Работы со взрослыми

1. СПЕЦИФИКА РАБОТЫ СО ВЗРОСЛЫМИ

Современное состояние общества приводит к тому, что люди чаще задумываются о своем психологическом здоровье, имея возможность обратиться к квалифицированному психологу, руководителю психокоррекционной группы. Психолог, работа­ющий со взрослыми, сложившимися людьми должен понимать что его клиенты — обладающие жизненным и профессиональ­ным опытом субъекты со всеми вытекающими из этого пре­имуществами и ограничениями. Соответственно, руководитель группы должен помнить о следующих специфических аспек­тах взрослой аудитории:

I) Мотивация

Большое преимущество взрослой аудитории состоит в том, что она может быть достаточно высоко мотивирована на кор­рекцию и развитие. Именно эта категория глубоко осознает причины необходимости такой работы, сферы возможного при­ложения полученных знаний и готова точно сформулировать запрос к психологу. Однако более сложной является ситуация, когда в коррекционную группу попадают люди, не имеющие актуального желания обучаться. В работе с данной категорией слушателей психолог оказывается перед необходимостью обо­сновывать важность коррекционно-развивающей работы. Для этого ему необходимы знания об индивидуальных целях, склон­ностях, мотивах слушателя, а также представление о ситуа­ции, в которой слушатель окажется по возвращении с курса подготовки. Для получения необходимой информации целесо­образно проводить более подробное знакомство со слушателями перед началом коррекционной работы, просить их заполнить подробные регистрационные анкеты, собирать информацию о том, что в ходе обучения вызывает наибольший или наимень­ший интерес обучаемых, что кажется им более, а что менее полезным. (Так, например, если слушатель вынужден был пой­ти на курсы, подчиняясь существующему в учреждении жест­кому правилу относительно порядка прохождения коррекци-онно-развивающих программ, то в мотивационной беседе целе­сообразно показать важность успешного обучения для получе­ния шанса стабильной спокойной карьеры.)

2) Психические особенности

Известно, что память взрослого человека в среднем менее объемна, он быстрее утомляется, ему труднее долгое время кон­центрировать внимание. С другой стороны, взрослый человек обладает существенным преимуществом, которого, как правило, нет у более молодых людей, — хорошо развитыми навыками мышления. Именно поэтому коррекционно-развивающая про­грамма для работающих субъектов требует гораздо большей чет­кости и строгости в определении понятий, структурированнос­ти материала, системной представленности отдельных элемен­тов курса. Продуманная и практически обоснованная структура программы дает возможность максимизировать эффект обуче­ния и развития именно за счет включения наиболее сильных сторон взрослых слушателей в работу по усвоению материала.

3) Профессиональный опыт

Следующий аспект, который необходимо затронуть при рас­смотрении особенностей взрослой аудитории, — это професси­ональный опыт человека. Здесь прежде всего важна специфика того вида деятельности, которой занимается слушатель. Если исходить из типологии, предложенной Е.А. Климовым (1988), можно выделить пять типов профессиональной деятельности, которые принципиально отличаются друг от друга: 1) человек-человек, 2) человек-техника, 3) человек-знак, 4) человек -при­рода, 5) человек-художественный образ.

Профессии типа человек — человек (педагоги, врачи, психоло­ги), как правило, развивают в людях большую проницательность, умение понимать особенности других людей, навыки общения, убедительность в коммуникации. Такие специалисты легко вклю­чаются в активные формы занятий, они инициативны в группо­вой работе, могут занять лидерскую позицию в группе161.

Профессии типа человек-техника (механики, инженеры, конструкторы), как правило, развивают в специалистах высо­кую ориентацию на предметность содержания курса. Для этих людей важно все увидеть своими глазами, попробовать, прове­рить на практике. Они особенно будут заинтересованы в полу­чении конкретных и непротиворечивых рекомендаций.

Представители профессий типа человек-знак (программис­ты, теоретики химики и физики, лингвисты) проявляют осо­бую требовательность к строгости определения понятий. Такие слушатели требовательны к логичности и определенности пост­роения курса и отдельных занятий, точности и непротиворечи­вости определений, особенно нетерпимы по отношению к лю­бым рассогласованиям. Для них особенно важно понимание ал­горитма действий. Если с этим нет проблем, то они готовы работать самостоятельно и без помощи преподавателя разраба­тывать новые способы решения проблем.

Профессии, относящиеся к типу человек-художественный образ (художники, артисты, дизайнеры), чаще всего развива­ют в специалистах нестандартность восприятия и мышления, особый подход к принятию решений, способность к многовари­антному видению различных проблем. Такие слушатели осо­бенно отличаются при групповом решении сложных проблем, проведении занятий с привлечением метода анализа конкрет­ных ситуаций, мозгового штурма. Они, как правило, особенно заинтересованы в получении новых эмоциональных переживаний и опыта, который бы мог быть интегрирован в их сферу деятельности162.

Помимо указанных специфических особенностей взрослой аудитории, необходимо учитывать те социально-психологиче­ские процессы, которые проявляются в связи с образованием и развитием малых групп, в частности трудовых коллекти­вов, членами которых являются клиенты. К таким социально-психологическим процессам и явлениям относятся эмоцио­нальная сфера (социально-психологический климат в группе), сфера межличностных отношений (формирование деловых и личных взаимоотношений, возникновение конфликтных си­туаций).

Таким образом, специфика коррекционно-развивающей работы со взрослыми обуславливает следующие основные на­правления деятельности психолога:

• Коррекция и развитие мотивационной сферы.

• Коррекция и развитие эмоциональной сферы.

• Развитие личности и личностный рост.

• Коррекция и развитие межличностных отношений.

• Коррекция профессиональной пригодности, адаптации и
компетентности.

2. ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ И ИХ ВИДЫ

2.1. Основные принципы составления психокоррекционных программ163

Как отмечает А.А. Осипова, составляя различного рода коррекционные программы, необходимо опираться на следующие принципы:

1. Принцип системности коррекционных, профилактиче­ских и развивающих задач. Этот принцип указывает на необхо­димость присутствия в любой коррекционной программе задач трех видов: коррекционных, профилактических и развива­ющих. В нем отражена взаимосвязанность и неравномерность развития различных сторон личности.

2. Принцип единства коррекции и диагностики. Этот прин­цип отражает целостность процесса оказания психологической помощи в развитии клиента как особого вида деятельности практического психолога.

3. Принцип приоритетности коррекции каузального типа.
Этот принцип означает, что приоритетной целью проведения коррекционных мероприятий должно стать устранение причин
трудностей и отклонений в развитии клиента.

4. Деятелъностный принцип коррекции. Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекци­онной работы, пути и способы реализации поставленных целей.

5. Принцип учета возрастно-психологцческих и индивиду­
альных особенностей клиента.
Принцип учета возраетно-психологических и индивидуальных особенностей клиента со­гласует требования соответствия хода психического и личност­ного развития клиента нормативному развитию, с одной сторо­ны, и признание бесспорного факта уникальности и неповтори­мости конкретного пути развития личности — с другой. Нор­мативность развития следует понимать как последовательность сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогене­тического развития.

Учет индивидуальных психологических особенностей лич­ности позволяет наметить в пределах возрастной нормы, про­грамму оптимизации развития для каждого конкретного кли­ента с его индивидуальностью, утверждая право клиента на выбор своего самостоятельного пути.

6. Принцип комплексности методов психологического воз­
действия.
Принцип комплексности методов психологического
воздействия, показывает необходимость использования всего
многообразия методов, техник и приемов практической психо­
логии.

Критически переосмысленные и взятые на вооружение ме­тоды, разработанные на теоретических основах психоанали­за, бихевиоризма, гуманистической психологии, гештальтп-сихологии и других научных школ, представляют собой мощ­ный инструмент, позволяющий оказать эффективную психологическую помощь клиентам с самыми различными проблемами. Принцип активного привлечения ближайшего социально­го окружения к участию в коррекционной программе. Прин­цип определяется той ролью, которую играет ближайший круг общения в психическом развитии клиента.

7.Принцип опоры на разные уровни организации психиче­ских процессов. При составлении коррекционных программ необ­ходимо опираться на более развитые психические процессы и использовать методы, их активизирующие. Это эффективный
путь коррекции интеллектуального и перцептивного развития.

8. Принцип программированного обучения. Наиболее эффек­тивно работают программы, состоящие из ряда последователь­ных операций, выполнение которых сначала с психологом, а затем самостоятельно приводит к формированию необходимых
умений и действий.

10. Принцип усложнения. Каждое задание должно прохо­дить ряд этапов: от минимально простого — к максимально сложному. Формальная сложность материала не всегда совпа­дает с его психологической сложностью. Наиболее эффективная коррекция на максимальном уровне трудности доступна конкретному человеку. Это позволяет поддерживать интерес в коррекционной работе и дает возможность клиенту испытать радость преодоления.

11. Учет объема и степени разнообразия материала. Во время реализации коррекционной программы необходимо пе­реходить к новому объему материала только после относитель­ной сформированное™ того или иного умения. Увеличивать
объем материала и его разнообразие необходимо постепенно.

12. Учет эмоциональной сложности материала. Проводи­мые игры, занятия, упражнения, предъявляемый материал должны создавать благоприятный эмоциональный фон, стиму­лировать положительные эмоции. Коррекционное занятие обя­зательно должно завершаться на позитивном эмоциональном
фоне.

Программа коррекционной работы должна быть психологи­чески обоснованной. Успех коррекционной работы зависит, прежде всего, от правильной, объективной, комплексной оцен­ки результатов диагностического обследования. Коррекционная работа должна быть направлена на качественное преобразо­вание различных функций, а также на развитие различных способностей клиента.

2.2. Виды коррекционных программ164

Для осуществления коррекционных воздействий необходи­мы создание и реализация определенной модели коррекции: общей, типовой, индивидуальной.

Общая модель коррекции — это система условий оптималь­ного развития личности в целом. Она предполагает расшире­ние, углубление, уточнение представлений человека об окру­жающем мире, людях, общественных событиях, связях и отно­шениях между ними; использование различных видов деятель­ности для развития системности мышления, анализирующего восприятие, наблюдательность и т.д.

Типовая модель коррекции основана на организации прак­тических действий на различных основах; направлена на овла­дение различными компонентами действий и поэтапное фор­мирование различных действий.

Индивидуальная модель коррекции включает в себя опреде­ление индивидуальной характеристики психического развития клиента, его интересов, обучаемости, типичных проблем; выявление ведущих видов деятельности или проблем, особен­ностей функционирования отдельных сфер в целом, определе­ние уровня развития различных действий; составление програм­мы индивидуального развития с опорой на более сформирован­ные стороны, действия ведущей системы для осуществления переноса полученных знаний в новые виды деятельности и сфе­ры жизни конкретного человека165.

Существуют стандартизированные и свободные (ориенти­рованные на настоящий момент) коррекционные программы.

1) В стандартизированной программе четко расписаны эта­пы коррекции, необходимые материалы, требования, предъяв­ляемые к участникам данной программы. Перед началом осу­ществления коррекционных мероприятий психолог должен
проверить возможности реализации всех этапов программы, наличие необходимых материалов, соответствие возможностей, предъявляемых к участникам данной программы.

2) Свободную программу психолог составляет самостоятель­но, определяя цели и задачи этапов коррекции, продумывая ход встреч, намечая ориентиры результата достижений для перехода к следующим этапам психокоррекции.

2.3. Основные требования к составлению психокоррекционной программы166

При составлении психокоррекционной программы необхо­димо учитывать следующие моменты:

—четко формулировать цели коррекционной работы;

—определить круг задач, которые конкретизируют цели
коррекционной работы;

—выбрать стратегию и тактику проведения коррекцион­ной работы;

—четко определить формы работы (индивидуальная, груп­повая или смешанная) с клиентом;

—отобрать методики и техники коррекционной работы;

—определить общее время, необходимое для реализации
всей коррекционной программы;

— определить частоту необходимых встреч (ежедневно,
1 раз в неделю, 2 раза в неделю, 1 раз в две недели и т.д.);

—определить длительность каждого коррекционного заня­тия (от 10—15 мин в начале коррекционной программы до 1,5—2 ч на заключительном этапе);

—разработать коррекционные программы и определить со­держание коррекционных занятий;

—планировать формы участия других лиц в работе (приработе с семьей — одключение родственников, значимых взрос­лых и т.д.);

—реализовывать коррекционные программы (необходимо предусмотреть контроль динамики хода коррекционной работы, возможности внесения дополнений и изменений в программу);

—подготовить необходимые материалы и оборудование. По
завершении коррекционных мероприятий составляется психо­логическое или психолого-педагогическое заключение о целях, задачах и результатах реализованной коррекционной програм­мы с оценкой ее эффективности167.

3. ФОРМИРОВАНИЕ

ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ ГРУППЫ:

СОЗДАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППЫ,

МЕСТО И УСЛОВИЯ РАБОТЫ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: