(Интерпретационные возможности приводятся в последовательности убывания количества совпадающих объяснений (табл. 7.15—7.21):
Принц, принцесса {р = 0,80):
а) потребность вызывать восхищение, быть центром;
б) стремление к богатству, роскоши, изобилию;
в) потребность быть благородным, отзывчивым;
г) потребность главенствовать, управлять другими (отвергается как «плохое» качество).
Король, королева (р ~ 0,69):
а) потребность главенствовать, организовывать, управлять другими, контролировать, вмешиваться (доминантная, частично агрессивная позиция):
б) потребность помогать, защищать других;
в) потребность красоваться, вызывать восхищение, быть центром внимания (экспозиционная или эксгибиционная позиция; отвергается из-за «плохих» качеств).
Волшебник (р = -0,46):
а) стремление к власти, силе;
б) потребность в творчестве, изобретательности, активности;
в) потребность оказывать помощь, защищать других (протективная позиция);
г) стремление к богатству, изобилию (отвергается из-за «плохих» качеств, противного внешнего вида, ненависти людей — потребность в аффиляции).
Дракон (р = —0,82) отвергается из-за жестокости, агрессивности, безобразного вида, выбор дракона является индикатором неприспособленности, агрессивности или других нарушений.
Варианты ответов: «Перевернула бы весь мир наизнанку», «Превратила бы человека в камень», «Чтобы люди не ссорились», «Чтобы я не носила очки», «Чтобы никто не умирал».
Таблица 7.15. Что бы ты сделал? (абсолютная частота)
|
Таблица 7.16. Что бы ты сделал у себя дома? (абсолютная частота)
|
На дополнительные вопросы чаще всего выбирают: Для мамы:
□ предметы одежды......................................... 35,5%
□ коммунальное оборудование....................... 20,4%
□ меньше работы по дому (красоту, здоровье) Для папы:
□ предметы одежды........................................ 29,0%
□ машину......................................................... 26,9%
□ меньше работы, высокую зарплату, чтобы раньше возвращался домой с работы (!), чтобы был моложе.
Признак нарушения (если это не противоречит основаниям выбора) — ответ «не знаю», или индифферентный, или отрицательный ответ «ничего».
Если ребенок перечисляет «подарки», то можно сказать: «хорошо, все это полезные вещи, но ты всемогущий волшебник, можешь пожелать не только вещи» — иногда удается получить ценную информацию. Оптимальным является клише: «...хорошо, а что еще?».
Таблица 7.17. Что бы ты сделал ты в школе?
|
Отрицательная позиция по отношению к школе имелась у 18% детей. Коэффициент стереотипности достаточно высок.
На дополнительные вопросы дети чаще выбирают для учителя:
предметы одежды............................................................................................ 20,4%
другие подарки............................................................................................. 20,4%
чтобы учителя не огорчали........................................................................... 12,9%
чтобы учитель был: добрым, справедливым, лучше объяснял материал... 4,3%
Таблица 7.18. Позиция к учителю
|
Очевиден «скачок» между 10-ю и 12-ю годами: эта тенденция соответствует онтогенезу и видна по другим позициям.
Хотел бы превратиться в...?
Животное.................................. 35,5%
Сказочный герой.................... 23,7%
Другой человек....................... 16,1%
Литературный герой............. 3,2%
Предмет..................................... 3,2%
Остаться самим собой......... 3,2%
Не знаю..................................... 16,1%
Коэффициент стереотипности низок.
Таблица 7.19. В какое животное ты бы хотел превратиться?
|
Далее: слон, олень, медведь, тигр, ящерица, аист, фазан, жираф, карп, анаконда, змея. Коэффициент стереотипности исключительно низкий. Ответы «не знаю» практически отсутствуют.
Таблица 7.20. Каким бы животным ты не хотел быть? (спонтанная идентификация)
|
Далее следуют: лев, обезьяна, волк, лиса, крокодил, орел, муха, насекомое, бегемот.
Двенадцать идентификаций было отобрано по результатам предварительного опыта с 27 животными. Вынужденный выбор с большим числом животных уменьшает риск поверхностной, случайной ассоциации при спонтанном выборе и позволяет вызвать много дифференцированных позиций. С помощью таких выборов и их обоснований ребенок косвенно описывает черты собственной личности.
Положительный выбор мелких животных (мышь, червяк, змея), если это не противоречит обоснованиям выбора, является признаком нарушения или неприспособленности, неприспособляемости.
«Характеристики» животных
Кошка (р = 0,53):
а) потребность быть полезным, помогать другим;
б) потребность быть привлекательным, прелестным, красивым;
Таблица 7.21. Категории животных по индексу полярности
|
в) потребность быть любимым, потребность в ласке, в защите;
г) потребность в безопасности, доме, удобстве;
д) потребность в физической проворности, ловкости.
Отказ из-за агрессивности, льстивости, стремление избежать агрессивности: «люди ее мучают и обижают».
Онтогенетический профиль индекса полярности:
Девочки, лет | Мальчики, лет | Всего | ||||
Девочки Мальчики | ||||||
0,75 | 0,86 | 0,80 | 0,25 | 0,50 | 0,00 | 0,80 0,32 |
Идентификация с кошкой согласно выбора девочек является исключительно положительной, для мальчиков — умеренно положительной (для 12-тилетних даже амбивалентной: идентифицируют ее как вредное животное: «ловит птиц», «подлиза», «агрессивная»).
Лев (р = 0,01). Доминантная позиция, стремление к власти, управлению, потребность в социальной значимости (престиж, авторитет), потребность в силе:
а) агрессивная позиция, потребность нападать, уязвлять;
б) потребность в свободе, независимости;
в) желание быть красивым, вызывать восхищение.
Отказ из-за агрессивности, из-за того, что сидит в клетке (потребность в свободе).
Онтогенетический профиль индексов полярности:
Девочки, лет | Мальчики, лет | Всего | ||||
Девочки Мальчики | ||||||
-0,63- | -0,29 | -0,20 | 0,30 | 0,50 | 0,08 | -0,40 0,29 |
В мотивации идентификации преобладают: агрессивность, доминантность, автономность, частично агрессивность, физическая сила.
Маленький козленок, олененок (р — 9,40):
а) потребность в красивом внешнем виде, быть прелестным;
б) потребность в уверенности, безопасности, материнской защите;
в) потребность в свободе.
Отвергается из-за беззащитности, уязвимости, пугливости, трусливости. Онтогенетический профиль полярности:
Девочки, лет | Мальчики, лет | Всего | |||||
Девочки | Мальчики | ||||||
0,50 | 0,71 | 0,60 | 0,50 | 0,17 | 0,08 | 0,60 | 0,25 |
Змея (р =0,78): потребность в значительной агрессивности или ответная или резко оборонительная позиция. Отвергается из-за агрессивности, коварства, неприязни, из-за беззащитности, уязвимости, медлительности, брезгливости. Онтогенетический профиль индекса полярности:
|
Орел (р = 0,29):
а) потребность в свободе, «взлете»;
б) потребность быть полезным, признания, исключительности (царь птиц);
в) потребность в доминировании (царь птиц);
г) частично агрессивная и защитная позиция.
Отвергается из-за агрессивности, жестокости, уязвимости, мрачности. Онтогенетический профиль индекса полярности: Мотивировка выбора: «свобода» — 5% девочек, 30% мальчиков; агрессивность — 0% девочек, 4% мальчиков.
Девочки, лет | Мальчики, лет | Всего | |||||
Девочки | Мальчики | ||||||
-0,63 | -0,86 | 0,00 | -0,38 | -0,26 | -0,33 | -0,55 | -0,32 |
Мышь (р = -0,94) выбирается лишь в исключительных случаях (педантичная позиция). Отвергается из-за отсутствия достаточной безопасности, защиты, уверенности, из-за опасности, вредности, гадкого внешнего вида, презрения к другим (вызывает чувство брезгливости, омерзения).
Идентификация с мышью является ненормальной, обоснования выбора содержат также признаки общей неприспосабливаемости, нарушения социализации.
Обезьяна (р = 0,68):
а) потребность в физической ловкости, физическом совершенстве, радости движения, игривости, активности;
б) потребность в лакомствах, сладостях;
в) клоунская позиция, потребность быть на виду, вызывать удивление;
г) потребность быть ум^ым, изобретательным;
д) потребность быть милым, привлекательным. Отвергается из-за «визгливости», «потому что обезьяна». Онтогенетический профиль индекса полярности:
Девочки, лет | Мальчики, лет | Всего | |||||
Девочки | Мальчики | ||||||
0,86 | 0,43 | 0,80 | 0,75 | 0,67 | 0,54 | 0,70 | 0,66 |
Тигр (р =0, 14):
а) потребность в физической силе;
б) потребность в красивом внешнем виде;
в) исключительно агрессивная позиция, потребность нападать, вмешиваться, уничтожать;
г) потребность вызывать чувство страха.
Отвергается из-за агрессивности, вредности, из-за постоянного преследования, отсутствия свободы («в клетке»).
Онтогенетический профиль индекса полярности:
Девочки, лет | Мальчики, лет | Всего | |||||
Девочки | Мальчики | ||||||
-0,75 | -0,14 | -0,20 | -0,25 | 0,17 | 0,28 | -0,40 | 0,06 |
Заяц (р = -0,51) выбирается по причине подвижности, потребности в движениях, активности:
а) потребность вызывать удивление, быть красивым;
б) потребность свободы.
Отвергается из-за беззащитности, постоянного преследования, из-за вредности, отсутствия красоты, трусливости, постоянной смертельной опасности.
Собака (р = 0,53):
а) потребность быть полезным, помогать людям, заботиться о других, защищать, охранять, сторожить;
б) потребность в красивом внешнем виде, быть милым;
в) агрессивная позиция («может кусаться») или защитная позиция;
г) потребность в безопасности, защите, доме, чувствительности, принадлежать кому-нибудь, иметь кого-нибудь для себя.
Отвергается из-за агрессивности, зависимости, отсутствия свободы, подчиненности, унизительного положения.
Птичка (например, синичка) {р = 0,59):
а) потребность свободы, «взлета», независимости;
б) потребность быть любимым;
в) потребность приносить радость;
г) потребность быть полезным;
д) потребность в красивом внешнем виде;
е) потребность в уверенности, избегать опасности;
ж) потребность во впечатлениях, в познании. Отвергается из-за беззащитности, постоянной опасности. Онтогенетический профиль индекса полярности:
Девочки, лет | Мальчики, лет | Всего | |||||
Девочки | Мальчики | ||||||
0,88 | 0,14 | 0,80 | 0,13 | 0,66 | 0,96 | 0,60 | 0,57 |
Червяк (р = 0,91). Выбирается лишь в исключительных случаях (из-за полезности: «рыхлит почву»). Отвергается из-за беззащитности, уязвимости, из-за неприятного места обитания, омерзительного внешнего вида, вредности, чувства брезгливости.
Изучение особенностей формирования ценностных ориентаций18
Методика* предназначена для изучения особенностей формирования ценностных ориентаций старшеклассников. В зависимости от того, какие конкретные ценности входят в иерархию ЦО личности, сочетания этих ценностей, степень большего или меньшего их предпочтения относительно других и т. п., позволяют определить, на какие цели жизни направлена деятельность человека и какие средства для достижения этих целей, по его мнению, представляются предпочтительными. Анализ содержательной стороны и иерархической структуры ЦО показывает также, в какой степени выявленные ЦО учащихся соответствуют общественному эталону, насколько они адекватны целям воспитания.
В соответствии с принятым пониманием природы и особенностей функционирования ЦО личности ценности, составляющие их структуру и содержание, разделяются на две основные группы с точки зрения целей и задач, которым служит та или иная ценность. Первую группу составляют ценности- цели (терминальные ценности), вторую — ценности-средства (инструментальные ценности). Терминальные ценности (Т-ценности) — это основные цели человека, они отражают долговременную жизненную перспективу, то, к чему он стремится сейчас и в будущем. Терминальные ценности в основном определяют смысл жизни человека, указывают, что для него особенно
' Данная методика представляет собой модификацию методики М. Рокича, адаптированную А. Гоштаутасом, М. А. Семеновым, В. А. Ядовым.
важно, значимо, ценно. Какизвестно, умение определить с вой цели, т. е. найти самого себя и свое место в жизни, — очень важный показатель личностной зрелости. Инструментальные ценности (И-ценности) отражают средства, которые выбираются для достижения целей жизни. Они выступают в качестве инструмента, с помощью которого можно реализовать терминальные ценности. Подобное деление ценностей достаточно условно, ибо на определенных, особенно ранних, этапах формирования личности, в период активного самовоспитания, инструментальные ценности, выражающие в основном качества личности, могут выступать и как цели жизни, играя роль терминальных. Однако выделение в структуре и содержании ЦО этих двух групп ценностей позволяет, с одной стороны, более глубоко подойти к интерпретации содержательной стороны понятия «направленность личности», а с другой — умение человека дифференцировать в своем сознании цели и средства деятельности свидетельствует об определенном уровне развития его личности.
В данной методике были учтены возрастные особенности психического развития учащихся, которые обусловливают, с одной стороны, функционирование механизма дифференциации ценностей, с другой — характер выбора тех или иных ценностей как актуальных для школьников 8-10-х классов.
Методика представляет собой два бланка, на которых приводятся списки 16 терминальных и 16 инструментальных ценностей (бланк I и бланк II), каждую из которых испытуемый может оценить по 5-балльной системе. В инструкции перед началом работы экспериментатор должен указать, что оценивается каждая ценность отдельно, в соответствии с ее значимостью для данного испытуемого.
Приводим ниже образцы бланков этой методики. Указанные в них ценности расположены произвольно, и каждый исследователь может установить свой порядок их расположения.