Инновационный процесс. Основные стадии

Инновационный процесс можно рассматривать с точек зрения. Это и деятельность по осуществлению инновации, от ее разработки до выхода на рынок; и временные этапы жизненного цикла нововведения; и процесс финансирования и инвестирования разработки и распространения нового продукта или услуги. Т.е. он также делится на ряд основных этапов (стадий), которые можно расположить в таком порядке [9]:

· ранняя стадия – от возникновения идеи до ее технической проработки;

· средняя – от технической проработки до коммерческой проработки;

· заключительная – до массового производства.

Как видим, эти стадии легко сопоставимы с соответствующими стадиями жизненного цикла любого продукта.

В ряде публикаций используется более подробная классификация ранней стадии инновационного процесса с делением ее на отдельные этапы, характеризующие содержание научных исследований и разработок – фундаментальные, поисковые, прикладные и т. п. Следует отметить, что отличия в классификации стадий и этапов носят в основном терминологический характер. Таким образом, научная разработка включает четыре стадии: исследование и разработка, освоение, серийное или массовое производство и обслуживание.

Это иллюстрируется рисунком 2, на котором представлены основные этапы и характеристики инновационного процесса.

На первом этапе проводятся фундаментальные исследования. Они проводятся в академических институтах, высших учебных заведениях и отраслевых специализированных институтах, лабораториях и направлены на получение новых научных знаний и выявлении наиболее существенных закономерностей в природе и в обществе безотносительно к их конкретному использованию. Фундаментальные исследования делятся на теоретические и поисковые.

Результаты теоретических исследований проявляются в научных открытиях, обосновании новых понятий и представлений, создании новых теорий. К поисковым относятся исследования, задачей которых является открытие новых принципов создания изделий и технологий; не известных ранее свойств материалов и их соединений; методов анализа и синтеза. В поисковых исследованиях обычно известна цель намечаемой работы, более или менее ясны теоретические основы, но отнюдь не конкретные направления. В ходе таких исследований находят подтверждение теоретические предположения и идеи. Приоритетное значение фундаментальной науки в развитии инновационных процессов определяется тем, что она выступает в качестве генератора идей, открывает пути в новые области знания.

Результаты фундаментальных исследований обычно невозможно непосредственно использовать на практике, но они имеют приоритетное значение для развития инновационных процессов, практического внедрения новаций. Это значение фундаментальной науки для развития инновационных процессов определяется тем, что она выступает в качестве генератора идей, открывает пути в новые области.

Несмотря на ряд попыток, пока не найдено общепризнанного мерила эффективности фундаментальных научных исследований. Если затраты на них можно оценить с достаточной степенью точности, то отдачу (результативность) фундаментальных исследований трудно измерить количественно. Часто утверждается, что «положительный выход» ФИ (т.е. получение результата, используемого в дальнейших научных исследованиях) в мировой науке составляет лишь 5%.

В условиях современной экономики заниматься фундаментальными исследованиями не могут себе позволить подавляющее большинство коммерческих структур (т.е. выделить собственные финансовые ресурсы). ФИ, как правило, финансируются за счет государственного бюджета с частичным привлечением внебюджетных средств.


Инновационная деятельность и маркетинг
Научно-техническая деятельность
Спад
Замедление роста
Рост
Внедрение (производство)
Объем продаж
>
Создание новации
Этап 2
Этап.1
Этап 3
ОКР
Момент возврата инвестиций
НИР пр.
НИР ф. фун.
Объем прибыли
Коммерциализация новации (этап 4)
Бюджетное финансирование
Инвестиции в производство
Рискоинвестиции
. Жизненный цикл инновации
Инновационный лаг
Время (T)
Инвестиции
Вложения (Д)
Основные этапы


Рис. 3. Основные этапы инновационного процесса


Второй этап характеризуется исследованиями прикладного характера. Они осуществляются во всех научных учреждениях и финансируются как за счет бюджета (государственные научные программы или на конкурсной основе), так и за счет заказчиков. Прикладные исследования направлены на исследование путей практического применения открытых ранее явлений и процессов. Научно-исследовательская работа (НИР) прикладного характера ставит своей целью решение технической проблемы, уточнение неясных теоретических вопросов, получение конкретных научных результатов.

Поскольку результат прикладных исследований далеко не всегда предсказуем, сопряжен с большой долей неопределенности, на этом этапе и далее велика вероятность получения отрицательного (тупикового) результата. Именно с этого этапа возникает возможность риска потери вложенных средств, инвестиции в инновацию носят рисковый характер и называются рискоинвестициями, а коммерческие организации (фонды), занимающиеся рискоинвестициями (венчурными инвестициями).

На третьем этапе осуществляются опытно-конструкторские и экспериментальные разработки. Они проводятся как в специализированных лабораториях, опытных производствах, так и в научно-производственных подразделениях крупных промышленных предприятий. Под опытно-конструкторскими работами (ОКР) понимается применение результатов ПИ для создания (или модернизации, усовершенствования) образцов новой техники, материала, технологии. ОКР завершающая стадия научных исследований, это своеобразный переход от лабораторных условий и экспериментального производства к промышленному производству. К ОКР относятся: разработка определенной конструкции инженерного объекта или технической системы (конструкторские работы); разработка идей и вариантов нового объекта; разработка технологических процессов, т. е. способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми в целостную систему (технологические работы). Таким образом, целью ОКР является создание (модернизация) образцов новых изделий, которые могут быть переданы после соответствующих испытаний в серийное производство или непосредственно потребителю.

Источники финансирования те же, что и на втором этапе, а также собственные средства организаций.

Процесс коммерциали­зации осуществляется на четвертом этапе от запуска в производство и выхода на рынок и далее по основным этапам жизненного цикла продукта. На рубеже третьего и четвертого этапов, как правило, требуются большие инвестиции.

Этот этап делиться на ряд стадий и содержит ряд важных моментов, которые требуют определенных пояснений. Первый, важный момент в том, что на этом этапе происходит переход нововведения из сферы науки в сферу промышленного производства.

Действительно, завершающей стадией сферы науки является освоение промышленного производства новых изделий, которое включает научное и производственное освоение: проведение испытаний новой (усовершенствованной) продукции, а также техническую и технологическую подготовку производства. На стадии освоения выполняются опытные, экспериментальные работы на опытной базе науки. Эти работы имеют целью изготовление и отработку опытных образцов новых продуктов и технологических процессов.

Опытная база науки – совокупность опытных производств, выполняющих опытные, экспериментальные работы.

Опытная база науки является составной частью научного потенциала страны, ее состояние и использование характеризуют способность науки осуществлять опытную проверку результатов научных исследований и разработок с целью обеспечения непрерывности инновационного процесса. Опытная база включает трудовые и материально-технические ресурсы, предназначенные для проведения опытных, экспериментальных работ. Опытные производства могут быть различных организационных форм завод, цех, мастерская, опытно-экспериментальное подразделение, опытная станция и т.п.; иметь различное местонахождение, разную степень хозяйственной самостоятельности.

Однако освоение инновации в промышленности часто наталкивается на ряд факторов, которые тормозят этот процесс. К таким факторам относятся, прежде всего, нехватка собственных финансовых ресурсов, высокие ставки по кредитам коммерческих банков, сжатие внутреннего спроса и экономический риск освоения новой продукции. И этот момент также необходимо учитывать, говоря об этом этапе инновационного процесса.

Наконец, после стадии освоения начинается процесс промышленного производства. В производстве знания материализуются, а исследование находит свое логическое завершение. В рыночной экономике имеет место ускорение выполнения ОКР и стадии освоения производства. Инновационное предприятие, как правило, выполняют ОКР по договорам с промышленными предприятиями. Заказчики и исполнители взаимно заинтересованы в том, чтобы результаты ОКР были внедрены в практику и приносили доход, т. е. были бы реализованы потребителю.

Если все пройдет благополучно, то промышленное предприятие вновь будет заинтересовано в заключении договора с этой научной организацией. Таким образом, для научной организации удачно выполненная работа гарантирует стабильные заказы, рабочие места для сотрудников с соответствующей оплатой труда. В этом заключается стимул ускорения и качественного выполнения прикладных НИР и ОКР. В рыночных экономических условиях не надо никого директивно принуждать.

На этой стадии промышленное производство осуществляются в две ступени: собственно производство новой продукции и реализация её потребителям. Первая ступень – непосредственное общественное производство материализованных достижений научно-технических разработок в масштабах, определяемых запросами потребителей. Целью и содержанием второй ступени является доведение новой продукции до потребителей. В условиях господства государственной формы собственности и строго централизованного управления народным хозяйством это происходило путем планового распределения. За производством инноваций следует их использование конечным потребителем с параллельным предоставлением услуг и обеспечением безаварийной и экономичной работы, а также необходимой ликвидацией устаревшего и созданием вместо него нового производства.

На стадии использования осуществляются два одновременно протекающих процесса: непосредственное использование материальных и культурных благ, произведенных на основе научно-технических достижений, а также сервисное обслуживание, включающее технические и организационные мероприятия, обеспечивающие поддержание нового изделия в работоспособном состоянии в течение нормативного срока службы.

Напомним еще раз, что вся деятельность в рамках инновационного процесса называется инновационной деятельностью, которая включает в себя маркетинговые исследования рынков сбыта и поиск новых потребителей; информационное обеспечение возможной конкурентной среды и потребительских товаров конкурирующих фирм; поиски новаторских идей и решений; партнеров по внедрению и финансированию инновационного проекта.

Как уже отмечалось, в инновационную инфраструктуру включаются все предприятия, охватывающие весь цикл инновационной деятельности, который совпадает с жизненным циклом изделия, и представляющую единую систему взаимосвязанных и взаимодополняющих подсистем – инновационные центры, бизнес-инкубаторы, консалтинговые, обучающие фирмы и инвесторы.

В развитых странах такая инфраструктура выполняет множество функций, таких как: информационное обеспечение научно-технической и инновационной деятельности в виде банков данных для всех заинтересованных организаций; экспертизу (включая государственную) проектов, программ и предложений; финансово-экономическое обеспечение; сертификацию научно-технической продукции и многое, многое другое.

Отметим, что инновационные процессы имеют свои особенности в национальных экономиках разных стран.

Например, в ведущих странах коммерческий сектор играет более активную роль в осуществлении НИОКР, чем в России. Национальная инновационная стратегия, Федеральная инновационная программа призваны способствовать более активному привлечению коммерческих структур к проведению научных исследований и разработок, увеличить их вклад в финансирование НИОКР, что чрезвычайно важно для создания инновационного климата в различных отраслях и сферах.

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы проводят не только специализированные научные и научно-технические организации, но и сами предприятия, что является важным фактором развития инновационной деятельности.

Естественно, что проведение широких и интенсивных собственных работ, охватывающих все этапы НИОКР (фундаментальные и прикладные исследования, опытно-конструкторские разработки) могут себе позволить только крупные предприятия. При этом регулирование инновационной деятельности проявляется в ориентации НИОКР на потребности производства, на разработку и реализацию инноваций.

Например, в работе «Планирование НИОКР в компании Хитачи» [31] систему организации НИОКР в известной японской компании Hitachi, обладающей высоким инновационным потенциалом, раскрывая способы регулирования инновационной деятельности. НИОКР в этой компании организованы таким образом, что имеют три основные структурные элемента:

· независимые исследования,

· заказные исследования

· НИОКР по усовершенствованию продукта.

Независимые исследования – это преимущественно поисковые фундаментальные и прикладные исследования. Они проводятся центральной исследовательской лабораторией и 9 корпоративными лабораториями компании. Эти исследования финансируются штаб-квартирой компании согласно принятой долгосрочной корпоративной стратегии исследований.

Заказные исследования – это в основном прикладные исследования и опытно-конструкторские разработки по созданию новых продуктов. Они, как правило, также проводятся центральной исследовательской и корпоративными лабораториями, но финансируются заводами, филиалами и т.д. в рамках контекста исследовательской стратегии компании.

НИОКР по усовершенствованию продукта – это главным образом опытно- конструкторские разработки, которые проводятся в заводских отделах развития. Они финансируются из бюджета заводов, но должны соответствовать контексту исследовательской стратегии.

НИОКР, проводимые предприятиями, во многих отраслях требуют огромных финансовых вложений. Например, фирма Canon тратит 11% от своего объема продаж на НИОКР. В западных компаниях обрабатывающей промышленности нормой является значение этой доли около 3%.

Но прежде чем выделять средства на НИОКР, любому предприятию необходимо разработать научно-инновационную стратегию. О разработке инновационных стратегий мы поговорим подробно в следующих разделах, а здесь отметим основные её особенности. Согласно такой стратегии предприятие может стремиться или стать технологическим лидером (цель научно-инновационной стратегии – разработка инновационной технологии), или оказаться пионером какого-то инновационного продукта (цель стратегии – разработка инновационного продукта или услуги), или занять определенную рыночную нишу (это стратегия дифференциации – разработка новых свойств, качеств продукции), или следовать за кем-то, ассимилировать полученные кем-то результаты НИОКР, а может придерживаться комбинированного подхода.

Остальные вопросы, касающиеся организации инновационной деятельности на предприятиях, мы рассмотрим подробно в следующей части.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: