Интерпретационные портреты объектов

(Интерпретационные возможности приводятся в последовательности убывания количества совпадающих объяснений (табл. 7.15—7.21):

Принц, принцесса {р = 0,80):

а) потребность вызывать восхищение, быть центром;

б) стремление к богатству, роскоши, изобилию;

в) потребность быть благородным, отзывчивым;

г) потребность главенствовать, управлять другими (отвергается как «пло­хое» качество).

Король, королева (р ~ 0,69):

а) потребность главенствовать, организовывать, управлять другими, кон­тролировать, вмешиваться (доминантная, частично агрессивная позиция):

б) потребность помогать, защищать других;

в) потребность красоваться, вызывать восхищение, быть центром вни­мания (экспозиционная или эксгибиционная позиция; отвергается из-за «плохих» качеств).

Волшебник (р = -0,46):

а) стремление к власти, силе;

б) потребность в творчестве, изобретательности, активности;

в) потребность оказывать помощь, защищать других (протективная по­зиция);

г) стремление к богатству, изобилию (отвергается из-за «плохих» качеств, противного внешнего вида, ненависти людей — потребность в аффиляции).

Дракон (р = —0,82) отвергается из-за жестокости, агрессивности, безоб­разного вида, выбор дракона является индикатором неприспособленности, агрессивности или других нарушений.

Варианты ответов: «Перевернула бы весь мир наизнанку», «Превратила бы человека в ка­мень», «Чтобы люди не ссорились», «Чтобы я не носила очки», «Чтобы никто не умирал».

Таблица 7.15. Что бы ты сделал? (абсолютная частота)

Выбор Девочки, лет Мальчики, лет Частота, %
           
Квартира, коммунальное             17,2
оборудование              
Утилитарные предметы             9,7
Награждать добро,             7,5
наказывать зло              
Помогать детям              
Игрушки              
Одежда              

Таблица 7.16. Что бы ты сделал у себя дома? (абсолютная частота)

Выбор Девочки, лет Мальчики, лет Частота, %
           
Утилитарные предметы              
Коммунальное             17,2
оборудование              
Игрушки              
Деньги              
Здоровье всем              

На дополнительные вопросы чаще всего выбирают: Для мамы:

□ предметы одежды......................................... 35,5%

□ коммунальное оборудование....................... 20,4%

□ меньше работы по дому (красоту, здоровье) Для папы:

□ предметы одежды........................................ 29,0%

□ машину......................................................... 26,9%

□ меньше работы, высокую зарплату, чтобы раньше возвращался домой с работы (!), чтобы был моложе.

Признак нарушения (если это не противоречит основаниям выбора) — ответ «не знаю», или индифферентный, или отрицательный ответ «ничего».

Если ребенок перечисляет «подарки», то можно сказать: «хорошо, все это полезные вещи, но ты всемогущий волшебник, можешь пожелать не только вещи» — иногда удается полу­чить ценную информацию. Оптимальным является клише: «...хорошо, а что еще?».

Таблица 7.17. Что бы ты сделал ты в школе?

Выбор   Девочки, лет Мальчики, лет Частота,
            %
Более красивой школу             41,9
Получше учиться             10,8
Чтобы дети лучше учились              
Чтобы учительница была добрее              

Отрицательная позиция по отношению к школе имелась у 18% детей. Коэффициент сте­реотипности достаточно высок.

На дополнительные вопросы дети чаще выбирают для учителя:

предметы одежды............................................................................................ 20,4%

другие подарки............................................................................................. 20,4%

чтобы учителя не огорчали........................................................................... 12,9%

чтобы учитель был: добрым, справедливым, лучше объяснял материал... 4,3%

Таблица 7.18. Позиция к учителю

Выбор Девочки, лет Мальчики, лет   Всего
            Девочки Мальчики  
Индекс полярности 0,93 0,84 0,6 0,88 0,81 0,99 0,79 0,59 0,69
отношения к учителю      

Очевиден «скачок» между 10-ю и 12-ю годами: эта тенденция соответ­ствует онтогенезу и видна по другим позициям.

Хотел бы превратиться в...?

Животное.................................. 35,5%

Сказочный герой.................... 23,7%

Другой человек....................... 16,1%

Литературный герой............. 3,2%

Предмет..................................... 3,2%

Остаться самим собой......... 3,2%

Не знаю..................................... 16,1%

Коэффициент стереотипности низок.

Таблица 7.19. В какое животное ты бы хотел превратиться?

Выбор Девочки, лет Мальчики, лет Частота,
            %
Обезьяна              
Кошка             12,9
Лев о о         12,9
Белка             10,7
Собака              
Птица о            
Конь о о          

Далее: слон, олень, медведь, тигр, ящерица, аист, фазан, жираф, карп, анаконда, змея. Коэффициент стереотипности исключительно низкий. Ответы «не знаю» практически отсутствуют.

Таблица 7.20. Каким бы животным ты не хотел быть? (спонтанная идентификация)

Выбор Девочки, лет Мальчики, лет Частота,
            %
Змея             23,7
Мышь о           12,9
Медведь              
Тигр              

Далее следуют: лев, обезьяна, волк, лиса, крокодил, орел, муха, насекомое, бегемот.

Двенадцать идентификаций было отобрано по результатам предварительного опыта с 27 животными. Вынужденный выбор с большим числом животных уменьшает риск поверхнос­тной, случайной ассоциации при спонтанном выборе и позволяет вызвать много дифферен­цированных позиций. С помощью таких выборов и их обоснований ребенок косвенно опи­сывает черты собственной личности.

Положительный выбор мелких животных (мышь, червяк, змея), если это не противоречит обоснованиям выбора, является признаком нарушения или неприспособленности, неприспособляемости.

«Характеристики» животных

Кошка (р = 0,53):

а) потребность быть полезным, помогать другим;

б) потребность быть привлекательным, прелестным, красивым;

Таблица 7.21. Категории животных по индексу полярности

   
Категория Наименование Индекс полярности
1. В высшей степени отрицательные Мышь -0,99
  Червяк -0,91
  Змея -0,78
2. Отрицательная Заяц -0,51
3. Умеренно отрицательная Орел -0,29
4. Амбивалентная Тигр -0,14
  Лев -0,01
5. Умеренно положительная Олененок 0,40
6. Положительная Собака 0,53
  Кошка 0,53
  Птица 0,59
  Обезьяна 0,68

в) потребность быть любимым, потребность в ласке, в защите;

г) потребность в безопасности, доме, удобстве;

д) потребность в физической проворности, ловкости.

Отказ из-за агрессивности, льстивости, стремление избежать агрессив­ности: «люди ее мучают и обижают».

Онтогенетический профиль индекса полярности:

Девочки, лет Мальчики, лет Всего
            Девочки Мальчики
0,75 0,86 0,80 0,25 0,50 0,00 0,80 0,32

Идентификация с кошкой согласно выбора девочек является исклю­чительно положительной, для мальчиков — умеренно положительной (для 12-тилетних даже амбивалентной: идентифицируют ее как вредное живот­ное: «ловит птиц», «подлиза», «агрессивная»).

Лев (р = 0,01). Доминантная позиция, стремление к власти, управлению, потребность в социальной значимости (престиж, авторитет), потребность в силе:

а) агрессивная позиция, потребность нападать, уязвлять;

б) потребность в свободе, независимости;

в) желание быть красивым, вызывать восхищение.

Отказ из-за агрессивности, из-за того, что сидит в клетке (потребность в свободе).

Онтогенетический профиль индексов полярности:

Девочки, лет Мальчики, лет Всего
            Девочки Мальчики
-0,63- -0,29 -0,20 0,30 0,50 0,08 -0,40 0,29

В мотивации идентификации преобладают: агрессивность, доминант­ность, автономность, частично агрессивность, физическая сила.


Маленький козленок, олененок (р — 9,40):

а) потребность в красивом внешнем виде, быть прелестным;

б) потребность в уверенности, безопасности, материнской защите;

в) потребность в свободе.

Отвергается из-за беззащитности, уязвимости, пугливости, трусливости. Онтогенетический профиль полярности:

Девочки, лет Мальчики, лет Всего
            Девочки Мальчики
0,50 0,71 0,60 0,50 0,17 0,08 0,60 0,25

Змея (р =0,78): потребность в значительной агрессивности или ответная или резко оборонительная позиция. Отвергается из-за агрессивности, ко­варства, неприязни, из-за беззащитности, уязвимости, медлительности, брезгливости.

Онтогенетический профиль индекса полярности:

Девочки, лет   Всего
            Девочки Мальчики
-0,75 -1,0 -1,0     -0,85 -0,9 -0,7

Орел (р = 0,29):

а) потребность в свободе, «взлете»;

б) потребность быть полезным, признания, исключительности (царь птиц);

в) потребность в доминировании (царь птиц);

г) частично агрессивная и защитная позиция.

Отвергается из-за агрессивности, жестокости, уязвимости, мрачности. Онтогенетический профиль индекса полярности: Мотивировка выбора: «свобода» — 5% девочек, 30% мальчиков; агрес­сивность — 0% девочек, 4% мальчиков.

Девочки, лет Мальчики, лет Всего
            Девочки Мальчики
-0,63 -0,86 0,00 -0,38 -0,26 -0,33 -0,55 -0,32

Мышь (р = -0,94) выбирается лишь в исключительных случаях (педан­тичная позиция). Отвергается из-за отсутствия достаточной безопасности, защиты, уверенности, из-за опасности, вредности, гадкого внешнего вида, презрения к другим (вызывает чувство брезгливости, омерзения).

Идентификация с мышью является ненормальной, обоснования выбо­ра содержат также признаки общей неприспосабливаемости, нарушения социализации.

Обезьяна (р = 0,68):

а) потребность в физической ловкости, физическом совершенстве, ра­дости движения, игривости, активности;

б) потребность в лакомствах, сладостях;

в) клоунская позиция, потребность быть на виду, вызывать удивление;

г) потребность быть ум^ым, изобретательным;

д) потребность быть милым, привлекательным. Отвергается из-за «визгливости», «потому что обезьяна». Онтогенетический профиль индекса полярности:

Девочки, лет Мальчики, лет Всего
            Девочки Мальчики
0,86 0,43 0,80 0,75 0,67 0,54 0,70 0,66

Тигр (р =0, 14):

а) потребность в физической силе;

б) потребность в красивом внешнем виде;

в) исключительно агрессивная позиция, потребность нападать, вмеши­ваться, уничтожать;

г) потребность вызывать чувство страха.

Отвергается из-за агрессивности, вредности, из-за постоянного пресле­дования, отсутствия свободы («в клетке»).

Онтогенетический профиль индекса полярности:

Девочки, лет Мальчики, лет Всего
            Девочки Мальчики
-0,75 -0,14 -0,20 -0,25 0,17 0,28 -0,40 0,06

Заяц (р = -0,51) выбирается по причине подвижности, потребности в дви­жениях, активности:

а) потребность вызывать удивление, быть красивым;

б) потребность свободы.

Отвергается из-за беззащитности, постоянного преследования, из-за вред­ности, отсутствия красоты, трусливости, постоянной смертельной опасности.

Собака (р = 0,53):

а) потребность быть полезным, помогать людям, заботиться о других, защищать, охранять, сторожить;

б) потребность в красивом внешнем виде, быть милым;

в) агрессивная позиция («может кусаться») или защитная позиция;

г) потребность в безопасности, защите, доме, чувствительности, принад­лежать кому-нибудь, иметь кого-нибудь для себя.

Отвергается из-за агрессивности, зависимости, отсутствия свободы, под­чиненности, унизительного положения.

Птичка (например, синичка) {р = 0,59):

а) потребность свободы, «взлета», независимости;

б) потребность быть любимым;

в) потребность приносить радость;

г) потребность быть полезным;

д) потребность в красивом внешнем виде;

е) потребность в уверенности, избегать опасности;

ж) потребность во впечатлениях, в познании. Отвергается из-за беззащитности, постоянной опасности. Онтогенетический профиль индекса полярности:

Девочки, лет Мальчики, лет Всего
            Девочки Мальчики
0,88 0,14 0,80 0,13 0,66 0,96 0,60 0,57

Червяк (р = 0,91). Выбирается лишь в исключительных случаях (из-за полезности: «рыхлит почву»). Отвергается из-за беззащитности, уязвимос­ти, из-за неприятного места обитания, омерзительного внешнего вида, вред­ности, чувства брезгливости.

Изучение особенностей формирования ценностных ориентаций18

Методика* предназначена для изучения особенностей формирования ценностных ориентаций старшеклассников. В зависимости от того, какие конкретные ценности входят в иерархию ЦО личности, сочетания этих цен­ностей, степень большего или меньшего их предпочтения относительно других и т. п., позволяют определить, на какие цели жизни направлена дея­тельность человека и какие средства для достижения этих целей, по его мне­нию, представляются предпочтительными. Анализ содержательной сторо­ны и иерархической структуры ЦО показывает также, в какой степени выявленные ЦО учащихся соответствуют общественному эталону, насколько они адекватны целям воспитания.

В соответствии с принятым пониманием природы и особенностей функ­ционирования ЦО личности ценности, составляющие их структуру и содер­жание, разделяются на две основные группы с точки зрения целей и задач, которым служит та или иная ценность. Первую группу составляют ценности- цели (терминальные ценности), вторую — ценности-средства (инструмен­тальные ценности). Терминальные ценности (Т-ценности) — это основные цели человека, они отражают долговременную жизненную перспективу, то, к чему он стремится сейчас и в будущем. Терминальные ценности в основ­ном определяют смысл жизни человека, указывают, что для него особенно

' Данная методика представляет собой модификацию методики М. Рокича, адаптиро­ванную А. Гоштаутасом, М. А. Семеновым, В. А. Ядовым.


важно, значимо, ценно. Какизвестно, умение определить с вой цели, т. е. найти самого себя и свое место в жизни, — очень важный показатель личностной зрелости. Инструментальные ценности (И-ценности) отражают средства, ко­торые выбираются для достижения целей жизни. Они выступают в качестве инструмента, с помощью которого можно реализовать терминальные ценно­сти. Подобное деление ценностей достаточно условно, ибо на определенных, особенно ранних, этапах формирования личности, в период активного са­мовоспитания, инструментальные ценности, выражающие в основном каче­ства личности, могут выступать и как цели жизни, играя роль терминальных. Однако выделение в структуре и содержании ЦО этих двух групп ценностей позволяет, с одной стороны, более глубоко подойти к интерпретации содер­жательной стороны понятия «направленность личности», а с другой — уме­ние человека дифференцировать в своем сознании цели и средства деятель­ности свидетельствует об определенном уровне развития его личности.

В данной методике были учтены возрастные особенности психического развития учащихся, которые обусловливают, с одной стороны, функциони­рование механизма дифференциации ценностей, с другой — характер выбо­ра тех или иных ценностей как актуальных для школьников 8-10-х классов.

Методика представляет собой два бланка, на которых приводятся спис­ки 16 терминальных и 16 инструментальных ценностей (бланк I и бланк II), каждую из которых испытуемый может оценить по 5-балльной системе. В инструкции перед началом работы экспериментатор должен указать, что оценивается каждая ценность отдельно, в соответствии с ее значимостью для данного испытуемого.

Приводим ниже образцы бланков этой методики. Указанные в них цен­ности расположены произвольно, и каждый исследователь может устано­вить свой порядок их расположения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: