Анализ данных проводят по следующим критериям:
1. Отношение детей к процессу деятельности и ее результату.
2. Отношение к деятельности сверстников (указания на недостатки, предложение оказать помощь, обращение за помощью к партнеру, поощрение сверстника и т. д.).
3. Наличие конфликтных ситуаций, причины и способы их разрешения. На основании сравнения результатов по двум сериям устанавливают влияние разных по социальной значимости мотивов на деятельность детей.
Изучение мотивов взаимодействия со взрослыми6
Проведение исследования
Необходимо сконструировать «телевизор» в виде ширмы с раздвигающимися занавесками и «панель управления».
Исследование проводится индивидуально с детьми 2-7 лет. Ребенка приглашают в отдельную комнату поиграть в «телевизор». На «панели» расположено 5 кнопок, обозначающих различные варианты взаимодействия со взрослым. Ребенок может сам «включать» наиболее интересную для него «программу». Ему предлагаются следующие варианты:
|
|
□ посмотреть на заводную игрушку (которая появится на «экране»);
□ посмотреть на взрослого (который улыбнется и, протянув руку из «экрана», погладит ребенка);
□ поиграть вместе со взрослым в игрушку (которую взрослый выкатит из-за «экрана»);
□ прослушать сказку, которую расскажет появляющийся на «экране» взрослый;
□ побеседовать со взрослым на одну из предложенных тем, касающихся самого ребенка и его жизни.
Обработка и интерпретация результатов
В соответствии с выказанным ребенком предпочтением экспериментатор делает выводы о ведущих мотивах взаимодействия со взрослыми, а именно: получение новых впечатлений, ласка взрослого, совместная игра, слушание сказки, беседы наличные темы.
Методика А. В. Запорожца4
Методика А. В. Запорожца направлена на выявление уровня развития Целенаправленных волевых действий, содержание нравственных мотивов Поведения, соподчинение мотивов.