Теоретическая часть. Шумовое загрязнение – это превышение естественного уровня шума и ненормальное изменение шумовых характеристик (периодичности

Шумовое загрязнение – это превышение естественного уровня шума и ненормальное изменение шумовых характеристик (периодичности, силы звука и т. д.) на рабочих местах, в населённых пунктах и других местах вследствие работы транспорта, промышленных устройств, бытовых приборов и др. Главным источником шумового загрязнения городской территории являются транспортные потоки. Представление о размещении источников шума, его уровне и распространении в городе даёт шумовая карта. По ней можно судить о состоянии шумового режима улиц, микрорайонов, всей городской территории. Карта шума города даёт возможность регулировать уровень шума на жилой территории города, а также служит основой для разработки мер защиты.

Исходным параметром для расчета эквивалентного уровня звука, создаваемого в какой-либо точке на территории города потоком средств автомобильного транспорта (включая автобусы и троллейбусы), является шумовая характеристика потока LAэкв. в дБА, определяемая по ГОСТу 20444-85 на расстоянии 7,5 м от оси ближней полосы движения транспорта:

,

где Q - интенсивность движения, ед./ч;

V - средняя скорость потока, км/ч;

r - доля средств грузового и общественного транспорта в потоке, %, (к грузовым относятся автомобили грузоподъемностью 1,5 т и более);

ΔLA1 - поправка, учитывающая вид покрытия проезжей части улицы или дороги, дБА, (при асфальтобетонном покрытии ΔLA1 = 0, при цементобетонном покрытии ΔLA1 = +3 дБА);

ΔLA2 - поправка, учитывающая продольный уклон улицы или дороги, дБА, определяемая по таблице.

Таблица 19 – Поправка ΔLA2, учитывающая продольный уклон

улицы или дороги

Продольный уклон улицы или дороги, % ΔLA2, дБА
Доля средств грузового и общественного транспорта в потоке, %
         
  0,5     1,5 1,5
    1,5 2,5 2,5  
    2,5 3,5    
  1,5 3,5 4,5 5,5 6,5
    4,5      

Для дневного времени расчет следует проводить, исходя из средней часовой интенсивности движения Q в течение 4-х часового периода с наибольшей интенсивностью движения транспорта.

Ожидаемый эквивалентный уровень звука LAэкв.тер.2, дБА, создаваемый потоком средств автомобильного транспорта в расчетной точке, определяется по формуле

,

где ΔLA3 - снижение уровня шума в зависимости от расстояния от оси ближайшей полосы движения транспорта до расчетной точки, дБА, определяемое по рисунку 1;

ΔLA4 - поправка, учитывающая влияние отраженного звука, дБА, определяемая по таблице 5 в зависимости от отношения hр.т./В, где hр.т. - высота расчетной точки над поверхностью территории; в общем случае высота расчетной точки принимается hp.т. = 12 м;

В - ширина улицы (между фасадами зданий), м.

Для определения уровня шума в расчётной точке от двух или более транспортных магистралей шумовую характеристику потоков средств автомобильного транспорта LAэкв. и эквивалентный уровень звука у фасада здания LAэкв.тер.2 следует определять раздельно для каждой магистрали. Полученные при этом эквивалентные уровни звука в расчётной точке должны быть просуммированы по энергии:

.

Шумовую характеристику потоков средств автомобильного транспорта и эквивалентный уровень звука у фасада здания при размещении между полосами проезжей части разных направлений движения бульваров и пешеходных аллей также следует определять раздельно для каждого направления движения.

Расстояние от проезжей части улицы или от трамвайного пути

Рисунок 1 – Снижение уровня звука с расстоянием

1 - улица, 2 полосы движения; 2 - улица, 4 полосы движения; 3 - улица, 6 полос движения; 4 - улица, 8 полос движения; 5 - трамвай (LAэкв.), 6 - трамвай (LAмакс.)

Таблица 20 – Поправка ΔLA4, учитывающая влияние отражённого звука

Тип застройки Односторонняя Двусторонняя
отношение hр.т./В
0,05 0,25 0,4 0,55 0,7
ΔLA4, дБА 1,5 1,5 2,0 2,5 3,0 3,5

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое шумовое загрязнение?

2. Что такое шумовая карта?

3. Как рассчитывается шумовая характеристика транспортного потока?

4. Как рассчитывается ожидаемый эквивалентный уровень звука в расчётной точке?

5. Как суммируются эквивалентные уровни звука от разных источников?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: