Представителей этого типа объединяет чувство долга, желание быть нужным и полезным людям, им свойственно «родительское» чувство ответственности, стремление к иерархическим структурам, четким правилам, нормирующим взаимоотношения во всех социальных организациях, включая семью, к поддержанию традиций, они консерваторы, не любят перемен; им свойственно чувство реальности и способность объективно прогнозировать последствия многих событий. Ориентированы на социальный статус, авторитет и одобрение окружающих.
SP («Дионисий»)
Представителей этого типа объединяет стремление к свободе, выражающейся в возможности следовать своим влечениям и импульсам. Ориентирован на процесс действия, а не на результат. Само действие является высшей ценностью. Не связывают себя отдаленными целями. Оптимистичные, веселые, обладают чувством юмора. Реалистичные, не интересуются философскими проблемами, склонны к риску.
Ответный бланк к опроснику Кейрси
Образец заполнения ответного бланка |
NT («Прометей»)
|
|
Представителей этого типа объединяет стремление понять законы природы, стремление к научному поиску. Они стремятся понять, контролировать, предсказывать и объяснять явления действительности. Это люди науки. Их цель — компетентность, способность, умение, изобретательность, мастерство. Они интеллектуалы, им свойственны постоянные сомнения в себе, склонность к самокритике, но они не допускают критики в свой адрес, так как всегда оценивают компетентность других.
В отношениях с другими людьми требовательны, ждут от них постоянного повышения собственной компетентности. Они живут работой, обычно заняты разработкой моделей и идей, построением систем, новаторы. Могут быть чувствительны к сложностям межличностных взаимоотношений.
^(«Аполлон»)
Представителей этого типа объединяет духовность, поиски смысла жизни, самовыражение, стремление к совершенству. В отношениях с людьми их отличает проницательность, имеют склонность наблюдать за особенностями поведения людей, способствовать «реализации потенциала» окружающих, стремятся к человеческим, гармоничным отношениям.
Работа служит также средством самовыражения, для них характерно полностью погружаться в процесс деятельности, видят в работе источник сознания собственной значимости.
Более подробное описание типов вы найдете в книге: Овчинников Б. В., Владимирова И. М., Павлов К. В. Типы темперамента в практической писхо- логии. СПб.:«Речь», 2002. Там же представлены профориентационные возможности теста.
Список литературы
1 Альманах психологических тестов. М., 1995. С. 233-276; Лучшие психологические тесты. Петрозаводск, 1992.
|
|
2 Алексеев А. А., Громова Л. А. Психогеометрия для менеджеров. Л., 1990.
3 Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки, два разных мира. М., 1998.
4 Ратанова Т. А., Шляхта Н. Ф. Психодиагностические методы изучения личности: Учебное пособие. М., 1998.
5 Прихожан А. М. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога// Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психологических методик. М., 1988. С. 110-118. Ратанова Т. А., Шляхта Н. Ф. Психодиагностические методы изучения личности. Учебное пособие. М., 1998.
6 Реан А. А. Психодиагностика личности в педагогическом процессе. СПб., 1996.
7 Будасси С. А. Способ исследования количественных характеристик личности в группе// Вопросы психологии. 1971, № 3.
8 Рогов Е.И. Настольная книга психолога. М., 1999. Кн. 1.
9 Рукавишников А. А., Соколова М. В. Факторный личностный опросник Р. Кеттелла: Руководство по использованию. СПб., 1995. С. 16-51
10 Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога.; Ааьманах психологических тестов. М., 1995, с. 196-205. В этих же пособиях приведен вариант опросника для взрослых.
" Овчинников Б. В., Павлов К. В., Владимирова И. М. Ваш психологический тип. СПб., 1994.
М ЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ
СОЦИАЛЬНОГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Е. Е. Новосельцева,
Р. Ж. Мухамедрахимов,
Н. Л. Плешкова,
С. В. Горбатов,
Т. С. Яковлева
• Изучение привязанности у младенцев
• Цветовой тест отношений
• Уровни взаимоотношений в семье
• Социограмма
• Внешнегрупповая референтометрия
• Определение индекса групповой сплоченности