Качественные характеристики финансового менеджмента: достаточность капитала банка, качество активов и достаточность созданных резервов, состояние ликвидности, прибыльность.
Другими критериями качества менеджмента выступают: профессионализм менеджеров банка, способность их к лидерству, способность к планированию и оперативному реагированию на изменение конъюнктуры, характер проводимой банком политики и оценка ее выполнения, риск инсайдерских сделок, эффективность управления персоналом банка и др.
Положительные оценки по названным критериям определяют менеджмент в целом как хороший.
Опрос независимых специалистов зарубежных стран выявил 10 основных характеристик современного управления:
1) открытая культура;
2) наличие общих ценностей;
3) нацеленность на прибыль;
4) акцент на удовлетворении потребностей клиентов;
5) желание вкладывать средства в новые продукты;
6) сильное и последовательное руководство и стратегическое мышление;
7) стремление к набору наилучших сотрудников;
|
|
8) вложения в подготовку персонала;
9) наличие системы информации о продуктах или клиентах, позволяющей осуществить оценку их прибыльности;
10) хорошее управление кредитным риском.
В России оценка качества банковского менеджмента осуществляется в процессе аудиторских проверок в соответствии с требованиями Банка России. В зависимости от причин, вызывающих неудовлетворительное управление банком, выделяют 4 типа такого управления: неграмотное управление, косметическое управление, безнадежное руководство и мошенничество.
5.Задачи, принципы организации банковской деятельности. Линейные модели организационных структур банка.
Задачи организации банковской деятельности:
1) Посредством разделения труда и создания организационных структур (отделов, групп и т.п.) содействовать реализации целей банка (добиться высокой рентабельности, достаточной ликвидности и безопасности банка).
2) Наладить работу персонала организационных структур в соответствии с поставленными целями и координировать эту работу.
3) По организации информационного обеспечения, разработке правил и процедур осуществления различных видов банковской деятельности.
Принципы организации банковской деятельности, необходимый набор структурных подразделении и служб кредитной организации:
1) Совет банка (входят его учредители) - утверждает годовой отчет банка, организует ежегодные собрания учредителей и пайщиков, принимает или может принимать участие в решении стратегических вопросов.
2) Правление (Совет директоров) банка отвечает за общее руководство банка, утверждает стратегические направления его деятельности.
|
|
3) Блок общих вопросов управления призван обеспечить целенаправленное развитие банка, выполнение стоящих перед ним задач, регулировать его доходы и расходы, снабжать необходимыми ресурсами, выполнять требования ЦБ.
4) Коммерческая деятельность охватывает организацию различных банковских услуг (кредитование, инвестирование, валютные, трастовые и другие активные операции). Здесь зарабатываются банковские доходы.
5) Финансовый блок призван обеспечить учет доходов и расходов, собственной деятельности банка.
6) Блок автоматизации, обеспечивающий электронную обработку данных (денежных потоков).
7) Административный блок включает отдел кадров банка, секретариат, канцелярию, а также хозяйственные подразделения, осуществляющие обслуживание здания банка, его потребностей и т.п.
Линейные модели организационных структур банка:
1) Функциональная модель исходит из необходимости выделения структурных подразделений банка соответственно предлагаемым рынку банковским продуктам и выполняемым операциям.
2) Дивизионная модель ориентирована на отдельную отрасль деятельности: кредит, финансы и вложение капитала (т.е. коммерческая, инвестиционная и трастовая банковская деятельность).
3) Модель, ориентированная на географию рынка, свойственна банку, работающему в разных странах, областях и регионах с четко определенными границами.
4) Модель, ориентированная на группы клиентов, каждая из которых характеризуется определенными интересами, потребностями, а значит, нуждается в специфическом обслуживании.