Данный этап процесса регулирования демонстрирует, насколько организовано стабилизирующее регулирование, а также его связь с функцией планирования (разработка стандартов для контроля и регулирования), организации (регламентация распределения и делегирования полномочий, организация исполнения решений) и контроля (оценка степени отклонения результата от установленного стандарта). Данный этап представляет собой нечеткий процесс прямого воздействия, и наиболее важные его элементы объединены с другими функциями управления. Например, распределение полномочий и разработка должностных инструкций не относятся к функции регулирования, однако они в качестве типовых обеспечивают стабилизирующее регулирование. Этот вид регулирования стандартизирует поведение человека, потому что осуществляется до фактического начала работ.
Стабилизирующие регламенты (стандарты, нормы, инструкции) являются не только способом регулирования, но и своеобразной основой для осуществления процесса контроля. Именно в процессе контроля происходит сравнение результатов деятельности со стандартами и выявление величины отклонения фактического результата от желаемого.
|
|
Сопоставление величины отклонения с допустимыми нормами.
Второй этап процесса регулирования состоит в определении необходимости выработки регулирующего воздействия на объект управления. На этом этапе менеджер должен определить, насколько возникшая ситуация или величина отклонения от желаемого результата угрожает жизнедеятельности предприятия. Если отклонения допустимы или относительно безопасны, то менеджер может не предпринимать регулирующего действия. Если данные контроля указывают на нарушение масштаба допустимых отклонений или ситуация становится угрожающей, менеджер должен выработать адекватное регулирующее воздействие. Регулирование должно осуществляться по принципу исключения, суть которого состоит в том, что система регулирования должна срабатывать только при наличии заметных отклонений от регламентов, норм, стандартов.