 3,5 | ||||
1,5 | 3,5 | 4,5 | 5,5 | 6,5 | |
4,5 |
Для дневного времени расчет следует проводить, исходя из средней часовой интенсивности движения Q в течение 4-х часового периода с наибольшей интенсивностью движения транспорта.
Ожидаемый эквивалентный уровень звука LAэкв.тер.2, дБА, создаваемый потоком средств автомобильного транспорта в расчетной точке, определяется по формуле
,
где ΔLA3 - снижение уровня шума в зависимости от расстояния от оси ближайшей полосы движения транспорта до расчетной точки, дБА, определяемое по рисунку 1;
ΔLA4 - поправка, учитывающая влияние отраженного звука, дБА, определяемая по таблице 5 в зависимости от отношения hр.т./В, где hр.т. - высота расчетной точки над поверхностью территории; в общем случае высота расчетной точки принимается hp.т. = 12 м;
|
|
В - ширина улицы (между фасадами зданий), м.
Для определения уровня шума в расчётной точке от двух или более транспортных магистралей шумовую характеристику потоков средств автомобильного транспорта LAэкв. и эквивалентный уровень звука у фасада здания LAэкв.тер.2 следует определять раздельно для каждой магистрали. Полученные при этом эквивалентные уровни звука в расчётной точке должны быть просуммированы по энергии:
.
Шумовую характеристику потоков средств автомобильного транспорта и эквивалентный уровень звука у фасада здания при размещении между полосами проезжей части разных направлений движения бульваров и пешеходных аллей также следует определять раздельно для каждого направления движения.
Расстояние от проезжей части улицы или от трамвайного пути
Рисунок 1 – Снижение уровня звука с расстоянием
1 - улица, 2 полосы движения; 2 - улица, 4 полосы движения; 3 - улица, 6 полос движения; 4 - улица, 8 полос движения; 5 - трамвай (LAэкв.), 6 - трамвай (LAмакс.)
Таблица 20 – Поправка ΔLA4, учитывающая влияние отражённого звука
Тип застройки | Односторонняя | Двусторонняя | ||||
отношение hр.т./В | ||||||
0,05 | 0,25 | 0,4 | 0,55 | 0,7 | ||
ΔLA4, дБА | 1,5 | 1,5 | 2,0 | 2,5 | 3,0 | 3,5 |
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое шумовое загрязнение?
2. Что такое шумовая карта?
3. Как рассчитывается шумовая характеристика транспортного потока?
4. Как рассчитывается ожидаемый эквивалентный уровень звука в расчётной точке?
5. Как суммируются эквивалентные уровни звука от разных источников?